реверсивное устройство судна
Классы МПК: | B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа |
Автор(ы): | Дадаев Гурий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | ФГУП "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-04-14 публикация патента:
27.01.2007 |
Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно двумя водометными движителями. Устройство содержит реверсивные заслонки с приводом их поворота. Привод поворота заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с гидрокраном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся в моторном отсеке судна. Реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей, состоящей из тяги и рычагов. Технический результат заключается в обеспечении надежности управления реверсом судна. 4 ил.
Формула изобретения
Реверсивное устройство судна, преимущественно с водометными движителями, содержащее реверсивные заслонки с приводом их поворота, отличающееся тем, что привод поворота реверсивных заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с гидрокраном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся в моторном отсеке судна, при этом реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей, находящейся также внутри моторного отсека и состоящей из тяги и рычагов, обеспечивающих синхронность положений заслонок обоих движителей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно с водометными движителями.
Известное реверсивное устройство судна (RU № 2198112 от 10.02.2003 г., МПК В 63 Н 11/11), принятое за прототип, содержит реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота, привод в виде электродвигателя с зубчато-винтовым механизмом, взаимодействующим с рычагом поворота реверсивной заслонки. Электропривод содержит переключатель управления реверсом, контактор, конечные выключатели, реле и другие элементы электрического управления.
Как показал опыт эксплуатации, электрическая система управления реверсом в виде конечных выключателей и реле не обеспечивает достаточной надежности из-за сильной вибрации в кормовой части судна. Периодически возникают сбои в работе сигнализации.
Известно реверсивное устройство (SU 1586957 от 23.08.1990 г., МПК В 63 Н 11/11) в виде гидроцилиндра, шарнирно связанного с заслонкой за кормой судна снаружи.
Конструкция постоянно находится в бурлящем потоке воды. Срок службы (ресурс) этого гидроцилиндра и трубопроводов для подвода рабочей жидкости ограничен. Привод обеспечивает только два фиксированных положения и работает от автономной гидросистемы, достаточно сложной по составу. Каждый движитель имеет собственное реверсивно-рулевое устройство с приводами.
Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков.
Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом изобретении реверс двух движителей осуществляется с помощью одного трехпозиционного гидроцилиндра с краном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся внутри моторного отсека. При этом реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей из тяг и поворотных рычагов, обеспечивающих синхронность 3-х положений заслонок обоих движителей на переднем ходу, на заднем ходу и при отсутствии хода судна, при дрейфе.
Сущность изобретения заключается в том, что для упрощения и повышения надежности конструкции привод поворота реверсивных заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с краном управления, подключенных к масляной системе главного двигателя и находящихся в моторном отсеке судна. Гидроцилиндр связан с заслонками с помощью тяг и поворотных рычагов.
Технический результат реализации изобретения - обеспечение надежности управления реверсом судна. Это достигается одним трехпозиционным гидроцилиндром. Малонадежные элементы типа электрических конечных выключателей и реле отсутствуют. Защита от перегрузок в конечных положениях привода обеспечивается предохранительным клапаном, переключающим рабочее давление на слив по достижении заслонкой любого из трех фиксированных положений. Рабочей жидкостью является масло из масляной системы главного двигателя судна. Специальной гидравлической системы не требуется.
Предлагаемое изобретение изображено на чертежах:
Фиг.1 - реверсивное устройство, вид сбоку;
Фиг.2 - реверсивное устройство, вид в корму внутри помещения;
Фиг.3 - реверсивное устройство, вид сверху;
Фиг.4 - схема работы.
На фиг.1-3 показано реверсивное устройство в положении заднего хода (заслонка опущена). Реверсивное устройство состоит из расположенной за соплом 1 водомета 2 заслонки 3, закрепленной на цапфах 4, уха 5 на заслонке, тяги 6, рычага 7 на внешнем конце вала 8, рычага 9 на внутреннем конце вала 8, гидроцилиндра 10. Вал 8 установлен внутри втулки 11 в кормовой стенке. Гидроцилиндр 10 трехпозиционный, имеет кран управления (не показан), состоит из вставки 12, к которой с обеих сторон прикреплены гильзы 13 и 14 с штоками 15 и 16.
Штоки 15 и 16 могут иметь разные ходы, т.к. нейтральное (стоповое) положение реверсивной заслонки может находится не посредине ее угла поворота. На вставке 12 и гильзах 13 и 14 имеются штуцеры для подключения к гидросистеме (не показано), для подвода и отвода масла от крана управления. Гидроцилиндр установлен так, что один шток 15 закреплен шарнирно за фундамент, а другой шток 16 - за рычаг 9, также шарнирно.
Гидроцилиндр имеет 3 позиции:
- оба штока выдвинуты (наибольшая длина),
- оба штока втянуты (наименьшая длина),
- один шток выдвинут (промежуточная длина).
Механизмы реверса правого и левого бортов связаны между собой кинематически с помощью поворотных рычагов 17, 18 и тяги 19, 20.
Работает устройство следующим образом.
При движении судна передним ходом заслонка 3 поднята (показано штрихами на фиг.1) и не создает препятствия отбрасываемой винтом или водометом струе воды. Реактивная сила R двигает судно вперед. Штоки гидроцилиндра при этом выдвинуты оба полностью (фиг.4а).
Для перехода на задний ход кран управления ставится водителем в положение "задний ход". Рабочая жидкость (масло) поступает в гидроцилиндр, штоки 15 и 16 втягиваются, рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки, рычаг 7 - тоже. Заслонка опускается вниз в поток воды (фиг.4б). Поток воды меняет направление, возникает реактивная сила R, тормозящая судно, а затем создающая задний ход.
Для установки заслонки в промежуточное положение, например с целью стопорения судна R=0 (дрейфа), рабочая жидкость (масло) подается только в одну рабочую полость, один шток выдвигается, другой - остается втянутым (фиг.4в).
Таким образом, от положения штоков гидроцилиндра зависит направление движения судна. Управление судном по курсу осуществляется с помощью рулевых заслонок от отдельного привода.
Класс B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа
реверсивно-рулевое устройство движительного комплекса (варианты) - патент 2459741 (27.08.2012) | |
водометный движитель - патент 2276041 (10.05.2006) | |
водометный движитель - патент 2256583 (20.07.2005) | |
водометный движительно-рулевой комплекс - патент 2205774 (10.06.2003) | |
реверсивное устройство судна - патент 2198112 (10.02.2003) | |
судовой водометный движитель - патент 2178368 (20.01.2002) | |
водометный движитель - патент 2169102 (20.06.2001) |