топливо нефтяное легкое

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/08 для воспламенения от сжатия 
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Ойлтрейд" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-07-18
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок. Топливо содержит 4-10% мазута, 2-10% гудрона, 10-30% легкого газойля каталитического крекинга, 5-10% тяжелого газойля каталитического крекинга, 8-10% прямогонного дизельного топлива и до 100 остатка висбрекинга тяжелой нефтяной фракции. В отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом. Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Топливо нефтяное легкое, содержащее мазут, гудрон, легкий газойль каталитического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит прямогонное дизельное топливо и остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Мазут4-10
Гудрон2-10
Легкий газойль каталитического крекинга10-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга 5-10
Прямогонное дизельное топливо8-10
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции До 100

2. Топливо нефтяное легкое по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит до 5 мас.% легкого газойля коксования.

3. Топливо нефтяное легкое по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно содержит депрессорную присадку на основе сополимеров этилена с винилацетатом в количестве 0,02-0,1 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок.

Топливо нефтяное легкое может вырабатываться на основе прямогонных дистиллятных и остаточных фракций, а также продуктов вторичного происхождения и их смесей.

Известно топливо нефтяное судовое, содержащее 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга. ("Химия и технология топлив и масел", 1978, №3, с.28-30).

Однако это топливо характеризуется нестабильностью температуры застывания при хранении и содержания неоправданно большого количества дистиллятных фракций - до 70 мас.%.

Известно также топливо для судовых энергетических установок, содержащее 5-30 мас.% гудрона, до 25 мас.% широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°С, 20-25 мас.% легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 мас.% гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05 мас.% депрессорной присадки и до 100 мас.% прямогонного мазута.

(Патент РФ №2155211, С 10 L 1/04, 2000 г.).

Высокое содержание (до 40 мас.%) в составе топлива высококачественного продукта - гидроочищенного дизельного топлива, а также мазута прямогонного ограничивает его выработку.

Наиболее близким к заявляемому является топливо нефтяное судовое, содержащее в мас.%:

Гудрон10-15
Легкий газойль каталитического крекинга 15-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга10-20
Гидроочищенное дизельное топливо 19-30
Мазутдо 100

(Патент РФ №2139912, С 10 L 1/04, 1/18, 1999 г.).

Однако этот состав топлива не обладает высокой стабильностью, что приводит к расслоению судового топлива при его транспортировании и хранении, кроме того, топливо содержит в своем составе значительные количества гидроочищенного дизельного топлива и мазута прямогонного.

Задачей изобретения является повышение стабильности топлива, расширение ассортимента и увеличение производства высококачественных топлив для использования в судовых энергетических установках.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо нефтяное легкое, содержащее в мас.%:

Мазут4-10
Гудрон2-10
Легкий газойль каталитического крекинга10-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга 5-10
Прямогонное дизельное топливо8-10
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции до 100

Причем в отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом.

Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе предлагаемого топлива прямогонный мазут максимально заменен на остаточные продукты глубокой переработки нефти и вместо гидроочищенного используют прямогонное дизельное топливо.

Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах.

Предлагаемое топливо готовят путем смешения компонентов при перемешивании.

Для иллюстрации существа предлагаемого технического решения было приготовлено 5 образцов топлива.

Характеристика компонентов, вовлекаемых в состав топлива, приведена в таблице 1. В качестве основы предлагаемое топливо может содержать остаток висбрекинга гудрона или смеси гудрона с мазутом.

Состав приготовленных образцов и показатели качества приведены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что образцы предлагаемого топлива полностью соответствуют требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок.

Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО.
№№ ппНАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Остаток висбрекинга гудронаЛегкий газойль кат. крекингаТяжелый газойль кат. крекинга Прямогонное дизельное топливо ГудронМазутЛегкий газойль коксования
1. Температура застывания, °С10 Минус 1216Минус 13 3021 2
2.Вязкость условная при         
 80°С 6,61,20 х2,30х 1,32ХХ 42,18,02,5
 100°С 3,4- --16,2 3,931,84
3.Вязкость кинематическая, мм 2/с при         
 80°С, 50,22,7 х14,8х 4,10ХХ 32060,515,7
 100°С 29,7- --122,0 29,09,92
4.Массовая доля серы, % 2,61,202,32 0,752,561,7 2,0
 Коксуемость, %12,10,02 0,380,00810,2 7,30,5
х - при 50°С; хх - при 20°С

Таблица 2
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
№№ пп КОМПОНЕНТЫСодержание компонентов, мас.%
   Образец 1Образец 2Образец 3 Образец 4Образец 5
1.Легкий газойль каталитического крекинга 3020 101522
2.Тяжелый газойль кат. крекинга10 155 610
3. Прямогонное дизельное топливо 108 201513
4.Гудрон 52 3102
5.Мазут 510 4410
6.Легкий газойль коксования3 -- -5
7. Депрессорная присадка- -- 0,1-
8.Остаток висбрекинга До 100До 100 До 100 До 100До 100
 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1. Вязкость условная при 50°С, град. ВУ 3,804,62 4,804,763,71
2.Вязкость кинематическая при 50°С, мм2 27,634,1 36,435,027,0
3.Температура застывания, °С-6 +2+6-3 -4
4. Массовая доля серы, %1,90 2,04 2,072,051,91
5.Стабильность        
 - пятно 12 221
 - общий осадок с химическим старением, %0,02 0,060,09 0,050,05

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/08 для воспламенения от сжатия 

Наверх