твердый антигололедный состав и способ удаления льда с поверхности дорог
Классы МПК: | C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания |
Автор(ы): | Галеев Рустем Дамирович (RU), Гаврилов Виктор Владимирович (RU), Исхаков Фархат Габдулхаевич (RU), Колтун Эдуард Ефимович (RU), Черниловский Сергей Константинович (RU), Хомяков Дмитрий Михайлович (RU), Розов Сергей Юрьевич (RU), Вавилов Александр Владимирович (RU), Васюнина Ольга Юрьевна (RU) |
Патентообладатель(и): | ЗАО "Бенатекс" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-10-06 публикация патента:
27.02.2007 |
Изобретение относится к химической промышленности и касается антигололедных составов для снятия снежно-ледного покрова с дорожного полотна. Состав содержит 22,5-45,0% хлорида кальция, 50,0-77,0% цеолита или природного песка, 0,5-5,0% триэтаноламина. Технический результат: повышение эффективности удаления льда с дорожной поверхности за счет изменения способа действия, снижение степени коррозии при значительной экономии хлористого кальция, состав экологически чист. 2 табл.
Формула изобретения
Твердый антигололедный состав, содержащий хлорид кальция, отличающийся тем, что дополнительно содержит цеолит или природный песок и триэтаноламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Хлорид кальция | 22,5-45,0 |
Цеолит или песок | 50,0-77,0 |
Триэтаноламин | 0,5-5,0 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к химической промышленности и касается антигололедных составов, преимущественно для снятия снежно-ледяного покрова с дорожного полотна.
Антигололедные реагенты применяются как для предотвращения образования, так и разрушения уже образовавшегося льда. В качестве таких реагентов широко известны неорганические соли такие, как хлориды натрия, кальция и магния. Для эффективного удаления льда требуется высокая концентрация хлоридов, что обуславливает коррозию металлических конструкций и кузовов автомобилей.
Известен состав для предотвращения наледи на дорогах, содержащий основу - речной песок и добавку - хлорид натрия (Инструкция по охране природной среды при строительстве автомобильных дорог. ВСН8-89 - Минавтодор, Москва, 1989, с.14). Содержащийся в такой пескосоляной смеси хлорид натрия коррозионно-активен, кроме того, при высоких концентрациях имеет свойство подавлять рост растений. Способ применения данного состава относится к комбинированному, то есть плавящее действие соли дополняется фрикционным свойством песка. Фрикционно-химический способ борьбы с обледенением не позволяет полностью удалять толстые слои льда с дорожной поверхности, кроме того, требуемая дозировка состава составляет 200-300 г/м 2, что приводит к излишнему содержанию песка на дороге, необходимости его удаления, засорению ливневой канализации, пыли на дорогах.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является твердый антигололедный состав, содержащий хлорид кальция и фосфатную добавку до 5 мас.% (хлористый кальций фосфатированный (ХКФ, ТУ 2152-057-05761643-2000).
Недостатком данного состава является высокая коррозионная активность, вызванная невысокой плавящей способностью.
При создании изобретения ставилась задача получить антигололедный состав, обладающий высокой способностью удалять снежно-ледяные отложения с дорожного полотна и низкой степенью коррозии, снизить количество плавящего вещества.
Это достигается тем, что в хлорид кальция, дополнительно вводят цеолит или природный песок и триэтаноламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Хлорид кальция | 22,5-45,0 |
Цеолит (или песок) | 50,0-77,0 |
Триэтаноламин | 0,5-5,0. |
При этом компоненты не просто смешиваются, как в случае получения фрикционно-химических материалов, а происходит пропитывание цеолита или песка хлористым кальцием с введенным ингибитором коррозии и получение устойчивых комочков. Введение цеолита (песка) и триэтаноламина позволяет повысить эффективность состава, снизить степень коррозии, значительной снизить расход хлорида кальция за счет изменения принципа действия реагента.
Предлагаемый состав и способ применения позволяет эффективно удалять достаточно толстые слои замерзшей воды (не менее 10 мм). В химических и фрикционно-химических реагентах плавящий агент непосредственно взаимодействует со льдом и начинает растворяться с началом реагирования, что мешает ему глубоко проникнуть вглубь льда. При этом действие ограничивается непосредственно проплавленным количеством льда. Вместе с тем, эффективнее содействовать разрушению и отлипанию льда от дорожного покрытия. В предлагаемом составе цеолит или песок служит не только как фрикционный агент (для повышения сцепления колес автомобилей с обледеневшим дорожным полотном), но и как носитель плавящего агента, позволяющий плавящему веществу постепенно выделяться из носителя. Сам носитель (комочек цеолита или слипшегося песка) при этом постепенно углубляется вглубь ледового слоя и содействует разрушению льда и отлипанию его от дорожного покрытия. По мере проникновения носитель разрушается до песчинок и начинает действовать как фрикционный материал.
Глубина проникания предлагаемого состава вглубь льда значительно выше, чем у составов, применяемых в виде порошка, чешуек и т.п. При этом технология получения реагента не требует использования дорогого метода гранулирования, а также предусматривает как получение частично-, так и полностью обезвоженного хлорида кальция, который при воздействии на лед вызывает выделение тепла. Способ распределения гранул на рабочей поверхности ненасыщенный (состав реактива и нормы расхода в зависимости от погодных условий рассчитываются по данным таблицы 1).
Цеолит является очень распространенным (запасы Европейской части России составляют несколько сотен млн тонн) природным минералом, но не находящим в настоящее время широкого использования. К преимуществам использования как основы антигололедных средств необходимо отнести и высокую экологичность цеолита.
Природный песок - самый распространенный минерал. Обычно используется песок, имеющий не более 3% пылевидных, глинистых и других примесей.
Триэтаноламин производится на ОАО "Казаньоргсинтез" (ТУ 6-09-2448-91), относится к продуктам класса аминоспиртов и представляет собой бурую жидкость (d=1,124, ПДК 5 мг/м 3).
Применяемый технический водный раствор хлорида кальция является отходом производства каустической соды (ГОСТ 450-77, массовая доля хлористого кальция не менее 32 мас.%, нерастворимый в воде остаток не более 0,15, мас.%, прочие неорганические соли в том числе хлорид магния не более 3 мас.%, d=1,38650).
Пример 1. Для приготовления 1 тонны реагента, состава хлорид кальция, цеолит (песок), триэтаноламин в соотношении 22,5:75:2,5, мас.%.
В емкость объемом не менее 1800 литров, помещенную над нагревательным элементом (марка значения не имеет), заливают 500 литров 32%-ного раствора хлорида кальция в воде, затем добавляют 22,2 литра триэтаноламина и 750 кг цеолита (песка). Смесь нагревают до температуры 175-360°С в течение 1 ч, затем охлаждают до температуры 70-90°С для последующего осушения в сушильной, вращающейся печи непрерывного действия марки СБ 1000. Дробление препарата осуществляют в барабанной мельнице (ГОСТ СТСЭВ 5177-85) до предпочтительных размеров 0,25-1 см в диаметре. Затем состав фасуют в полиэтиленовые упаковки, которые должны быть герметичны от попадания влаги.
Пример 2. Для приготовления 1 тонны реагента, состава хлорид кальция, цеолит, триэтаноламин в соотношении 45:50:5, мас.%.
Методика аналогична приведенной выше за исключением норм загрузок. Раствор хлорида кальция - 1000 литров, цеолит (песок) - 500 кг, триэтаноламин - 44,5 л.
Определение плавящих и отслаивающих снежно-ледовую массу свойств.
Испытания плавления льда и снежно-ледовой массы проводились в емкости с асфальтобетонной подложкой, площадью 0,03 м3 при температуре -7 и -16°С и толщине льда 5 и 10 мм. В качестве снежно-ледовой массы использовался мелко раздробленный лед. Реагенты перед испытаниями охлаждались до температуры льда. Время выдерживания составляло 3 часа. По окончании выдерживания смесь подвергалась умеренному механическому воздействию резиновым бруском, моделирующему движение автотранспорта. Разрушенный и отслоившийся лед убирался щеткой и определялась массовая потеря льда в зависимости от состава реагента и расхода хлорида кальция. Данные по результатам представлены в таблице 1 наряду со сравнительными данными прототипа -хлорида кальция фосфатированного (ХКФ).
Как видно из таблицы 1, для температур до -7°С и толщины снежно-ледовой массы до 10 мм оптимальным оказывается состав с соотношением CaCl2, цеолита (песка) и триэтаноламина 22,5:75:2,5 (мас.%), для температур близких к -16°С и толстой снежно-ледовой массе (около 10 мм) ориентировочное массовое соотношение компонентов должно быть 45:50:5 соответственно. Экономия расхода хлорида кальция в данных случаях в сравнение с использованием прототипа составляет 2-12,9 раза, причем экономичность препарата больше выражена при разрушении стекловидного льда.
Определение ингибирования коррозии.
Эксперименты проводились с трехкратным дублированием (для рекомендуемых концентраций) замеров потери массы образца стали 3 по методу, описанному в Методике испытаний противогололедных материалов, утвержденной государственной службой дорожного хозяйства министерства транспорта Российской Федерации, Москва, 2003 г., с.16.
Для испытаний используют 5%-ный водный раствор противогололедного препарата. Скорость коррозии определяют по формуле:
C= m/S·t,
где m - потеря массы образца, S - площадь пластины стали 3, м2, t - время, ч.
Данные испытаний и известные данные прототипа и похожих на него реагентов приведены в таблице 2.
Из таблицы 2 следует, что в зависимости от используемых концентраций CaCl2 в реагенте (по рекомендуемым данным таблицы 1) массовая концентрация триэтаноламина должна составлять 2,5-5%. Скорость коррозии препарата при этом в среднем на порядок ниже, чем у прототипа хлористого кальция фосфатированного (ингибитор - шлам ТПФ).
Таким образом, предлагаемый твердый антигололедный состав в зависимости от условий применения имеет в 2-12,9 раза большую эффективность в сравнение с прототипом, что позволяет соответственно экономить хлорид кальция, и очень низкую коррозионную активность (в 10 раз меньшую, чем у прототипа). Также предлагаемый состав значительно снижает количество песка по сравнению с пескосоляной смесью при значительном увеличении эффективности и экологичности.
Полученный состав прост в изготовлении и содержит дешевое сырье, а также распространенные природные минералы.
Таблица 2. Данные экспериментов по определению ингибирования коррозии состава в сравнении данными прототипа ХКФ (состав - твердый остаток дистиллерной жидкости и шлам ТПФ), а также близких к нему составов. | |||||||||
№ примера | Состав компонентов, мас.% | Скорость коррозии, г/(м 2·ч) | |||||||
Твердый остаток дистиллерной жидкости | CaCl 2 | Цеолит (песок) | Шлам ТПФ | Синтерол | ОП-7 | ОП-10 | Триэтаноламин | ||
1a | 100 | - | - | - | - | - | - | - | 0,540 |
2a | 99,0 | - | - | 0,5 | - | - | 0,5 | - | 0,020 |
3a | 97,5 | - | - | 2 | 0,5 | - | 0,5 | - | 0,008 |
4a | 96,0 | - | - | 3 | - | 0,5 | 0,5 | - | 0,007 |
5b | 97,2 | - | - | 3 | - | - | - | - | 0,07 |
6b | - | - | - | 8 | - | - | 1 | - | 0,06 |
7b | - | - | - | 2,5 | 0,3 | - | - | - | 0,05 |
8 | - | 22,5 | 77 | - | - | - | - | 0,5 | 0,0194 |
9 | - | 22,5 | 76,8 | - | - | - | - | 0,7 | 0,0185 |
10 | - | 22,5 | 76,5 | - | - | - | - | 1 | 0,0182 |
11 | - | 22,5 | 75,5 | - | - | - | - | 2 | 0,0076 |
12c | - | 22,5 | 75 | - | - | - | - | 2,5 | 0,0072 |
13 | - | 22,5 | 74,5 | - | - | - | - | 3 | 0,0072 |
14 | - | 45 | 54 | - | - | - | - | 1 | 0,0254 |
15 | - | 45 | 53 | - | . | - | - | 2 | 0,0138 |
16 | - | 45 | 52 | - | - | - | - | 3 | 0,0103 |
17 | - | 45 | 51 | - | - | - | - | 4 | 0,0097 |
18 c | - | 45 | 50 | - | - | - | - | 5 | 0,0081 |
19 | - | 45 | 49 | - | - | - | - | 6 | 0,0082 |
Примечания: a -, b - данные патентов RU №2009157, МПК С 09 К 3/18, 1991 и RU №2243248 С1, 7 С 09 К 3/18 соответственно. с - данные рекомендуемых составов. |
Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания