способ прогнозирования степени тяжести церебральных расстройств при термической травме
Классы МПК: | G01N33/577 с использованием моноклональных антител |
Автор(ы): | Кондратьев Герасим Петрович (RU), Кондратьев Петр Алексеевич (RU), Герасимова Маргарита Михайловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-05 публикация патента:
27.01.2007 |
Изобретение относится к области лабораторной диагностики и может быть использовано для прогнозирования степени тяжести церебральных расстройств при термической травме. Сущность способа состоит в том, что на первой и третьей неделях от получения ожогов в сыворотке крови определяют антитела к основному белку миелина методом иммуноферментного анализа. При значении показателей на третьей неделе в диапазоне 0,1-0,19 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома вегетативно-сосудистой дистонии; при значении показателей в пределах 0,2-0,274 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома рассеянной церебральной микросимптоматики и при значении показателей в пределах 0,275-0,3 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома очаговой симптоматики. Техническим результатом является возможность прогнозирования и оценки степени выраженности церебральных расстройств с высокой степенью достоверности.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m"myelinolysis in severely burned patients: relationship to serum hyperosmolality. Neurology. 1988 Aug; 38(8):1211-1217. ИСАЕВ И.М. Ультраструктурные изменения в центральной и периферической нервной системе при ожоговой болезни, Арх. Патологии, 1990, Т.52. №4. С.39-43. ГЕЛЬФАНД В.Б. Ожоговая энцефалопатия (по данным катамнеза) - Восьмой Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. 1988 Т. 3. С.233-234. ТКАЧЕВ В.В. Функциональное состояние нервной системы человека на различных стадиях ожоговой болезни. Физиология человека, 1993, Т. 19. №3. С.52-60.
Формула изобретения
Способ прогнозирования церебральных расстройств при термической травме, включающий определение уровня антител к основному белку миелина методом иммуноферментного анализа, отличающийся тем, что в сыворотке крови на первой и третьей неделе от получения термической травмы методом иммуноферментного анализа проводят определение уровня антител к основному белку миелина, при значении показателей на третьей неделе в диапазоне 0,1-0,19 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома вегетативно-сосудистой дистонии; при значении показателей в пределах 0,2-0,274 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома рассеянной церебральной микросимптоматики и при значении показателей в пределах 0,275-0,3 ЕД.ОП прогнозируют развитие синдрома очаговой симптоматики.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и комбустиологии. Неврологические расстройства при термических травмах относятся к актуальным проблемам современной медицины. По данным ВОЗ термическая травма занимает одно из ведущих мест в структуре инвалидности и смертности среди прочих травм. Одним из осложнений ожогов являются церебральные расстройства, патогенетические механизмы развития которых до конца не раскрыты. На настоящий момент изучению подвергались различные аспекты, в частности особенности неврологического обследования обожженных людей; клинические проявления поражения ЦНС; морфологические, гистохимические и ультраструктурные изменения нейронов головного мозга. В последнее время в связи с развитием новых методик исследований появилась возможность оценить иммунологические изменения в ЦНС при ожогах, что позволяет расширить представления о характере поражения нейронов головного мозга, а также разрабатывать диагностические и лечебно-профилактические комплексы, необходимые для улучшения результатов реабилитации больных с термической травмой. Особенно важен ранний прогноз вероятности развития церебральных расстройств у ожоговых больных, что позволяет своевременно назначать специфическую терапию, снижая тем самым риск развития осложнений и уменьшая сроки реабилитации.
Аналогом заявляемого способа авторы предполагают оценочный способ, предложенный группой исследователей (Профилактика и лечение поражений головного мозга при ожоговой болезни, С.Е.Хрулев, А.Н.Белова, И.Д.Булюбаш, С. В.Евстигнеев, А.Л.Борисевич, М.В.Растеряева, Нижегородский Медицинский Журнал, 2002, №3, с.55-60).
Данный способ основан исключительно на статистических наблюдениях, не раскрывает патогенетических механизмов развития неврологических осложнений и является чисто оценочным. Также не всегда представляется возможным собрать преморбидный анамнез.
Прототипом заявляемого способа авторы предлагают способ клинико-иммунологического анализа неврологических расстройств при ожоговой болезни, путем определения уровня антител к основному белку миелина (ОБМ) и денатурированной дезоксирибонуклеиновой (дДНК) в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа у больных с ожоговой патологией (Клинико-иммунологический анализ неврологических расстройств при ожоговой болезни, Герасимова М.М., Кондратьев Г.П., Нейроиммунология. том II, №2, 2004, с.25). Берется 3-4 мл крови, затем кровь центрифугируется для получения сыворотки. Определение уровня антител к ОБМ производится за счет специфического взаимодействия ОБМ, сорбированного на планшете, с антителами к ОБМ, содержащимися в сыворотке крови, регистрацию результатов проводят на вертикальном спектрофотометре типа "Multiskan" при длине волны 492 нм. Определение уровня антител к дДНК производится посредством связывания аутоантител из пробы с дДНК, иммобилизированной на поверхности лунок планшета, после чего измеряется оптическая плотность растворов в лунках при длине волны 450 нм.
При использовании данного метода у больных с ожоговой болезнью отмечался повышенный уровень антител к ОБМ и дДНК у пациентов с церебральной патологией по сравнению с контрольной группой. Данный способ достаточно информативен в силу высокой специфичности.
Определенными недостатками, на взгляд авторов, являются:
- применение для определения роли аутоиммунного процесса у пациентов с уже выявленными церебральными расстройствами;
- определение двух показателей (антител к ОБМ и дДНК) у больных с ожоговой патологией нецелесообразно для прогнозирования.
Авторы предлагают свой способ прогнозирования степени тяжести церебральных расстройств при термической травме. Осуществляют забор крови (объем = 3-4 мл). Полученную кровь центрифугируют до получения сыворотки. Исследование сыворотки крови проводят методом иммуноферментного анализа определения уровня антител к основному белку миелина (ОБМ). Используют тест-системы фирмы "Навина" (Москва).
Было обследовано 149 человек с термической травмой в возрасте от 16 до 65 лет (из них 107 - мужчины и 42 женщины), без выявленных церебральных расстройств. У них осуществлялись заборы крови (в объеме по 3-4 мл) на первой и третьей неделях от получения термической травмы, а также динамическое неврологическое наблюдение.
Уровень антител к ОБМ в анализах, взятых на первой неделе от начала заболевания, составил от 0,02 до 0,09 ЕД.ОП. Клинических проявлений церебральных расстройств у всех пациентов не было.
Уровень антител к ОБМ в анализах, взятых на третьей неделе от начала заболевания, составил от 0,05 до 0,3 ЕД.ОП. Клинических проявлений церебральных расстройств у всех пациентов не было.
За время динамического неврологического наблюдения отмечалось развитие церебральных расстройств у пациентов, начиная со 2-го месяца от получения термической травмы. Это позволило разделить пациентов на четыре группы:
1. Пациенты без церебральной патологии (101 человек).
2. Пациенты с синдромом вегетативно-сосудистой дистонии (28 человек).
3. Пациенты с синдромом рассеянной церебральной микросимптоматики (17 человек).
4. Пациенты с синдромом очагового поражения головного мозга (3 человека).
Причем при сопоставлении впоследствии результатов анализов, полученных на третьей недели, с клинической картиной, развернувшейся спустя два месяца и более, выяснилось, что показатели уровня антител к ОБМ в первой группе (101 человек) составили от 0,05 до 0,09 ЕД.ОП; во второй группе (28 человек) показатели уровня антител к ОБМ составили от 0,1 до 0,19 ЕД.ОП; в третьей группе (17 человек) показатели уровня антител к ОБМ составили от 0,2 до 0,274 ЕД.ОП; в четвертой группе (3 человек) показатели уровня антител составили от 0,275 до 0,3 ЕД.ОП.
Таким образом, задолго до развития церебральных расстройств наблюдалась четкая дифференциация иммунологических показателей.
Преимуществами данного способа диагностики по сравнению с другими являются:
- простота;
- доступность;
- не требует дорогостоящего оборудования, специальной подготовки персонала;
- позволяет проводить обследование у пациентов с большой площадью ожогов и в бессознательном состоянии, обследование которых традиционными методами невозможно;
- позволяет прогнозировать и оценивать степень выраженности церебральных расстройств с высокой степенью достоверности в ранние сроки;
- позволяет выявить патогенетические механизмы развития церебральных расстройств при термической травме.
Примеры из клинической практики.
1. Больной К. (и/б №9654) 39 лет, доставлен в Ожоговое отделение спустя 5 суток после получения термической травмы. Диагноз при поступлении: Термические ожоги пламенем туловища, верхних конечностей, нижних конечностей III АБ степени - 45% площади поверхности тела (3Б - 30% поверхности тела). Тяжелая ожоговая болезнь, период острой ожоговой токсемии.
В неврологическом статусе при поступлении: В сознании, менингеальных симптомов нет, ЧМН - без патологии.
На первой неделе от начала заболевания были взяты анализы сыворотки крови, результаты: уровень антител к ОБМ (0,09 ЕД.ОП).
На третьей неделе были повторно взяты анализы, результаты: уровень антител к ОБМ (0,3 ЕД.ОП). Был сделан прогноз возможности развития церебральных расстройств в виде очагового поражения головного мозга.
В неврологическом статусе через 4 месяца: Сознание спутанное, выраженная ригидность затылочных мышц (5 см), симптом Кернига с обеих сторон, центральный левосторонний парез VII, девиация языка вправо, выраженный правосторонний гипертонус, сухожильные рефлексы D>S, патологический стопный рефлекс Бабинского с обеих сторон.
Таким образом, наблюдалась ярко выраженная картина синдрома очагового поражения головного мозга.
2. Больной В. (и/б №22171) 48 лет. Диагноз при поступлении: Термические ожоги пламенем туловища, правой верхней конечности IIIАБ ст. - 25% площади поверхности тела (IIIБ ст. - 10% поверхности тела).
В неврологическом статусе при поступлении - без особенностей.
На первой неделе от начала заболевания были взяты анализы сыворотки крови, результаты: уровень антител к ОБМ (0,12 ЕД.ОП).
На третьей неделе были повторно взяты анализы, результаты: уровень антител к ОБМ составил (0,27 ЕД.ОП). Был сделан прогноз возможности развития церебральных расстройств в виде рассеянной церебральной микросимптоматики.
В неврологическом статусе через 2,5 месяца: Сознание ясное, менингеальных симптомов нет, ЧМН: мелкоразмашистый горизонтальный нистагм, легкая сглаженность левой носогубной складки, парезов нет, гипотрофия мышц верхних и нижних конечностей, сухожильные рефлексы везде повышены, равномерные, патологических стопных нет, координационные функции в норме.
Таким образом, наблюдалась картина синдрома рассеянной церебральной микросимптоматики.
3. Больная М. (и/б №20787) 43 года. Диагноз при поступлении: Термический ожог горячей жидкостью грудной клетки, живота, левого плеча, наружных половых органов I-II-IIIАБ ст. - 9% площади поверхности тела (IIIБ - 1,5% площади поверхности тела).
В неврологическом статусе при поступлении - без особенностей.
На первой неделе от начала заболевания были взяты анализы сыворотки крови, результаты: уровень антител к ОБМ (0,07 ЕД.ОП).
На третьей неделе были повторно взяты анализы, результаты: уровень антител к ОБМ составил (0,11 ЕД.ОП). Был сделан прогноз возможности развития церебральных расстройств в виде синдрома вегетативно-сосудистой дистонии.
Спустя два месяца, при повторном неврологическом обследовании, больная предъявляла жалобы на плохой сон, диффузные головные боли, шаткость походки, слабость, эмоциональную лабильность. В неврологическом статусе - без динамики.
Таким образом, прогноз подтвердился.
Класс G01N33/577 с использованием моноклональных антител