роторный двигатель
Классы МПК: | F02B55/10 их охлаждение |
Автор(ы): | Кривицкий Антон Антонович (RU), Кривицкий Борис Антонович (RU), Бутенко Виктор Иванович (RU), Кривицкий Никита Александрович (RU), Ромчук Елизавета Евгеньевна (RU), Диденко Дмитрий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Таганрогский государственный радиотехнический университет" (ТРТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-12 публикация патента:
10.01.2007 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям. Изобретение позволяет повысить эксплуатационные характеристики, упростить конструкцию корпуса роторного двигателя и технологию его обработки, повысить надежность, экономичность и срок службы узлов и механизмов. Роторный двигатель содержит корпус с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на валу роторы. Корпус состоит из разделенных дисками блоков, количество которых соответствует количеству роторов. Все части корпуса уплотняют и соединяют посредством шпилек. Две шпильки имеют пояски для фиксации. Все шпильки выполнены полыми и соединены между собой соответствующим образом штуцерами, образуя тем самым каналы циркуляции охлаждающей жидкости. 2 ил.
Формула изобретения
Роторный двигатель, содержащий корпус с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на валу роторы, при этом корпус состоит из разделенных дисками блоков, количество которых соответствует количеству роторов, а все части корпуса уплотняют и соединяют посредством шпилек, при этом две шпильки имеют пояски для фиксации, отличающийся тем, что все шпильки выполнены полыми и соединены между собой соответствующим образом штуцерами, образуя каналы циркуляции охлаждающей жидкости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, а именно роторным двигателям, может быть использовано в автомобильной промышленности и машиностроении.
Известен роторный двигатель (см. авторское свидетельство №2003812, 5 F 01 С 1/00, бюл. №44, 1993 г.), содержащий корпус с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на оси роторы, выполненные в виде ступиц, контактирующих между собой торцами, и по меньшей мере двух лопастей, закрепленных на ступицах, механизм фиксации лопастей относительно корпуса и оси и механизм распределения рабочей среды, сообщенный с каналами подвода и отвода, а с целью упрощения конструкции, он снабжен торцевыми дисками, жестко закрепленными на ступицах с внутренней стороны крышек, механизм распределения выполнен в виде золотника, в корпусе выполнено отверстие с продольной осью, параллельной продольной оси корпуса, в котором размещен золотник, в крышках выполнены кольцевые и сообщенные с ними радиальные канавки, а в дисках - впускные и выпускные отверстия и отверстия для переключения золотника с возможностью периодического сообщения канавками крышек, соединенными с каналами подвода и отвода рабочей среды, при этом количество отверстий в дисках равно количеству лопастей, а последние выполнены в виде секторов с углом при вершине 20°.
Признаки совпадающие - роторный двигатель содержит корпус с торцовыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на оси роторы.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - недостаточная эффективность, сложность конструкции, неудобство сборки и эксплуатации.
Известна система охлаждения двигателя внутреннего сгорания (см. авторское свидетельство №1618899, F 01 Р 3/22, бюл. №1, 1991 г.), содержащая первый замкнутый контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные циркуляционный насос, полости охлаждения двигателя и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника для прохода жидкости первого контура, второй контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные парокомпрессор с нагнетательной и всасывающей магистралями, воздушный охладитель жидкости второго контура, дроссель переменного сечения и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника для прохода жидкости второго контура, вентиляторы обдува жидкостно-жидкостного теплообменника и воздушного охладителя жидкости второго контура, снабженные автономными приводами, а с целью снижения затрат мощности на охлаждение, она снабжена распределителем жидкости с приводом, аккумулятором тепла с патрубками подвода и отвода жидкости, запорным органом и магистралью подогрева жидкости, включающей последовательно сообщенные первый обратный клапан, подогреватель жидкости, насос и второй обратный клапан, причем распределитель жидкости размещен во всасывающей и нагнетательной магистралях парокомпрессора, аккумулятор тепла подключен к второму контуру параллельно воздушному охладителю жидкости второго контура, запорный орган жидкости второго контура, запорный орган установлен в одном из патрубков аккумулятора тепла, магистраль подогрева жидкости подключена к первому контуру параллельно циркуляционному насосу.
Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются наличие контура циркуляции охлаждающей жидкости.
Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются недостаточная эффективность, сложность конструкции, неудобство в эксплуатации.
Известен картер двигателя внутреннего сгорания (см. авторское свидетельство №1698472, F 02 F 7/00, бюл. №46, 1991 г.), содержащий по меньшей мере одну разъемную опору коренного подшипника, образованную поперечной перегородкой и крышкой, причем в последних выполнены по меньшей мере два отверстия, а в них установлены по меньшей мере два резьбовых элемента крепления с центрирующими цилиндрическими поясками, фиксирующими крышку относительно перегородки, с целью упрощения конструкции и повышения точности сборки путем сохранения соосности и цилиндричности опоры коренного подшипника, центрирующий цилиндрический поясок первого резьбового элемента крепления сопряжен с поверхностью продольного отверстия в крышке, при этом в крышке в месте установки центрирующего цилиндрического пояска второго резьбового элемента крепления выполнен паз, выполненный поперек оси вращения опоры коренного подшипника, дополнительно в крышке в месте установки центрирующего цилиндрического пояска второго резьбового элемента крепления выполнен радиальный паз, а на центрирующий цилиндрический поясок второго резьбового элемента крепления установлена втулка с радиальным выступом на наружной поверхности, причем радиальный выступ расположен в радиальном пазу, а сопряжения центрирующих цилиндрических поясков резьбовых элементов крепления с поверхностями отверстия паза и втулки и радиального выступа втулки с радиальным пазом в крышке выполнены с натягом.
Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются наличие корпуса, в котором установлены по меньшей мере два резьбовых элемента крепления с центрирующими цилиндрическими поясками для фиксации.
Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются недостаточная эффективность и надежность, не дают возможности осуществить снижение затрат мощности на охлаждение.
В качестве прототипа принят известный роторный двигатель внутреннего сгорания (см. патент №2177554, F 02 В 53/00, бюл. №36, 2001 г.), содержащий корпус с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на валу роторы, при этом корпус состоит из разделенных дисками блоков, количество которых соответствует количеству роторов, а все части корпуса уплотняют и соединены посредством шпилек.
Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками, являются наличие корпуса с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, установленные в нем на валу роторы, при этом корпус состоит из разделенных дисками блоков, количество которых соответствует количеству роторов, а все части корпуса уплотняют и соединены посредством шпилек.
Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются недостаточная эффективность и надежность, не дают возможности осуществить снижение затрат мощности на охлаждение.
Задача изобретения - повышение эксплуатационных характеристик, упрощение конструкции корпуса роторного двигателя и технологии его обработки, повышение надежности, экономичности и увеличение срока службы узлов и механизмов при снижении затрат мощности на охлаждение.
Технический результат достигается в тем, что роторный двигатель, содержащий корпус с торцевыми крышками и каналами подвода и отвода рабочей среды, а также установленные в нем на валу роторы, при этом корпус состоит из разделенных дисками блоков, количество которых соответствует количеству роторов; все части корпуса уплотняют и соединяют посредством шпилек, при этом две шпильки имеют пояски для фиксации, а все шпильки выполнены полыми и соединены между собой соответствующим образом штуцерами, образуя каналы циркуляции охлаждающей жидкости.
Предлагаемый роторный двигатель внутреннего сгорания поясняется чертежами, на фиг.1 представлен вид двигателя сверху, на фиг.2 - разрез А-А фиг.1.
Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с торцевыми крышками 2 и каналами подвода и отвода рабочей среды 3, установленные в нем на валу 4 роторы 5, при этом корпус 1 состоит из разделенных дисками 6 блоков 7, количество которых соответствует количеству роторов 5, а все части корпуса 1 уплотняют и соединяют посредством шпилек 8, 9, при этом две шпильки 9 имеют пояски для фиксации, а все шпильки 8, 9 выполнены полыми и соединены между собой соответствующим образом штуцерами 10, образуя каналы циркуляции охлаждающей жидкости.
Роторный двигатель внутреннего сгорания представляет собой корпус 1 с торцевыми крышками 2 и каналами подвода и отвода рабочей среды 3, установленные в нем на валу 4 роторы 5, а конструктивное исполнение корпуса 1 роторного двигателя с разделением на блоки 7 позволяет улучшить технологические параметры обработки корпуса 1, обеспечить высокую технологичность сборки. Это позволяет легко осуществить посредством набора требуемого количества блоков 7 и роторов 5 заданную мощность двигателя без значительных конструктивных затрат и без усложнения сборочного процесса. Также имеется возможность конструктивно просто использовать материалы повышенной износостойкости и жаропрочности за счет применения дисков 6, что позволяет продлить срок службы двигателя при снижении износа рабочих поверхностей. Соединение всех частей шпильками 8, 9, при этом две шпильки 9 имеют пояски для фиксации, обеспечивает взаимную фиксацию и упрощает технологию сборки, а также трудоемкость работ при ремонте, обеспечивая жесткое соединение в единое целое всех частей корпуса 1.
Дополнительно шпильки 8, 9 выполнены полыми и соединены между собой посредством штуцеров 10, образуя каналы циркуляции охлаждающей жидкости (не показано), которые соединены с системой охлаждения, включающей последовательно подключенные циркуляционный насос, воздушный охладитель жидкости, дроссель переменного сечения, каналы теплообменника для прохода жидкости, вентиляторы обдува теплообменника и др.
Это дает снижение затрат мощности на охлаждение, упрощение конструкции корпуса роторного двигателя и технологии его обработки, позволяет при незначительных производственных и технологических затратах обеспечить повышение эксплуатационных характеристик, что в свою очередь повышает надежность, экономичность и увеличивает срок службы узлов и механизмов в целом.