электронасосный агрегат
Классы МПК: | F04D13/06 с электрическим приводом F04D29/02 выбор материалов |
Автор(ы): | Двирный Валерий Васильевич (RU), Леканов Анатолий Васильевич (RU), Халиманович Владимир Иванович (RU), Томчук Альберт Владимирович (RU), Овечкин Геннадий Иванович (RU), Синиченко Михаил Иванович (RU), Задорожная Татьяна Павловна (RU), Логанов Александр Анатольевич (RU), Смирных Валерий Никитич (RU), Соколов Михаил Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение прикладной механики им. акад. М.Ф. Решетнева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-05-13 публикация патента:
27.12.2006 |
Предлагаемое изобретение относится к космической технике, в частности к герметичным электронасосным агрегатам (ЭНА) для систем терморегулирования космических аппаратов. ЭНА содержит корпус насоса и корпус электродвигателя, выполненные из алюминиевого сплава и герметично соединенные при помощи сварки, статор и ротор электродвигателя (ЭД). Ротор установлен на подшипниках качения, герметично отделен от статора при помощи немагнитной экранирующей гильзы (ЭГ) и контролируется датчиком положения ротора. Связь корпуса ЭД с ЭГ осуществлена с помощью слоистой биметаллической втулки, состоящей из титанового и алюминиевого сплавов, причем титановая часть приварена к ЭГ, а алюминиевая - к корпусу ЭД. Изобретение направлено на увеличение ресурса работы ЭНА за счет выполнения абсолютной герметичности его корпуса, повышение КПД и снижение массы путем уменьшения расстояния между статором и ротором за счет уменьшения толщины стенки ЭГ. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Электронасосный агрегат, содержащий корпус насоса и корпус электродвигателя, выполненные из алюминиевого сплава, например АМг6, и герметично соединенные при помощи сварки, статор и ротор электродвигателя, установленный на подшипниках качения, герметично отделенный от статора при помощи немагнитной экранирующей гильзы и контролируемый датчиком положения ротора, отличающийся тем, что связь корпуса электродвигателя с экранирующей гильзой осуществлена с помощью слоистой биметаллической втулки, состоящей из титанового и алюминиевого сплавов, причем титановая часть приварена к экранирующей гильзе, а алюминиевая - к корпусу электродвигателя.
2. Электронасосный агрегат по п.1, отличающийся тем, что экранирующая гильза выполнена из титанового сплава, например, ВТ14.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к космической технике, в частности к герметичным электронасосным агрегатам (в дальнейшем ЭНА) для систем терморегулирования космических аппаратов (в дальнейшем СТР КА).
Известны конструкции герметичных электронасосов (см. стр.4-6 книги: С.В.Поклонов. Асинхронные двигатели герметичных электронасосов. Ленинград. Энергоатомиздат, Ленинградское отделение. 1987), в которых выполнен экран статора из немагнитной стали, имеющий относительно высокое удельное электрическое сопротивление и герметически отделяющий полость статора от рабочей жидкости с применением приваривания концов (краев) экрана на массивные детали торцевых зон статора.
Недостаток указанного электронасоса заключается в низком коэффициенте полезного действия (в дальнейшем КПД) и большой его массе. Причина этого то, что экран статора выполнен из стали, как и корпус электронасоса, которые герметично соединены между собой сваркой. Для сравнения приведем удельные плотности стали и алюминия (из сплава которого АМг6 изготавливаются ЭНА СТР КА) соответственно 7800 и 2700 кг/м3.
КПД работы электродвигателя прототипа снижен за счет больших токов Фуко, возникающих в стальном экране статора при перемагничивании его магнитопровода, что приводит к превращению значительной части потребляемой электроэнергии в бесполезное тепло.
В настоящее время в СТР КА применяются малорасходные электронасосы (см. стр.3-4, 6-9, 16-20 книги: Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. М.: Машиностроение, 1985), которые предназначены для обеспечения циркуляции жидкого теплоносителя в замкнутых гидравлических контурах СТР КА при заданных расходах и напорах теплоносителя. В указанной книге описаны различные конструкции ЭНА.
Проведенный анализ патентных и научно-технических источников информации показал, что наиболее близким по технической сути (прототипом) для предлагаемого технического решения является ЭНА, в котором статор герметично отделен от жидкости экранирующей гильзой (см. стр.17, рис.1.8. Схема электронасосного агрегата книги: Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. М.: Машиностроение, 1985).
Недостаток прототипа заключается в малом ресурсе его работы, низком КПД и большой его массе, что исключает возможность его применения на современных КА со сроком активного существования 10-15 лет. Причины указанных недостатков заключаются в следующем.
Герметичность корпуса прототипа выполнена с применением резиновой герметизирующей прокладки, а не с помощью сварки (см. рис.1.8 между позициями 2 и 3 на стр.17 книги: Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. М.: Машиностроение, 1985). В этой же книге, на стр.20 в п.3 говорится, что стыковка электродвигателя и насоса через резиновые герметизирующие прокладки накладывает многие ограничения на эксплуатационные характеристики, а главное - на ресурс работы. Также говорится, что одним из основных требований на длительный ресурс ЭНА является герметичность, которую при конструировании и изготовлении для обеспечения длительного ресурса необходимо выполнять с помощью сварки замыкающего шва при окончательной сборке. Если выполнять эту рекомендацию, то экранирующая гильза статора должна быть выполнена из такого же сплава, что и соединяемые с помощью сварки корпуса насоса и электродвигателя, поскольку, как показано на указанном рис.1.8, корпус электродвигателя 3 и экранирующая гильза 7 выполнены в виде одной цельной детали. Применение сварки в этом случае предполагает однородность металлов, из которых выполнены корпуса насоса и электродвигателя. Для изготовления СТР КА (радиаторов-излучателей, трубопроводов для циркулирующего теплоносителя, ЭНА и др.), как и для большинства конструкций КА в целом, как правило, применяется алюминиевый сплав АМг6 с целью обеспечения минимально возможной массы. Проведенные исследования технических характеристик ЭНА с экранирующей гильзой из алюминиевого сплава и других материалов, с учетом современных возможностей высоких технологий в изготовлении биметаллов, показали наилучшие результаты применения титанового сплава для изготовления экранирующей гильзы.
По прочностным характеристикам (модулю упругости и пределу прочности) титановый сплав ВТ 14 примерно в два раза прочнее алюминиевого АМг6, что позволяет улучшить КПД и уменьшить массу путем уменьшения расстояния между статором и ротором электродвигателя, если экранирующую гильзу выполнить из более прочного титанового сплава, а не из алюминиевого. Снижение массы достигается в этом случае за счет того, что не требуется увеличивать мощность статора и ротора для компенсации потерь при увеличенном расстоянии между статором и ротором в случае применения алюминиевой гильзы.
По токам Фуко, возникающим в экранирующей гильзе при воздействии на нее переменного магнитного поля в процессе работы электродвигателя и снижающим КПД электродвигателя за счет преобразования части электроэнергии в бесполезное тепло, алюминиевая экранирующая гильза с учетом того, что толщина ее стенки в два раза толще по сравнению со стенкой экранирующей гильзы из титанового сплава, хуже примерно в 50 раз. В этом не трудно убедиться исходя из того, что величина токов Фуко, возникающих в различных электропродных материалах, обратно пропорциональна их электрическому сопротивлению (см. соответственно: таблицу 324 на стр.697 книги: И.Я.Левин. Справочник конструктора точных приборов. Третье издание. М.: Машиностроение. 1967 и таблицу "Удельное электросопротивление" на стр.448 книги Всесоюзный Ордена Ленина научно-исследовательский институт авиационных материалов. Авиационные материалы. Том 5. Научные редакторы тома док. техн. наук М.Б.Альтман, док. техн. Наук С.Г.Глазунов, док. техн. Наук С.И.Кишкин. Москва. ОНТИ-1973).
Цель предлагаемого изобретения - увеличение ресурса работы, повышение КПД и уменьшение масс ЭНА.
Поставленная цель достигнута за счет того, что связь корпуса электродвигателя с экранирующей гильзой осуществлена с помощью слоистой биметаллической втулки, состоящей из титанового и алюминиевого сплавов, причем титановая часть приварена к экранирующей гильзе, а алюминиевая - к корпусу электродвигателя; экранирующая гильза выполнена из титанового сплава марки ВТ14.
Сущность предложенного решения заключается в том, что герметичная гидравлическая развязка между статором и ротором в жидкости выполнена путем применения экранирующей гильзы, выполненной из титанового сплава ВТ14 (ОСТ 190173-75), герметично соединенной с помощью сварки с корпусом электродвигателя, выполненного из алюминиевого сплава АМг6 (ОСТ 190395-91) посредством слоистой биметаллической втулки, выполненной из титанового и алюминиевых сплавов с соответствующих сторон соединенных указанных частей, что позволило увеличить ресурс работы ЭНА за счет выполнения абсолютной герметичности его корпуса, повысить КПД и снизить массу путем уменьшения расстояния между статором и ротором за счет уменьшения толщины стенки экранирующей гильзы.
Предложенное устройство поясняется чертежом, на котором показан ЭНА, включающий корпус насоса 1, корпус электродвигателя 2, выполненные из алюминиевого сплава АМг6 и герметично соединенные корпусной сваркой 3, рабочее колесо 4, подшипники качения 5, датчик положения 6 ротора 7 с управляющим магнитом 8, экранирующую гильзу 9 статора 10, выполненную из немагнитного материала (титанового сплава), герметично соединенную сваркой 11 с корпусом электродвигателя 2 посредством слоистой биметаллической втулки 12, выполненной из алюминиевого сплава снаружи со стороны корпуса электродвигателя 2 и из титанового сплава изнутри со стороны экранирующей гильзы 9.
ЭНА выполнен с бесконтактным электродвигателем постоянного тока с коллектором в виде статического полупроводникового коммутатора, что обеспечивает работу электродвигателя без скользящего контакта и позволяет выполнить его герметичным. При работе полупроводниковый коммутатор (на чертеже не показан) включает ток в соответствующие обмотки статора 10, а возбуждение осуществляется постоянным магнитом, в качестве которого выполнен ротор 7. Управление коммутатором производится датчиком положения 6 ротора 7, возбуждение которого осуществляется управляющим магнитом 8, закрепленным на оси ротора 7. В процессе работы ЭНА элементы ротора 7, электродвигателя и подшипники качения 5 омываются жидкостью, что увеличивает ресурс их работы.
Применение экранирующей гильзы 9, выполненной из титанового сплава и герметично соединенной сваркой 11 посредством слоистой биметаллической втулки 12, позволило повысить КПД электродвигателя по сравнению с ранее применяемой экранирующей гильзой, выполненной из алюминия. Эффект получен за счет уменьшения толщины стенки экранирующей гильзы 9, а следовательно, и расстояния между статором 10 и ротором 7 электродвигателя (см. стр.5, пункт 1 книги: С.В.Поклонов. Асинхронные двигатели герметичных электронасосов. Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение. 1987), а также за счет уменьшения токов Фуко в ней. При этом снижена масса ЭНА за счет уменьшения массы статора и ротора, так как для их работы потребовалась меньшая потребляемая электрическая мощность, а значит, и электродвигатель с меньшей массой.
Особенностью ЭНА для КА является то, что они выполняются малорасходными и при обеспечении абсолютной герметичности имеют увеличенные по длине проходные сечения для жидкости, снижающие их КПД, и поэтому вопрос об увеличении его является насущным, так как для агрегатов КА всегда выставляются жесткие требования по минимизации энергопотребления и массы применяемых устройств.
Таким образом, в преложенном ЭНА увеличен ресурс работы ЭНА, повышен его КПД примерно на 8% и уменьшена масса примерно на 5%. Это позволило создать ЭНА на современном мировом уровне с КПД на уровне 30% и с подтвержденным ресурсом 20 лет по результатам наземных ускоренных ресурсных испытаний. По данным проведенных исследований патентной и научно-технической информации, а также по данным контрактных работ с ведущими зарубежными космическими фирмами США, Франции, Германии, Канады, Китая, Японии аналогичных ЭНА такого уровня в отечественной и мировой практике не существует.
Для доказательства указанных значений повышения КПД примерно на 8% и уменьшения массы примерно на 5% за счет того, что экранирующая гильза выполнена из титанового сплава толщиной 0,3 мм при уменьшении зазора между статором и ротором до 0,8 мм приведем значения известных аналогичных данных (см. стр.5, п.2; 57, п.3 книги: С.В.Поклонов. Асинхронные двигатели герметичных электронасосов. Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение. 1987), где указано, что основные конструктивные особенности известных электродвигателей герметичных ЭНА - относительно большой зазор между расточкой статора и ротором ( =2÷4 мм), при этом потери на экране статора составляют примерно 15% подводимой к двигателю мощности.
Предложенный ЭНА запущен в производство.
Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии признаков, сходных с совокупностью признаков заявляемого объекта.
Класс F04D13/06 с электрическим приводом
Класс F04D29/02 выбор материалов