зубчатая передача
Классы МПК: | F16H1/14 с коническими колесами |
Автор(ы): | Дворников Леонид Трофимович (RU), Коган Борис Исаевич (RU), Черданцева Анастасия Николаевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет" (ГУ КузГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-05-31 публикация патента:
27.11.2006 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в общем редукторостроении. Зубчатая передача включает корпус 1, сопрягаемые конические зубчатые колеса 2, 3, посаженные на валы 4, 5, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения 6, 7, распорную втулку 8 и регулировочные прокладки. В шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами. Регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцовыми поверхностями. Технический результат - повышение технологичности конструкции и обеспечение самоустанавливаемости зубчатых колес с обеспечением линейного контакта зубьев. 2 ил.
Формула изобретения
Зубчатая передача, включающая корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере, на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки, отличающаяся тем, что в шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами, а регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцевыми поверхностями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в общем редукторостроении.
Известна зубчатая передача, состоящая из корпуса, валов на подшипниках качения и зубчатых колес. В этой зубчатой передаче для самоустанавливаемости колес используется сферическая опора (А.с. СССР №460387, МПК F 16 H 1/14, опубликовано 15.02.75, бюллетень №6).
Такая конструкция не обеспечивает самоустанавливаемости передач с взаимно перпендикулярным расположением осей ведущего и ведомого валов, установленных в подшипниках и несущих сопрягаемые конические колеса.
Известна самоустанавливающаяся коническая передача, принятая за прототип (А.с. СССР №1551892, МПК F 16 H 1/14, опубликовано 23.09.90, бюллетень №11), содержащая корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки.
Такая конструкция сложна и не технологична.
Задачами заявляемого технического решения являются повышение технологичности конструкции и обеспечение самоустанавливаемости зубчатых колес с обеспечением линейного контакта зубьев.
Указанные задачи достигаются тем, что в зубчатой передаче, включающей корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки, согласно заявляемому техническому решению в шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами, а регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцовыми поверхностями.
На фиг.1 изображена зубчатая передача заявляемой конструкции, на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Зубчатая передача (фиг.1) состоит из корпуса 1, конических зубчатых колес 2 и 3, установленных на валах 4 и 5, посадочная поверхность по меньшей мере одного из которых выполнена квазисферической, со шлицевым или шпоночным пазами, опорных подшипников 6 и 7, распорной втулки 8 с квазисферическими торцовыми поверхностями и упругих шайб 9 и 10 с квазисферическими торцовыми поверхностями, изготовленных из пружинной стали, подвергнутой термообработке. Эти шайбы 9 и 10 расположены между зубчатыми колесами 2 и 3 и вращающимися внутренними кольцами подшипника качения 6 и 7.
В процессе работы зубчатой передачи квазисферические торцовые поверхности упругих шайб 9 и 10, распорной втулки 8 и квазисферическая посадочная поверхность вала со шлицевым или шпоночным пазом обеспечивают самоустановку зубчатых колес 2 и 3 в пределах зазоров сопряжения и линейный контакт зубьев.
Квазисферическая форма торцовой поверхности шайб позволяет расширить допуски на размеры основных деталей, а самоустанавливаемость зубчатых колес, линейный контакт зубьев и технологичность обеспечиваются за счет квазисферической, со шлицевым или шпоночным пазами, посадочной поверхностью, по меньшей мере одного вала.
Класс F16H1/14 с коническими колесами
зубчатая передача преобразования крутящего момента с возможностью управляемого заклинивания - патент 2523853 (27.07.2014) | |
промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета - патент 2523360 (20.07.2014) | |
зубчатое колесо привода - патент 2505723 (27.01.2014) | |
устройство для сборки конической зубчатой передачи - патент 2481509 (10.05.2013) | |
способ сборки конической зубчатой передачи - патент 2480645 (27.04.2013) | |
зубчатая передача - редуктор - патент 2338101 (10.11.2008) | |
конический редуктор - патент 2291336 (10.01.2007) | |
редуктор беззазорный - патент 2242649 (20.12.2004) | |
зубчатая коническая передача - патент 2114342 (27.06.1998) | |
коническая зубчатая передача - патент 2077680 (20.04.1997) |