устройство подачи воздуха в капюшон самоспасателя
Классы МПК: | A62B9/02 клапаны |
Автор(ы): | Барбулев Сергей Яковлевич (RU), Фурман Евгений Эммануилович (RU) |
Патентообладатель(и): | Барбулев Сергей Яковлевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-05-19 публикация патента:
10.11.2006 |
Изобретение относится к средствам для индивидуальной защиты органов дыхания и служит для подачи сжатого воздуха из баллона, где он хранится под высоким давлением, в капюшон самоспасателя. Устройство содержит установленные в корпусе зарядный штуцер с обратным клапаном, пусковое устройство с подпружиненным штоком и установленный в воздушном канале подпружиненный клапан. В указанном канале выполнена полость редуцированного давления, ограниченная мембраной, с одной из сторон которой взаимодействует упомянутый шток. При этом в корпусе установлен толкатель, контактирующий с другой стороной указанной мембраны, а также с подпружиненным клапаном, отделяющим полость высокого давления от полости редуцированного давления. Технический результат заключается в создании устройства, обеспечивающего равномерно увеличивающийся объем подачи воздуха в капюшон самоспасателя по мере расхода воздуха в баллоне со сжатым газом. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Устройство подачи воздуха из баллона со сжатым газом в капюшон самоспасателя, содержащее установленные в корпусе зарядный штуцер с обратным клапаном, пусковое устройство с подпружиненным штоком, мембрану и расположенный в воздушном канале подпружиненный редукционный клапан, разделяющий выполненные в указанном канале полость высокого давления и полость редуцированного давления, ограниченную одной из сторон мембраны, с другой стороной которой взаимодействует упомянутый шток, причем в корпусе установлен толкатель, контактирующий с первой из указанных сторон указанной мембраны, а также с подпружиненным клапаном.
2. Устройство по п.1, в котором в упомянутом канале установлено седло, расположенное между упомянутой мембраной и подпружиненным клапаном, при этом указанный толкатель установлен в осевом отверстии седла.
3. Устройство по п.1, в котором пусковое устройство снабжено фиксирующим подпружиненный шток стопором, удерживаемым в нерабочем состоянии фиксатором.
4. Устройство по п.1, в котором имеется связанный с упомянутым каналом индикатор контроля запаса воздуха.
5. Устройство по п.1, в котором в упомянутом канале установлено предохранительное устройство с мембраной.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое устройство относится к средствам для индивидуальной защиты органов дыхания и служит для подачи сжатого воздуха из баллона, где он хранится под высоким давлением, в капюшон самоспасателя, предназначенного для защиты органов дыхания и зрения при эвакуации в случае возникновения пожара или аварии.
Известны несколько типов устройств подобного назначения:
- устройства, обеспечивающие постоянную подачу воздуха в капюшон пользователя, например, в самоспасателе мод. "Saver CF" фирмы "Dreager" (Германия), их недостатком является сложность конструкции и высокая стоимость;
- устройства, обеспечивающие уменьшающуюся подачу воздуха в капюшон пользователя, например, в самоспасателе АДА-1 (ОАО "КАМПО"), они более просты по конструкции, но снижение подачи воздуха в процессе работы устройства является существенным недостатком.
Наиболее близким аналогом предложенного изобретения является устройство подачи воздуха в маску самоспасателя по патенту US №5275153 от 04.01.1994, содержащее установленные в корпусе зарядный штуцер с клапаном, соединенный воздушным каналом с выходным штуцером, пусковое устройство и установленный в канале подпружиненный клапан, при этом в указанном канале выполнена полость редуцированного давления, а также имеется средство для регулирования подаваемого в маску давления. Таким образом, в результате регулирования устанавливается необходимый уровень давления, который не изменяется в процессе эксплуатации, поэтому данное устройство не предусматривает равномерное увеличение подачи воздуха, которое могло бы компенсировать накопление усталости пользователя.
Задачей предложенного решения является повышение комфортности при использовании устройства в процессе эксплуатации, а также упрощение конструкции.
Технический результат, на достижение которого направлено предложенное изобретение, заключается в создании устройства, обеспечивающего постепенно увеличивающийся объем подачи воздуха в капюшон самоспасателя по мере расхода воздуха в баллоне со сжатым газом.
Для достижения указанного технического результата предложено устройство подачи воздуха из баллона со сжатым газом в капюшон самоспасателя с увеличивающимся расходом воздуха, которое содержит установленные в корпусе зарядный штуцер с обратным клапаном, пусковое устройство с подпружиненным штоком, мембрану и расположенный в воздушном канале подпружиненный клапан, разделяющий выполненные в указанном канале полость высокого давления и полость редуцированного давления, ограниченную одной из сторон мембраны, с другой стороной которой взаимодействует упомянутый шток, причем в корпусе установлен толкатель, контактирующий с первой из указанных сторон указанной мембраны, а также с подпружиненным клапаном.
В упомянутом канале может быть установлено седло, расположенное между упомянутой мембраной и подпружиненным клапаном, при этом указанный толкатель размещен в осевом отверстии седла.
Пусковое устройство, предпочтительно, снабжено фиксирующим подпружиненный шток стопором, удерживаемым в нерабочем состоянии фиксатором.
Предпочтительно, в устройстве имеется связанный с упомянутым каналом индикатор контроля запаса воздуха.
В упомянутом канале также может быть установлено предохранительное устройство с мембраной.
Предлагаемое устройство, сохраняя простоту конструкции, обеспечивает постепенное увеличение в процессе работы подачи воздуха в капюшон пользователя, обеспечивая комфортные условия в процессе эвакуации по мере накопления усталости, т.е. наиболее благоприятные условия деятельности пользователя в экстремальных условиях.
На фиг.1 и 2 показаны крайние положения мембраны и подпружиненного клапана устройства согласно изобретению.
Устройство состоит из корпуса 1, герметично устанавливаемого в горловину баллона со сжатым воздухом. На указанном корпусе 1 смонтированы зарядный штуцер 2 с обратным клапаном 3, предохранительное устройство 4 с мембраной 5, индикатор 6, седло 7, в осевом отверстии которого установлен толкатель 8, контактирующий с подпружиненным клапаном 9, расположенным в полости редуцированного давления 10. Кроме того, предложенное устройство подачи воздуха содержит пусковое устройство 11 с фиксатором 12, подпружиненный шток 13 со стопором 14, мембрану 15 и выходной штуцер 16 с дюзой 17, через который осуществляется подача воздуха к капюшону. Зарядный штуцер 2 соединен воздушным каналом с выходным штуцером 16. Расположенный в этом воздушном канале подпружиненный клапан 9 разделяет выполненные в канале полость высокого давления 18 и полость редуцированного давления 10, ограниченную одной из сторон мембраны 15, с другой стороной которой взаимодействует упомянутый шток 13. Толкатель контактирует с первой из указанных сторон мембраны 15, а также с подпружиненным клапаном 9.
Указанная полость редуцированного давления 10 также может быть ограничена с одной стороны мембраной 15, а с другой стороны - седлом 7, которое расположено между мембраной 15 и подпружиненным клапаном 9.
При этом с одной из сторон мембраны 15 взаимодействует шток 13, а с другой стороной - толкатель 8.
Устройство работает следующим образом. Зарядка баллона сжатым воздухом производится от компрессора через штуцер 2 с обратным клапаном 3. Контроль запаса воздуха ведется по индикатору 6. Если давление превысит допустимую величину, то в предохранительном устройстве 4 происходит разрушение мембраны 5. Клапан 9 под действием давления и пружины прижат к седлу 7.
Пуск устройства осуществляется следующим образом. При вскрытии сумки, в которой хранится самоспасатель, из-под стопора 14 удаляется чека 12, при этом шток 13 под воздействием пружины через мембрану 15 воздействует на толкатель 8, отодвигая клапан 9 от седла 7, и по воздушному каналу пропускает в полость 10 сжатый воздух под редуцированным давлением. Через калиброванное отверстие в дюзе 17 воздух с заданным расходом через штуцер 16 подается в капюшон.
При постоянном диаметре отверстия в дюзе 17 величина расхода воздуха прямо пропорциональна величине редуцированного давления в полости 10.
По мере уменьшения давления в баллоне сила, с которой клапан 9 давит на толкатель 8 (усилие прижатия), уменьшается и, чтобы уравновесить усилие пружины пускового устройства, растет величина редуцируемого давления в полости 10, и, тем самым, увеличивается расход воздуха, подаваемого в капюшон, облегчая дыхание пользователя.