управляемый снаряд

Классы МПК:F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-08-23
публикация патента:

Изобретение относится к области вооружения. Управляемый снаряд содержит корпус с боевой частью, закрепленной к его переднему концу, модуль блока аппаратуры управления, закрепленный в задней части корпуса снаряда, и электрический жгут с компенсатором продольных перемещений. Боевая часть телескопически связана с модулем блока аппаратуры управления посредством цилиндрической втулки, которая закреплена к модулю блока аппаратуры управления радиальными штифтами. Втулка и боевая часть зафиксированы между собой срезным элементом, усилие разрушения которого меньше, чем усилие среза штифтов. Длина телескопической посадки цилиндрической втулки больше линейного удлинения корпуса снаряда при кинетическом нагреве. При использовании изобретения повышается маневренность снаряда. 2 ил. управляемый снаряд, патент № 2294524

управляемый снаряд, патент № 2294524 управляемый снаряд, патент № 2294524

Формула изобретения

Управляемый снаряд, содержащий корпус с боевой частью, закрепленной к его переднему концу, модуль блока аппаратуры управления, закрепленный в задней части корпуса снаряда, и электрический жгут с компенсатором продольных перемещений, отличающийся тем, что боевая часть телескопически связана с модулем блока аппаратуры управления посредством цилиндрической втулки, которая закреплена к модулю блока аппаратуры управления радиальными штифтами, при этом втулка и боевая часть зафиксированы между собой срезным элементом, усилие разрушения которого меньше чем усилие среза штифтов, причем длина телескопической посадки цилиндрической втулки больше линейного удлинения корпуса снаряда при кинетическом нагреве.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области вооружения, в частности к управляемым снарядам.

Известен управляемый снаряд [Патент РФ на изобретение №2177139 МПК7 F 42 B 15/00 от 15.01.2000], содержащий корпус с боевой частью, закрепленной к его переднему концу, и блок аппаратуры управления, закрепленный к заднему концу боевой части.

Недостаток данного снаряда заключается в том, что при высоких скоростях полета в плотных слоях атмосферы вследствие кинетического нагрева набегающим потоком воздуха корпус снаряда линейно удлиняется. При этом задний торец блока аппаратуры управления с расположенными на нем элементами приемопередатчика команд, который закреплен к заднему концу боевой части, перемещается внутрь корпуса снаряда, что приводит к затенению линий связи между снарядом и наземной аппаратурой управления, а также к нарушению работоспособности элементов приемопередатчика. Следовательно, скорость полета такого снаряда в плотных слоях атмосферы ограничена.

Прототипом данного предлагаемого изобретения выбран управляемый снаряд [Патент РФ на изобретение №2239781 МПК7 F 42 B 15/00 от 11.02.2003], содержащий корпус с боевой частью, закрепленной к его переднему концу, блок аппаратуры управления, один из модулей которого с приемопередающим устройством закреплен к корпусу в задней его части, и электрический жгут. Жгут между боевой частью и модулем блока аппаратуры управления снабжен компенсатором продольных перемещений. При тепловом линейном удлинении корпуса снаряда модуль аппаратуры управления перемещается вместе с задней частью корпуса относительно боевой части, что позволяет избежать затенения элементов приемопередающего устройства, расположенных на заднем торце модуля. Компенсатор продольных перемещений электрического жгута при этом выпрямляется, что исключает повреждение жгута.

Однако при всех своих преимуществах это устройство имеет следующие недостатки. При сборке снаряда боевая часть и модуль блока аппаратуры последовательно помещаются в корпус снаряда, который имеет значительную длину. Поэтому возможно защемление компенсирующей части электрического жгута между боевой частью и модулем блока аппаратуры и его повреждение, а визуально определить такой дефект сборки невозможно. Также при разборке снаряда в случае отказа при контрольно-проверочных операциях, при последовательном извлечении модуля блока аппаратуры и боевой части из корпуса снаряда возможен разрыв жгута. Следовательно, технология сборки такого снаряда является сложной.

Кроме того, на управляемом участке полета вследствие изменения направления движения снаряда корпус снаряда изгибается с возникновением напряжений. Боевая часть и модуль блока аппаратуры, размещенные в корпусе снаряда, в этом случае дополнительно повышают его жесткость, а отсутствие соединения между боевой частью и модулем блока аппаратуры локально ослабляет корпус снаряда. Поэтому маневренность такого снаряда ограничена жесткостью корпуса.

Задачей, решаемой данным изобретением, является повышение маневренности снаряда за счет увеличения жесткости его корпуса, а также упрощение технологии сборки.

Поставленная задача решается тем, что в управляемом снаряде, содержащем корпус с боевой частью, закрепленной к его переднему концу, модуль блока аппаратуры управления, закрепленный в задней части корпуса снаряда, и электрический жгут с компенсатором продольных перемещений, боевая часть телескопически связана с модулем блока аппаратуры управления посредством цилиндрической втулки, которая закреплена к модулю блока аппаратуры управления радиальными штифтами, при этом втулка и боевая часть зафиксированы между собой срезным элементом, усилие разрушения которого меньше, чем усилие среза штифтов, причем длина телескопической посадки цилиндрической втулки больше линейного удлинения корпуса снаряда при кинетическом нагреве.

Цилиндрическая втулка, телескопически соединяющая боевую часть и модуль блока аппаратуры управления, обеспечивает большую сопротивляемость корпуса снаряда действию изгибающих моментов на управляемом участке полета и исключает возможность механических повреждений жгута при сборке и разборке снаряда. При этом телескопическое соединение боевой части и модуля блока аппаратуры обеспечивает их перемещение относительно друг друга в пределах линейных тепловых изменений длины корпуса снаряда и в то же время позволяет сохранить его высокую жесткость, а длина телескопической посадки цилиндрической втулки, которая больше, чем линейное удлинение корпуса при кинетическом нагреве, исключает возможное заклинивание втулки и боевой части при уменьшении длины корпуса снаряда после падения его скорости и последующего охлаждения. Радиальные штифты, крепящие цилиндрическую втулку к модулю блока аппаратуры управления, в совокупности с фиксирующим срезным элементом определяют боевую часть и модуль блока аппаратуры управления как единый отсек, помещаемый в корпус снаряда, что упрощает операции сборки и разборки.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1, 2 изображен управляемый снаряд в полете.

Управляемый снаряд содержит корпус 1, боевую часть 2, модуль блока аппаратуры управления 3 и электрический жгут 4 с компенсатором продольных перемещений 8. Боевая часть 2 и модуль блока аппаратуры 3 телескопически соединены посредством цилиндрической втулки 5, которая к модулю блока аппаратуры закреплена радиальными штифтами 7, а с боевой частью связана срезным элементом 6. Длина телескопической посадки "б" цилиндрической втулки 5 больше, чем линейное удлинение "в" корпуса снаряда 1 при его кинетическом нагреве.

Работа устройства состоит в следующем. При сборке снаряда цилиндрическая втулка 5 радиальными штифтами 7 крепится к модулю блока аппаратуры 3. Компенсатор продольных перемещений 8 электрического жгута 4, например выполненный в виде гибкого колена, помещается во внутреннюю полость втулки 5, которая затем по скользящей посадке стыкуется с боевой частью 2 и фиксируется срезным элементом 6. Собранное устройство, представляющее собой единый отсек, помещается в корпус снаряда 1 и крепится со стороны боевой части 2 к его переднему концу, а со стороны модуля блока аппаратуры 3 - в задней части корпуса снаряда 1. Такая последовательность сборки исключает возможность защемления жгута 4 между боевой частью 2 и модулем блока аппаратуры 3 и возможность разрыва жгута 4, если возникла необходимость разобрать снаряд, так как усилия растяжения при разборке воспринимает не электрический жгут 4, а срезной элемент 6. После старта снаряда и по достижении им максимальной скорости корпус снаряда 1 разогревается набегающим потоком воздуха и линейно удлиняется. Модуль блока аппаратуры управления 3 при этом перемещается вместе с задней частью корпуса снаряда 1 относительно боевой части 2. Срезной элемент 6, усилие разрушения которого меньше, чем усилие среза штифтов 7, разрушается, и втулка 5 по телескопической посадке перемещается вместе с модулем блока аппаратуры 3. Расстояние между задним торцом боевой части 2 и передним торцом модуля блока аппаратуры 3 увеличивается и компенсатор продольных перемещений 8 выпрямляется, оставаясь во внутренней полости цилиндрической втулки 5, так как длина телескопической посадки "б" втулки больше линейного удлинения "в" корпуса снаряда 1. Кроме того, наличие втулки 5 является дополнительной защитой электрического жгута 4 от высокой температуры разогретого корпуса снаряда 1. На маршевом участке полета от действия управляющих моментов корпус снаряда 1 изгибается с возникновением напряжений и цилиндрическая втулка 5 препятствует возникновению деформаций корпуса снаряда 1 между боевой частью 2 и модулем блока аппаратуры управления 3, то есть жесткость корпуса снаряда 1 возрастает, что позволяет увеличить управляющие перегрузки снаряда и, следовательно, повысить его маневренность. После достижения заданной скорости снаряд вследствие сил лобового сопротивления начинает торможение, скорость его падает, и корпус снаряда 1 охлаждается с одновременным уменьшением длины, при этом расстояние между задним торцом боевой части 2 и передним торцом модуля блока аппаратуры 3 также уменьшается. Цилиндрическая втулка 5 по телескопической посадке возвращается в свое начальное положение, компенсатор продольных перемещений 8 складывается, оставаясь в ее внутренней полости, что исключает его защемление и повреждение между боевой частью 2 и модулем блока аппаратуры управления 3.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет увеличить жесткость корпуса снаряда, что повышает маневренность снаряда, а также упрощает технологию сборки и диагностической разборки.

Класс F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды

боеприпас -  патент 2529236 (27.09.2014)
способ управления траекторией полета тела -  патент 2528503 (20.09.2014)
узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
двухступенчатая противотанковая управляемая ракета -  патент 2527610 (10.09.2014)
управляемый артиллерийский снаряд -  патент 2527609 (10.09.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2527410 (27.08.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
управляемая пуля -  патент 2527366 (27.08.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2526725 (27.08.2014)
Наверх