катализатор гидроочистки нефтяных фракций
Классы МПК: | B01J23/78 с щелочными или щелочноземельными металлами или бериллием B01J23/83 с редкоземельными или актинидами B01J27/19 молибден B01J21/02 бор или алюминий; их оксиды или гидроксиды C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями |
Автор(ы): | Целютина Марина Ивановна (RU), Алиев Рамиз Рза Оглы (RU), Резниченко Ирина Дмитриевна (RU), Волчатов Леонид Геннадьевич (RU), Андреева Татьяна Ивановна (RU), Ёлшин Анатолий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" (ОАО АЗК и ОС) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-04 публикация патента:
10.11.2006 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам, предназначенным для использования в процессах гидроочистки нефтяных фракций. Описан катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий оксиды кобальта, молибдена, натрия, лантана, фосфора, бора, алюминия, который имеет следующий состав, масс.%: СоО 2,5-4,0 МоО3 8,0-12,0 Na2O 0,01-0,08 La2О3 1,5-4,0 P2O 5 2,0-5,0 В2О3 0,5-3,0 Al2 O3 остальное.
Технический эффект - катализатор обеспечивает более эффективную гидроочистку сырья, содержащего увеличенное количество непредельных углеводородов.
Формула изобретения
Катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий оксиды кобальта, молибдена, натрия, лантана, фосфора, бора, алюминия, отличающийся тем, что он имеет следующий состав, мас.%:
СоО | 2,5-4,0 |
МоО3 | 8,0-12,0 |
Na2 O | 0,01-0,08 |
La2О3 | 1,5-4,0 |
P2O 5 | 2,0-5,0 |
В2О3 | 0,5-3,0 |
Al2 O3 | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам, предназначенным для использования в процессах гидроочистки нефтяных фракций.
Известен (Авт. свид. СССР 1547122, кл. B 01 J 37/02, 29/04, 1986 г.) катализатор для гидрооблагораживания нефтяного сырья следующего состава, мас.%: цеолит в форме MoO 3NH4NaY - 5-20; NiO - 3,5-5,0; МоО3 - 10-20; Р2О5 - 1,5-3,0; В2 О3 - 2,0-10,0; Al2О3 - остальное.
Катализатор обеспечивает глубину удаления сернистых соединений на уровне 90%.
Из патента №2102146 (RU МПК7 В 01 J 37/04, опубл. 20.01.98, Бюл. 2) известен катализатор гидроочистки нефтяных фракций, который имеет следующий состав, масс.%:
NiO | 3,0-4,5 |
МоО3 | 10,0-12,0 |
Na2O | 0,02-0,08 |
Р2 O5 | 0,5-1,5 |
В2O3 | 1,0-3,0 |
Al 2О3 | остальное. |
Способ получения данного катализатора включает смешение алюмооксидного носителя с борной кислотой и раствором соли молибдена с последующей формовкой, сушкой и прокалкой гранул. Полученную алюмобормолибденовую композицию пропитывают раствором азотнокислого никеля в присутствии фосфорной кислоты при рН 3,6-4,5.
Степень обессеривания при гидроочистке дизельного топлива при температуре 335°С составляет 91,9%, а при 342°С - 92,8%.
При гидроочистке бензол-толуол-ксилольной фракции степень обессеривания при температуре 250°С составляет 75,0%, при этом из-за закоксовывания катализатора необходимо проведение в год 3-4-х водородных обработок с целью активации катализатора.
Ближайшим (прототип) по технической сущности и достигаемому результату катализатором, известным из патента №2197323 (RU, В 01 J 23/88, опубл. 27.01.03.), является катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий оксиды кобальта и/или никеля, триоксид молибдена, носитель на основе оксида алюминия, кремния. Носитель дополнительно содержит, по крайней мере, одно модифицирующее соединение металлов, выбранных из группы: натрий, железо, лантан, церий, цинк, медь, вольфрам, и/или, по крайней мере, одно соединение неметаллов, выбранных из группы: фосфор, фтор, бор. Катализатор имеет следующий состав, мас.%: NiO и/или СоО 1-5, МоО3 8-15, носитель, в составе которого: SiO2 0,01-50, модифицирующее соединение металлов 0,01-5 и/или соединение неметаллов 0,5-10, оксид алюминия остальное. Предшественником оксида алюминия является рентгеноаморфное слоистое соединение алюминия формулы Al2О3·nH2О, где n=0,3-1,5.
Там же описан способ приготовления катализатора, который включает формование экструзией гидроксида алюминия, содержащего модифицирующие соединения, сушку, прокалку, пропитку раствором соединений активных компонентов никеля и/или кобальта, молибдена, с последующей сушкой и прокалкой.
Недостатком известного катализатора являет сложность технологии его приготовления.
Настоящее изобретение направлено на разработку способа приготовления катализатора с повышенной гидрообессеривающей активностью при переработке нефтяного сырья, содержащего большие количества непредельных углеводородов.
Заявляется катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий оксиды кобальта, молибдена, натрия, лантана, фосфора, бора, алюминия, который, согласно изобретению, имеет следующий состав, масс.%:
СоО | 2,5-4,0 |
МоО3 | 8,0-12,0 |
Na2O | 0,01-0,08 |
La2 О3 | 1,5-4,0 |
Р2O5 | 2,0-5,0 |
В 2O3 | 0,5 - 3,0 |
Al2О 3 | остальное. |
Сопоставительный анализ прототипа и предлагаемого изобретения показывает, что общими признаками является состав катализатора, который включает оксиды кобальта, молибдена, натрия, лантана, фосфора, бора, алюминия.
Отличие заявляемого катализатора от известного заключается в количественном содержании компонентов, масс.%:
СоО | 2,5-4,0 |
МоО3 | 8,0-12,0 |
Na2 O | 0,01-0,08 |
La 2О3 | 1,5-4,0 |
Р2O 5 | 2,0-5,0 |
В2O3 | 0,5 - 3,0 |
Al2 О3 | остальное. |
Предлагаемый катализатор обеспечивает более эффективную гидроочистку нефтяного сырья, содержащего увеличенное количество непредельных углеводородов.
Ниже приведены конкретные примеры осуществления заявляемого технического решения.
Пример 1.
Носитель готовят путем смешения гидроксида алюминия (лепешка псевдобемитной и бемитной структуры, состоящая из 60-40 масс.% псевдобемита и 40-60 масс.% бемита. Состав включает до 0,10 масс.% Na2O) в количестве 40 кг с 0,7 кг борной кислоты и азотнокислого раствора карбоната лантана. Полученную массу перемешивают при температуре 30°С в течение 15 минут. После получения однородной массы добавляют 1,5 дм3 25%-ного водного аммиака и массу перемешивают при 80°С в течение 20 минут. Готовую массу с содержанием сухого вещества 50% формуют в гранулы диаметром 1,7 мм. Сформованные гранулы сушат в течение 5 часов при температуре 120-200°С, а затем прокаливают при температуре 450°С в течение 5 часов.
Одновременно готовят пропиточный раствор. В растворитель заливают 400 дм3 воды, добавляют 40 дм3 ортофосфорной кислоты и загружают 170 кг азотнокислого кобальта при непрерывном перемешивании при температуре 40°С. В полученный раствор с концентрацией 50 г/дм3 СоО при рН 3,5 загружают 120 кг парамолибдата аммония до получения раствора с концентрацией 200 г/дм3 МоО3.
Далее проводят пропитку носителя соединениями активных компонентов, которую осуществляют следующим образом. В емкость загружают расчетное количество полученного описанным выше способом носителя, после чего из мерника добавляют расчетное количество пропиточного раствора (40°С, рН 3,5), содержащего азотнокислый кобальт, парамолибдат аммония и фосфорную кислоту.
Пропитанный соединениями активных компонентов носитель сушат при температуре 150°С и прокаливают при температуре 450°С.
Готовый катализатор содержит следующие соотношения компонентов, масс.%:
СоО | 4,0 |
МоО3 | 12,0 |
Na2O | 0,08 |
La2O 3 | 4,0 |
Р 2O5 | 2,0 |
В2O3 | 3,0 |
Al 2O3 | остальное. |
Катализатор имеет индекс прочности 2,3 кг/мм диаметра гранулы. Испытание его при гидроочистке дизельного топлива при температуре 335°С обеспечивает 92,5%-ную глубину удаления сернистых соединений. Использование же его в процессе гидрооблагораживания бензол-толуол-ксилольной фракции при 230°С обеспечивает снижение сернистых соединений на 82% (масс.). При этом межрегенерационный период составляет 11 месяцев, после 2-х лет работы требуется водородная обработка катализатора через 6 месяцев.
Пример 2.
Носитель готовят путем смешения гидроксида алюминия (лепешка псевдобемитной и бемитной структуры, состоящая из 60-40 масс.% псевдобемита и 40-60 масс.% бемита. Состав включает до 0,10 масс.% Na2O) в количестве 40 кг с 0,6 кг борной кислоты и азотнокислого раствора карбоната лантана. Полученную массу перемешивают при температуре 30°С в течение 15 минут. После получения однородной массы добавляют 1,5 дм3 25%-ного водного аммиака и массу перемешивают при 80°С в течение 20 минут. Готовую массу с содержанием сухого вещества 50% формуют в гранулы диаметром 1,7 мм. Сформованные гранулы сушат в течение 5 часов при температуре 120-200°С, а затем прокаливают при температуре 450°С в течение 5 часов.
Одновременно готовят пропиточный раствор: в растворитель заливают 400 дм3 воды, добавляют 50 дм3 ортофосфорной кислоты и загружают 160 кг азотнокислого кобальта при непрерывном перемешивании при температуре 80°С. В полученный раствор с концентрацией 50 г/дм3 СоО при рН 2,0 загружают 110 кг парамолибдата аммония до получения раствора с концентрацией 190 г/дм3 МоО3.
Далее проводят пропитку носителя соединениями активных компонентов, которую осуществляют следующим образом. В емкость загружают расчетное количество полученного описанным выше способом носителя, после чего из мерника добавляют расчетное количество пропиточного раствора (80°С, рН 2,0), содержащего азотнокислый кобальт, парамолибдат аммония и фосфорную кислоту.
Пропитанный соединениями активных компонентов носитель сушат при температуре 150°С и прокаливают при температуре 450°С.
Готовый катализатор содержит следующие соотношения компонентов, масс.%:
СоО | 2,5 |
МоО3 | 8,0 |
Na2O | 0,01 |
La2О 3 | 1,5 |
Р 2О5 | 5,0 |
В2О3 | 0,5 |
Al 2О3 | остальное. |
Катализатор имеет индекс прочности 2,3 кг/мм диаметра гранулы. Испытание его при гидроочистке дизельного топлива при температуре 335°С обеспечивает 93,0%-ную глубину удаления сернистых соединений. Использование же его в процессе гидрооблагораживания бензол-толуол-ксилольной фракции при 230°С обеспечивает снижение сернистых соединений на 83% (масс.). При этом межрегенерационный период составляет 11 месяцев, после 2-х лет работы требуется водородная обработка катализатора через 6 месяцев.
Исследование предлагаемых катализаторов в процессе гидроочистки обеспечивает получение гидрогенизата с пониженным содержанием сернистых соединений. При этом будет достигнуто улучшение технико-экономических показателей: экономия энергозатрат и материальных средств.
Класс B01J23/78 с щелочными или щелочноземельными металлами или бериллием
Класс B01J23/83 с редкоземельными или актинидами
Класс B01J21/02 бор или алюминий; их оксиды или гидроксиды
Класс C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями