мотор-стопор

Классы МПК:H02K17/12 многофазные 
H02K7/10 конструктивное сопряжение с муфтами, тормозами, зубчатыми шкивами, механическими пускателями 
Патентообладатель(и):Марчак Самуил Элевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-03
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и общего машиностроения и может быть использовано при создании мотор-стопоров и самотормозящихся электродвигателей, сконструированных на базе асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Сущность изобретения состоит в том, что в мотор-стопоре, сконструированном на базе асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, контактирующие поверхности статора и ротора выполнены с конической резьбой, вал ротора опирается с одной стороны на радиальный подшипник, а с другой стороны - на упорный подшипник с дистанционной шайбой, обеспечивающей сцепление резьбовых поверхностей статора и ротора при обратном ходе последнего, причем выходной конец вала ротора снабжен шлицами. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, состоит в упрощении конструкции и повышении надежности мотор-стопора. 2 ил. мотор-стопор, патент № 2287889

мотор-стопор, патент № 2287889 мотор-стопор, патент № 2287889

Формула изобретения

Мотор-стопор, содержащий асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, установленным на вале, и статором, установленным на корпусе, отличающийся тем, что контактирующие поверхности статора и ротора выполнены с конической резьбой, вал ротора опирается с одной стороны на упорный подшипник с дистанционной шайбой, обеспечивающей сцепление резьбовых поверхностей при обратном ходе ротора, а с другой стороны на радиальный подшипник, причем выходной конец вала снабжен шлицами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к стопорам и может применяться в общем машиностроении.

Известны стопорные устройства как отдельная конструкция, которая присоединяется к электродвигателю [1].

Недостатком этой конструкции является ее громоздкость.

Задачей изобретения является: упрощение конструкции и увеличение надежности при эксплуатации.

Указанная задача решается посредством того, что в мотор-стопоре, содержащем асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, контактирующие поверхности статора и ротора представляют собой коническую резьбу, вал ротора опирается с одной стороны на упорный подшипник с дистанционной шайбой, а с другой стороны на роликовый радиальный подшипник, причем выходной конец вала ротора снабжен шлицами.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена общая конструкция мотор-стопора, на фиг.2 - узел упорного подшипника качения.

Мотор-стопор, сконструированный на базе асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, имеет вал 1, на котором установлен пакет ротора 2, упорный подшипник качения 3 с дистанционной шайбой 4 и роликовый радиальный подшипник 5. При этом подшипники 3 и 5 установлены в корпусе 6, на котором крепится пакет статора 7. Поверхности ротора 2 и статора 7 контактируют по конической резьбе 8. Выходной конец вала 1 снабжен шлицами 9. Кольцо 10 подшипника 3 установлено с зазором по отношению к корпусу 6. Кольцо 11 подшипника 3 и дистанционная шайба 4 установлены с зазором по отношению к валу 1.

Устройство работает следующим образом.

При включении электродвигателя и вращении ротора 2 в рабочем направлении коническая резьба между поверхностями ротора 2 и статора 7 находятся в раскрученном состоянии. Дистанционная шайба 4 у опорного подшипника 3 контролирует степень раскручивания резьбы, образуя постоянный минимальный зазор. Дистанционная шайба 4 выполняется такой, что гарантируется зацепление конической резьбы 8 при вращении ротора 2 в сторону, противоположную рабочему направлению. Благодаря наличию минимального зазора ротор 2 свободно вращается относительно статора 7. В случае остановки двигателя и попытке повернуть вал 1 с ротором 2 в обратную сторону вал 1, благодаря наличию шлиц 9 и выполнению зазоров на кольцах 10 и 11 упорного подшипника 3, перемещается, т.к. коническая резьбовая поверхность ротора 2 контактирует с резьбовой поверхностью статора 7. Коническая резьба 8 закручивается, и ротор 2 почти мгновенно стопорится. За счет того что срабатывание конической резьбы происходит быстро, т.е. при перемещении ротора 2 относительно статора 7 на не полный оборот, продольное перемещение вала 1 с кольцом 10 подшипника 3 минимально и не вызывает смещений рабочих органов подшипника 3 друг относительно друга. Повторное включение электродвигателя вновь вращает ротор 2 в рабочем направлении. Резьба 8 размыкается. Ротор 2 сдвигается в сторону от контакта резьбовых поверхностей и вал 1 перемещается. Между ротором 2 и статором 7 вновь устанавливается рабочий зазор, т.к. кольцо 10 подшипника 3 вновь возвращается в исходное положение и подшипник 3 вновь опирается на дистанционную шайбу 4.

Мотор-стопор представляет собой цельную конструкцию, которая устанавливается на раму как обычный электродвигатель и подсоединяется к электросети как асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, совмещая при этом функции электродвигателя и стопора.

Источники информации

1. М.Е.Поволоцкий. Проектирование асинхронных электродвигателей. Куйбышевское книжное издательство, 1970 г.

Класс H02K17/12 многофазные 

торцевая асинхронная электрическая машина -  патент 2522898 (20.07.2014)
малошумный асинхронный двигатель -  патент 2507664 (20.02.2014)
трехфазный асинхронный электрический двигатель -  патент 2478249 (27.03.2013)
двухчастотная электрическая машина -  патент 2477558 (10.03.2013)
многофазная стержневая волновая обмотка статора асинхронного двигателя -  патент 2437197 (20.12.2011)
низкооборотный асинхронный электродвигатель -  патент 2412518 (20.02.2011)
двухфазный асинхронный сварочный генератор -  патент 2404032 (20.11.2010)
короткозамкнутый ротор с беличьей клеткой асинхронной машины -  патент 2386201 (10.04.2010)
двухобмоточный статор с m=3-фазными 2p1=6·k- и 2p2=8·k-полюсными петлевыми обмотками в z=144·k пазах -  патент 2355097 (10.05.2009)
двухобмоточный статор с m=3-фазными 2p1=12·k- и 2p2=14·k-полюсными петлевыми обмотками при z=126·k пазах -  патент 2355096 (10.05.2009)

Класс H02K7/10 конструктивное сопряжение с муфтами, тормозами, зубчатыми шкивами, механическими пускателями 

Наверх