погрузочно-транспортный орган горной машины
Классы МПК: | E21C25/68 комбинированные с оборудованием для удаления породы, например с погрузочными устройствами E21C35/20 устройства для удаления буровой мелочи, например для нагрузки на конвейер |
Автор(ы): | Мизин Вадим Александрович (UA), Полунин Сергей Андреевич (UA), Косарев Василий Васильевич (UA), Крайсвитний Сергей Викторович (UA), Лысак Дмитрий Анатольевич (UA) |
Патентообладатель(и): | Донецкий государственный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт "Донгипроуглемаш" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-06-09 публикация патента:
10.01.2007 |
Изобретение относится к горному делу, а именно к проходческим и погрузочным горным машинам, применяемым при проведении подготовительных выработок в горной промышленности, преимущественно в угольной. Обеспечивает повышение эффективности транспортирования крупных кусков породы по длине погрузочно-транспортного органа. Погрузочно-транспортный орган состоит из загрузочной, линейной и разгрузочной частей, шарнирно соединенных между собой. В указанных частях установлены обводные ролики, оси которых перпендикулярны плоскостям указанных частей. Вокруг роликов кольцеобразно замкнуты два Г-образных скребковых конвейера с Г-образными скребками. Скребки соединены своей вертикальной частью с цепью. Рабочие ветви скребковых конвейеров сопряжены с обводными роликами сторонами цепей, свободными от горизонтальных частей скребков, а холостые ветви сторонами цепей, снабженными горизонтальными частями скребков. Обводные ролики холостых ветвей установлены в опорах, которые расположены выше скребков, имеют высоту, не превышающую высоту скребка, и находятся в контакте со скребками в зоне вертикальных частей последних. Образующие обводных роликов рабочих ветвей расположены на расстоянии от переднего края загрузочной части, не превышающем 2,5l, где l - длина горизонтальной части скребка. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Погрузочно-транспортный орган горной машины, состоящий из загрузочной, линейной и разгрузочной частей, последовательно соединенных между собой шарнирно обводных роликов, расположенных в загрузочной, линейной и разгрузочной частях органа, и двух замкнутых кольцеобразно вокруг роликов Г-образных скребковых конвейеров, включающих скребки, соединенные цепью, и имеющих рабочие и холостые ветви, отличающийся тем, что оси обводных роликов перпендикулярны плоскостям загрузочной, линейной и разгрузочной частей органа, каждый скребок имеет Г-образную форму и соединен с цепью своей вертикальной частью, рабочие ветви скребковых конвейеров сопряжены с обводными роликами сторонами цепей, свободными от горизонтальных частей скребков, холостые ветви сопряжены с обводными роликами сторонами цепей, снабженными горизонтальными частями скребков, обводные ролики холостых ветвей установлены в опорах, расположенных выше скребков, имеют высоту, не превышающую высоту скребка, и установлены с возможностью контакта со скребками в зоне вертикальных частей последних, а образующие обводных роликов рабочих ветвей расположены на расстоянии от переднего края загрузочной части, не превышающем 2,5l, где l длина горизонтальной части скребка.
2. Орган по п.1, отличающийся тем, что в его линейной части рабочие ветви объединены в один общий ручей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горному делу, а именно к проходческим и погрузочным горным машинам, применяемым при проведении подготовительных выработок в горной промышленности, преимущественно в угольной.
Известен погрузочно-транспортный орган горной машины, применяемый в горнопроходческом комбайне (см. Базер Л.И. и др. Проходческие комбайны, - М., "Недра", 1974 г., стр.40, рис.27), состоящий из двух кольцевых баров, перемещающих разрушенный материал от краев выработки к центральному скребковому конвейеру, транспортирующему разрушенный материал вдоль комбайна.
Недостатками такого органа являются его значительные габариты и сложность конструкции из-за необходимости размещения в нем отдельных приводов для каждого кольцевого бара и центрального конвейера.
Наиболее близким к изобретению является погрузочно-транспортный орган горной машины, применяемый в горнопроходческом комбайне "ROBOTER" (см. проспект фирмы "Paurat", Германия, 1990). Орган состоит из загрузочной, линейной и разгрузочной частей, последовательно соединенных между собой шарнирно. По длине органа размещены два Г-образных скребковых конвейера, состоящие из скребков, соединенных центрально-расположенной цепью. Каждый скребковый конвейер замкнут кольцеобразно вокруг обводных роликов, оси которых лежат в плоскостях загрузочной, линейной и разгрузочной частей органа или перпендикулярны им. Скребковые конвейеры имеют рабочие и холостые ветви, и в линейной части органа рабочие ветви разделены перегородкой.
Недостатком такого погрузочно-транспортного органа является то, что холостая ветвь каждого конвейера размещена под его рабочей ветвью, что при огибании обводного ролика, ось которого параллельна плоскости загрузочной части органа, приводит к зависимости высоты скребкового конвейера от высоты холостой его ветви и диаметра обводного ролика. Указанное не позволяет придать передней части погрузочно-транспортного органа оптимальную конфигурацию и обеспечить выход скребков к переднему краю его загрузочной части для осуществления эффективной погрузки разрушенной породы.
Кроме того, ветви скребковых конвейеров, огибая при входе в линейную часть органа обводные ролики и поворачиваясь при этом на угол менее 90°, испытывают дополнительный изгиб в плоскости загрузочной части, что при центрально расположенной относительно скребков цепи приводит к их перекосам и повышенным усилиям контакта их торцов с обводными роликами.
Недостатком является также то, что скребковые конвейеры образуют в линейной части органа два отдельных ручья, разделенные перегородкой, что снижает эффективность транспортирования крупных кусков породы скребками обоих конвейеров.
В основу изобретения поставлена задача: в погрузочно-транспортном органе горной машины путем изменения его конструкции исключить зависимость высоты скребковых конвейеров от высоты их холостых ветвей и диаметров обводных роликов, что позволит приблизить рабочие ветви конвейеров к переднему краю загрузочной части органа, исключить изгиб рабочих ветвей конвейеров вокруг роликов со взаимно перпендикулярными друг другу осями, а также контакт торцов скребков с обводными роликами, повысить эффективность транспортирования крупных кусков породы по длине погрузочно-транспортного органа.
Поставленная задача решается за счет того, что в погрузочно-транспортном органе горной машины, состоящем из загрузочной, линейной и разгрузочной частей, последовательно соединенных между собой шарнирно, обводных роликов, расположенных в загрузочной, линейной и разгрузочной частях органа, и двух замкнутых кольцеобразно вокруг роликов Г-образных скребковых конвейеров, включающих скребки, соединенные цепью, и имеющих рабочие и холостые ветви, согласно изобретению оси обводных роликов перпендикулярны плоскостям загрузочной, линейной и разгрузочной частей органа, каждый скребок имеет Г-образную форму и соединен с цепью своей вертикальной частью, рабочие ветви скребковых конвейеров сопряжены с обводными роликами сторонами цепей, свободными от горизонтальных частей скребков, холостые ветви сопряжены с обводными роликами сторонами цепей, снабженными горизонтальными частями скребков, обводные ролики холостых ветвей установлены в опорах, расположенных выше скребков, имеют высоту, не превышающую высоту скребка, и установлены с возможностью контакта со скребками в зоне вертикальных частей последних, а образующие обводных роликов рабочих ветвей расположены на расстоянии от переднего края загрузочной части, не превышающем 2,5l, где l - длина горизонтальной части скребка.
Кроме того, в линейной части органа рабочие ветви могут быть объединены в один общий ручей.
Расположение осей обводных роликов, вокруг которых замкнуты скребковые конвейеры, перпендикулярно плоскостям загрузочной, линейной и разгрузочной частей погрузочно-транспортного органа позволяет исключить зависимость высоты скребковых конвейеров от высоты их холостых ветвей и диаметров обводных роликов, что вместе с расположением образующих обводных роликов на расстоянии от переднего края загрузочной части органа, не превышающем 2,5l, где l - длина горизонтальной части скребка, позволяет приблизить рабочие ветви скребковых конвейеров непосредственно к переднему краю погрузочно-транспортного органа, повысив эффективность погрузки, исключить изгиб рабочих ветвей конвейеров вокруг взаимно перпендикулярных друг другу осей роликов.
Выполнение скребков Г-образной формы и соединение их вертикальных частей с цепью позволяет расположить скребок с одной стороны цепи, а значит, исключить контакт торцов скребков рабочей ветви с обводными роликами. Выполнение роликов холостых ветвей с высотой, не превышающей высоту скребка, и расположение указанных роликов в опорах, размещенных выше скребков, обеспечивает проход скребков под обводными роликами холостых ветвей конвейеров.
Объединение в линейной части органа рабочих ветвей в один общий ручей обеспечивает повышение эффективности транспортирования крупных кусков породы по длине погрузочно-транспортного органа.
На фиг.1 показана схема погрузочно-транспортного органа горной машины, вид сбоку. На фиг.2 - схема органа, вид в плане. На фиг.3 - место контакта обводного ролика с холостой ветвью конвейера.
Погрузочно-транспортный орган горной машины состоит из загрузочной части 1 с передним краем 2, линейной части 3 и разгрузочной части 4, шарнирно соединенных между собой. В загрузочной 1, линейной 3 и разгрузочной 4 частях установлены обводные ролики 5, оси которых перпендикулярны плоскостям соответственно загрузочной 1, линейной 3 и разгрузочной 4 частей. Вокруг роликов 5 кольцеобразно замкнуты два Г-образных скребковых конвейера 6. Скребковые конвейеры 6 включают Г-образные скребки 7, имеющие вертикальные 8 и горизонтальные 9 части. Скребки 7 соединены своей вертикальной частью 8 с цепью 10. Скребковые конвейеры 6 имеют рабочие 11 и холостые 12 ветви. Рабочие ветви 11 сопряжены с обводными роликами 5 сторонами цепей, свободными от горизонтальных частей 9 скребков 7, а холостые ветви 12 - сторонами цепей, снабженными горизонтальными частями 9 скребков 7. Обводные ролики 5 холостых ветвей 12 установлены в опорах 13, которые расположены выше скребков 7, имеют высоту h, не превышающую высоту Н скребка 7, и находятся в контакте со скребками 7 в зоне вертикальных частей 8 последних. Образующие обводных роликов 5 рабочих ветвей 11 расположены на расстоянии от переднего края 2 загрузочной части 1, не превышающем 2,5l, где l - длина горизонтальной части 9 скребка 7. В линейной части 2 погрузочно-транспортного органа рабочие ветви 11 объединены в один общий ручей, не разделенный перегородкой.
Достижение технического результата осуществляется следующим образом.
При работе погрузочно-транспортного органа цепи 10 скребковых конвейеров 6 огибают обводные ролики 5, оси которых примерно параллельны друг другу, чем исключается чрезмерный изгиб скребковых конвейеров 6 вокруг взаимно перпендикулярных осей роликов. При движении цепи 10 рабочие ветви 11 скребковых конвейеров 6 контактируют с обводными роликами 5 сторонами цепей, свободными от горизонтальных частей 9 скребков 7. Тем самым исключается контакт торцов скребков 7 рабочих ветвей 10 с обводными роликами 5. В то же время скребки 7 холостых ветвей 12 свободно проходят под обводными роликами 5. За счет расположения образующих обводных роликов 5 рабочих ветвей 11 у переднего края 2 органа, скребки 7 движутся непосредственно у переднего края 2. Скребки 7 рабочих ветвей 11 захватывают породу, попадающую на передний край 2 органа. В линейной части 2 органа скребки 7 соседних рабочих ветвей 11 движутся в одном общем ручье, обеспечивая эффективное транспортирование крупных кусков породы.