моторная надувная лодка (варианты)
Классы МПК: | B63B7/08 надувные |
Автор(ы): | Чесноков Сергей Валерьевич (RU), Зыков Станислав Владимирович (RU), Лосев Михаил Викторович (RU), Кулик Анатолий Павлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "СибАкадемТехнологии" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-03-24 публикация патента:
20.11.2006 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам преимущественно большой грузоподъемности. Моторная надувная лодка содержит незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части. Эластичное днище выполнено надувным и состоит из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру. В качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища. Формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине. Нижняя часть днища имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище. Во втором варианте изобретения нижняя часть эластичного днища выполнена с W-образной формой поперечного сечения. Формообразующие перегородки расположены таким образом, что центральная из них проходит через оси симметрии нижней и верхней частей днища, количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии. В третьем варианте изобретения нижняя часть днища выполнена с VVV-образной формой поперечного сечения с образованием двух продольных килевых каналов. Количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии. Технический результат заключается в улучшении гидродинамических характеристик, повышении надежности, грузоподъемности и уменьшении веса лодки. 3 с. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, отличающаяся тем, что в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листа материала под углом, определяющим заданную килеватость, а верхняя часть - в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине, причем количество формообразующих перегородок должно быть равным относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота уменьшается, а расстояние между осью симметрии и соответствующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.
2. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, отличающаяся тем, что в качестве средства, образующего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала с W-образной формой поперечного сечения с углами, определяющими заданную килеватость, а верхняя часть в виде плоского листа из эластичного материала; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища таким образом, что одна формообразующая перегородка верхней и нижней частей днища проходит через их оси симметрии, количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии и расстояние между соответствующими перегородками от оси симметрии также одинаково; перегородки нижней и соответствующие им верхней частей днища соединены между собой по ребру свободного края по всей длине; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.
3. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, отличающаяся тем, что в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала с VVV-образной формой поперечного сечения с образованием двух продольных килевых каналов, а верхняя часть в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища, количество формообразующих перегородок должно быть одинаково по обе стороны от оси симметрии и расстояние между осью симметрии и соответствующими формообразующими перегородками по обе стороны от оси симметрии также одинаково; перегородки нижней и соответствующие им верхней частей днища соединены между собой по ребру свободного края по всей длине; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.
4. Моторная надувная лодка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что за транцем в корме лодки установлены два кармана-держателя из эластичного материала, выполненные в виде треугольников, одна из сторон которых закреплена в нижней части борта, а другая - снаружи надувного днища, в карманы-держатели съемно вставлены жесткие транцевые плиты в виде трех- или четырехугольников.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам преимущественно большой грузоподъемности, используемым в чрезвычайных ситуациях, где в большей степени требуется быстрое приведение в готовность мотолодки, надежность, жесткость и каркасность конструкции, повышенные гидродинамические показатели и хорошая остойчивость.
Известна надувная моторная лодка с повышенной мощностью мотора (свид. на полезную модель РФ №6549, МПК В 63 В 7/08), содержащая надувные борта, эластичное днище, транец, разборный настил, надувной киль, придающий килеватость, расположенный между настилом и эластичным днищем. Киль образует V-образную форму днища и улучшает скоростные характеристики днища.
Наибольшее распространение получили мотолодки с надувными килями, располагаемыми между эластичным днищем и стланью. Известна, например, по патенту ФРГ №1964656, МПК В 63 В 7/08 моторная надувная лодка с тремя надувными килями: центральным, расположенным в диаметральной плоскости, и двумя боковыми, расположенными под настилом вблизи бортовых баллонов. При таком решении днище на участках между килевыми баллонами при движении под мотором деформируется и принимает вогнутую форму.
Для исключения деформирования эластичного днища и обеспечения более эффективного натяжения в патенте ФРГ №3409760, МПК В 63 В 7/08 два боковых киля приближены к центральному, выполнены из одного тканевого полотнища и через небольшой промежуток соединены между собой. Эти два боковых киля обеспечивают дополнительное натяжение полотнища днища на участке диаметральной плоскости до нижних образующих бортов. Конструкция лодок с центральными надувными и боковыми килевыми баллонами, расположенными между днищем и настилом, защищает баллоны от возможных повреждений, увеличивает скоростные показатели, но в то же время в полной мере не решает проблему остойчивости для особо ответственных заданий. Для увеличения остойчивости желательно применение конструкции лодок с катамаранным эффектом.
Известна моторная лодка с использованием катамаранного эффекта (патент Норвегии №150553, МПК В 63 В 7/08), в которой помимо надувных бортов, днища, настила использованы два надувных килевых поплавка, расположенных между настилом и днищем по разные стороны от диаметральной плоскости, и в которой показана возможность подъема днища в диаметральной плоскости при определенных условиях. В этом решении при больших нагрузках возможно создание между двойными килями канала -образной формы, образованного участками днища. В этом патенте показан характер деформирования днища в зоне диаметральной плоскости при двух килевых поплавках при разных нагрузках, т.е. свободно установленные надувные килевые баллоны адаптируются по форме вместе с днищем в зависимости от изменяющегося груза.
Недостатком этого решения является изменение формы канала между надувными килями при изменяющейся нагрузке. В этой конструкции получить ярко выраженный катамаранный эффект не представляется возможным. Форма нижней части транца не изменена под профиль обвода днища, да это и не представляется возможным вследствие непостоянства положения днища при различных нагрузках. Усилие от нагрузки лодки сконцентрировано передается на борта только в зоне нижней части образующих их. Настил лодки состоит из отдельных больших секций, что увеличивает размеры упаковки и время приведения лодки в рабочее состояние.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является решение по патенту РФ №2237593, МПК В 63 В 7/08, которое принято в качестве прототипа. Моторная надувная лодка имеет незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, смонтированный над ним разборный настил и два килевых взаимно параллельных надувных баллона, расположенных на каждой стороне от диаметральной плоскости между эластичным днищем и жестким разборным настилом. Центральная часть эластичного днища по всей длине в диаметральной плоскости приподнята до уровня расположения верхних образующих килевых надувных баллонов и прикреплена к каждой из частей жесткого разборного настила с образованием одного продольного килевого канала с -образной формой поперечного сечения. Между настилом и днищем могут быть установлены два дополнительных килевых баллона с образованием трех продольных килевых каналов с -образной формой поперечного сечения. В диаметральной плоскости лодки может быть установлен один центральный дополнительный надувной баллон с диаметром таким же, как и у бортовых баллонов, при наличии двух дополнительных килевых баллонов и двух продольных килевых каналов.
Недостатками прототипа являются:
- большой вес лодки из-за наличия жесткого деревянного пола;
- недостаточно высокая грузоподъемность из-за наличия пустот между полом и эластичным днищем;
- недостаточно высокие гидродинамические характеристики из-за неустойчивой формы килевых каналов, а также прогиба днища при большой загрузке в связи с наличием пустот между полом и эластичным днищем;
- недостаточно высокая надежность из-за наличия крепежных деталей и наличия пустот, которые не создают достаточного натяжения днища, что может привести к порыву или повреждению его на мелководье, кроме того, крепление транца за днищем лодки при мелководье и препятствиях может оторвать его или повредить;
- недостаточно компактная укладка лодки при транспортировке из-за наличия жесткого пола и крепежных деталей.
Задачей изобретения является улучшение гидродинамических характеристик, повышение надежности, грузоподъемности и уменьшение веса лодки.
Поставленная задача достигается тем, что в моторной надувной лодке, включающей незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, согласно изобретению, в качестве средства создающего килеобразную форму днища используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала под углом, определяющим заданную килеватость, а верхняя часть в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине, причем количество формообразующих перегородок должно быть равным относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота уменьшается, а расстояние между осью симметрии и соответствующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, транец установлен в корму лодки на надувное днище.
Поставленная задача достигается также и другим вариантом изобретения, в котором согласно изобретению, в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала с W-образной формой поперечного сечения с углами, определяющими данную килеватость, а верхняя часть в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища таким образом, что одна формообразующая перегородка верхней и нижней частей днища проходит через их оси симметрии, количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии и расстояние между соответствующими перегородками от оси симметрии также одинаково, перегородки нижней и соответствующие им верхней частей днища соединены между собой по ребру свободного края по всей длине; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.
Предложен также третий вариант изобретения, по которому, согласно изобретения, в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала с VVV-образной формой поперечного сечения с образованием двух продольных килевых каналов, а верхняя часть в виде плоского листа, формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища, количество формообразующих перегородок должно быть одинаково по обе стороны от оси симметрии и расстояния между осью симметрии и соответствующими формообразующими перегородками по обе стороны от оси симметрии также одинаково; формообразующие перегородки нижней и соответствующие им верхней частей соединены между собой по ребру свободного края по всей длине; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.
Кроме того, в каждом из трех вариантов изобретения, за транцем в корме лодки могут быть установлены два кармана-держателя из эластичного материала, выполненные в виде треугольников, одна из сторон которых закреплена в нижней части борта, а другая снаружи надувного днища, в карманы-держатели съемно и плотно вставлены жесткие транцевые плиты в виде трех или четырехугольников.
Такое выполнение устройства позволяет исключить использование килевых баллонов, устранить пустоты, которые они образуют между днищем и жестким полом, и создать единую устойчивую форму надувного днища с заданными килем без использования жесткой стлани, что значительно улучшает гидродинамические характеристики и надежность лодки.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется следующими чертежами где
на фиг.1 изображен общий вид моторной лодки сверху;
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1 (вид лодки сзади);
на фиг.4 - узел крепления формообразующих перегородок;
на фиг.5 - вид лодки сзади с W-образной формой днища (2-ой вариант);
на фиг.6 - вид лодки сзади с VVV-образной формой днища (3-ий вариант);
на фиг.7 - вид лодки спереди в аксонометрии (1 вариант).
Моторная надувная лодка по первому варианту (на фиг.1, 2) образована надувными бортами 1 А-образной формы, транцем 2, эластичным днищем и средством создающим килеобразную форму. В качестве средства, создающего килеобразную форму используют формообразующие перегородки 3, которые расположены внутри надувного днища. Эластичное днище состоит из нижней 4 и верхней 5 частей, соединенных между собой по периметру (фиг.3.) Нижняя часть 4 состоит из двух эластичных листов, склеенных под углом в пределах от 90-150°. Верхняя часть 5 в виде плоского листа имеет форму нижней части между бортовыми надувными баллонами 1. Формообразующие перегородки 3 выполнены крыловидной формы из эластичного материала, например ПВХ, толщиной 1-1,5 мм (фиг.2). Формообразующие перегородки пришиты одним краем по всей длине к соединительным элементам в виде лент 6 (фиг.4). Ленты вместе с формообразующими перегородками приклеены по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижнего 4 и верхнего 5 листов днища. Формообразующие перегородки нижней и верхней частей днища склеены между собой по ребру свободного края по всей длине (фиг.2). Нижняя и верхняя часть днища вместе с формообразующими перегородками соединены между собой по периметру путем склеивания. Количество формообразующих перегородок должно быть равным относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота уменьшается. Расстояние между осью симметрии и соответствующими формообразующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково. Полученное таким образом днище неразъемно соединяется приклейкой с основными бортовыми баллонами 1 при помощи лент из эластичной ткани. Нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой 7 из эластичного материала, например из армированного ПВХ. Транец 2 установлен в корму лодки на надувное днище (фиг.2). Для улучшения ходовых характеристик лодки за транцем 2 в корме лодки могут быть установлены два кармана-держателя 8 (фиг.1), выполненных в виде треугольников, одна из сторон которых закреплена путем приклеивания в нижней части бортового баллона, а другая снаружи надувного днища. В карманы-держатели 8 съемно и плотно вставлены жесткие транцевые плиты 9 в виде трех или четырехугольников, которые выполнены например из морской фанеры, пластика, текстолита.
На фиг.5 представлен вид лодки сзади с W-образной формой эластичного днища по второму варианту изобретения. Эта лодка отличается по конструкции от 1-го варианта формой нижней части 10 эластичного днища, которая имеет W-образную форму поперечного сечения и расположением формообразующих перегородок. Формообразующие перегородки 3 расположены следующим образом: одна формообразующая перегородка проходит через оси симметрии верхней и нижней части днища; количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии, расстояние по обе стороны от оси симметрии также одинаково. Эта лодка имеет хороший катамаранный эффект. На фиг.6 представлен вид лодки сзади с VVV-образной формой эластичного днища по 3-му варианту изобретения. Эта лодка отличается от 1-го варианта тем, что нижняя часть эластичного днища выполнена VVV-образной формы с образованием двух продольных каналов. Расположение формообразующих перегородок относительно оси симметрии аналогично 1-му варианту. Во 2-ом и 3-ем варианте лодки аналогично могут быть установлены за транцем в корме лодки карманы-держатели с транцевыми плитами.
Моторная лодка по 3-му варианту изобретения дает самую меньшую осадку носовой части, что улучшает ее ходовые характеристики при движении на мелководье. Кроме того, такая лодка обладает наибольшей статической остойчивостью, что важно для работы в аварийных ситуациях.
Таким образом, конструкция лодки приближена к жесткой системе: корпус, надувное днище устойчивой формы, совмещающее функции киля и пола и транец. Вся нагрузка равномерно распределяется на надувные борта и надувное днище (фиг.7). Предлагаемая лодка обеспечивает устойчивое движение на высокой скорости как в условиях тихой воды, так и на волнении.
Достоинством лодки является возможность поддерживать полный ход при большой высоте волны на любых курсах по отношению к ее бегу, незначительность ударов, испытываемых днищем, устойчивость на курсе. Лодка обладает начальной статической остойчивостью (нет никакого значительного крена при повышенных нагрузках на один борт), нет "рыскливости" по курсу, имеет отличную маневренность.
Чтобы подготовить лодку для плавания, ее необходимо вынуть из упаковки, развернуть из скатки и наполнить воздухом все отсеки, предварительно ввернув в них клапаны. Чтобы сложить лодку, необходимо вывернуть клапаны из всех отсеков, уложить бортовые оконечности на транец и свернуть лодку в скатку вокруг транца. Всю скатку уложить в упаковочный чехол.
Изготовление предложенной конструкции лодки производится промышленным способом в условиях промышленного производства с использованием существующего оборудования, существующей технологии, серийных материалов и не требует применения специальной оснастки, приспособлений.
Преимуществами предлагаемой моторной лодки по сравнению с известными являются следующие:
- небольшой вес лодки из-за отсутствия жесткого деревянного пола;
- высокая грузоподъемность лодки за счет большого объема надувных камер;
- высокие гидродинамические характеристики за счет создания устойчивой единой формы надувного днища с заданным килем без использования жесткой стлани, а также за счет наличия транцевых плит, увеличивающих затранцевую поверхность контакта с водой, что уменьшает осадку кормовой части лодки и улучшает ходовые характеристики лодки;
- высокая надежность лодки из-за отсутствия крепежных деталей и отсутствие пустот, которые не создают достаточного натяжения днища, а также благодаря наличию дополнительного покрытия поверхности скольжения ПВХ-тканью и установки транца на днище, что предохраняет его от повреждений в случае препятствий;
- более компактная укладка лодки при транспортировке в связи с отсутствием жесткой стлани и крепежных деталей.
надувная лодка повышенной жесткости с самоотливным кокпитом (варианты) - патент 2456197 (20.07.2012) | |
надувная лодка (варианты) - патент 2446978 (10.04.2012) | |
катамаран - патент 2443592 (27.02.2012) | |
надувной катамаран (варианты) - патент 2440270 (20.01.2012) | |
надувная лодка (варианты) - патент 2436703 (20.12.2011) | |
надувная лодка на подводных крыльях - патент 2433059 (10.11.2011) | |
способ защиты дна лодки - патент 2429987 (27.09.2011) | |
надувная лодка /варианты/ - патент 2424943 (27.07.2011) | |
надувная лодка (варианты) - патент 2419573 (27.05.2011) | |
надувной матрац с быстросъемным ножным приводом и движителем для плавания по воде - патент 2404080 (20.11.2010) |