способ работы тепловой электрической станции
Классы МПК: | F01K13/00 Общая компоновка или общие технологические схемы силовых установок F01M5/00 Подогрев, охлаждение или регулирование температуры смазочного материала |
Автор(ы): | Шарапов Владимир Иванович (RU), Кубашов Сергей Евгеньевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-11-03 публикация патента:
20.01.2007 |
Изобретение предназначено для использования тепла масла турбины и может быть использовано в теплоэнергетике. Способ работы тепловой электрической станции заключается в том, что в котле вырабатывают пар, для чего в котел подают природный газ и воздух, вырабатываемый в котле пар направляют в турбину, смазку и охлаждение подшипников турбины и генератора осуществляют маслом, постоянное охлаждение масла производят в маслоохладителях. В качестве охлаждающей среды маслоохладителей используют природный газ, подаваемый в топку котла. Изобретение обеспечивает повышение экономичности тепловой электрической станции. 1 ил.
Формула изобретения
Способ работы тепловой электрической станции, по которому в котле вырабатывают пар, для чего в котел подают топливо - природный газ и воздух, вырабатываемый в котле пар направляют в турбину, смазку и охлаждение подшипников турбины и генератора осуществляют маслом, постоянное охлаждение масла производят в маслоохладителях, отличающийся тем, что в качестве охлаждающей среды маслоохладителей используют природный газ, подаваемый в топку котла.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях.
Известен аналог - способ работы тепловой электрической станции, по которому в котле вырабатывают пар, для чего в котел подают топливо и воздух, вырабатываемый в котле пар направляют в турбину для совершения работы, отработавший пар конденсируют в конденсаторе, смазку и охлаждение подшипников турбины и генератора осуществляют маслом, постоянное охлаждение масла производят в водяных маслоохладителях (см. Липсман B.C. Липсман С.И. Музыка А.Т. Наладка и эксплуатация промышленных паровых турбин. М.: Энергия. 1967. Рис.5-5. на с.124, и текстовые пояснения к нему на с.124-125). Этот аналог принят в качестве прототипа.
Недостатком аналогов и прототипа является пониженная экономичность тепловых электростанций вследствие потерь теплоты масла турбины.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение экономичности тепловой электрической станции за счет использования теплоты масла турбины в цикле тепловой электрической станции.
Для достижения этого результата предложен способ работы тепловой электрической станции, по которому в котле вырабатывают пар, для чего в котел подают топливо - природный газ и воздух, вырабатываемый в котле пар направляют в турбину, смазку и охлаждение подшипников турбины и генератора осуществляют маслом, постоянное охлаждение масла производят в маслоохладителях.
Особенность заключается в том, что в качестве охлаждающей среды маслоохладителя используют природный газ, подаваемый в топку котла.
Новый способ работы позволяет использовать теплоту масла турбины в цикле тепловой электрической станции, т.е. позволяет повысить экономичность тепловой электрической станции путем снижения тепловых потерь в окружающую среду.
Рассмотрим пример реализации заявленного способа работы тепловой электрической станции.
На чертеже изображена схема тепловой электрической станции, в которой реализуется новый способ.
Станция содержит котел 1 с горелкой 2, связанный паропроводом острого пара с турбиной 3, которая соединена паропроводом отработавшего пара с конденсатором 4, главный вал турбины вращается на подшипниках 5, соединенных системой трубопроводов с контуром охлаждения масла, включающем в себя маслоохладитель 6 и масляный насос 7, маслоохладитель выполнен в виде газо-масляного теплообменника с газозаборным 8 и газоотводящим 9 отверстиями, газоотводящее отверстие 9 маслоохладителя 6 соединено газопроводом с горелкой 2 котла 1.
В котел 1 через горелку 2 подают природный газ и воздух. Вырабатываемый в котле 1 пар направляют в турбину 3 и конденсируют в конденсаторе 4. Основной конденсат турбины через систему регенерации турбины возвращают в котел 1. Смазку и охлаждение подшипников 5 турбины 6 осуществляют маслом. Масло охлаждают путем циркуляции через маслоохладитель 6, циркуляцию масла обеспечивают при помощи масляного насоса 7. Газ, необходимый для работы котла 1, пропускают через маслоохладитель 6 и подают в котел 1.
Таким образом, новый способ позволяет возвращать теплоту масла турбины в котел, а также исключить систему водяного охлаждения масла турбины из схемы тепловой электрической станции, т.е. позволяет повысить экономичность тепловой электрической станции путем снижения потерь теплоты в окружающую среду и упрощения схемы станции.
Класс F01K13/00 Общая компоновка или общие технологические схемы силовых установок
Класс F01M5/00 Подогрев, охлаждение или регулирование температуры смазочного материала