топливо нефтяное легкое
Классы МПК: | C10L1/04 на основе смесей углеводородов C10L1/08 для воспламенения от сжатия |
Автор(ы): | Большаков Валентин Филиппович (RU), Овчинникова Татьяна Феликсовна (RU), Большаков Александр Валентинович (RU), Митусова Тамара Никитовна (RU), Шинков Сергей Олегович (RU), Кузнецова Ирина Михайловна (RU), Кузнецов Михаил Георгиевич (RU), Сергеева Ольга Рафаэльевна (RU), Винокуров Владимир Арнольдович (RU), Козлов Валерий Васильевич (RU), Вугин Игорь Робертович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Ойлтрейд" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-18 публикация патента:
20.04.2007 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок. Топливо содержит 4-10% мазута, 2-10% гудрона, 10-30% легкого газойля каталитического крекинга, 5-10% тяжелого газойля каталитического крекинга, 8-10% прямогонного дизельного топлива и до 100 остатка висбрекинга тяжелой нефтяной фракции. В отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом. Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Топливо нефтяное легкое, содержащее мазут, гудрон, легкий газойль каталитического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит прямогонное дизельное топливо и остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Мазут | 4-10 |
Гудрон | 2-10 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 10-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 5-10 |
Прямогонное дизельное топливо | 8-10 |
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции | До 100 |
2. Топливо нефтяное легкое по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит до 5 мас.% легкого газойля коксования.
3. Топливо нефтяное легкое по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно содержит депрессорную присадку на основе сополимеров этилена с винилацетатом в количестве 0,02-0,1 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок.
Топливо нефтяное легкое может вырабатываться на основе прямогонных дистиллятных и остаточных фракций, а также продуктов вторичного происхождения и их смесей.
Известно топливо нефтяное судовое, содержащее 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга. ("Химия и технология топлив и масел", 1978, №3, с.28-30).
Однако это топливо характеризуется нестабильностью температуры застывания при хранении и содержания неоправданно большого количества дистиллятных фракций - до 70 мас.%.
Известно также топливо для судовых энергетических установок, содержащее 5-30 мас.% гудрона, до 25 мас.% широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°С, 20-25 мас.% легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 мас.% гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05 мас.% депрессорной присадки и до 100 мас.% прямогонного мазута.
(Патент РФ №2155211, С 10 L 1/04, 2000 г.).
Высокое содержание (до 40 мас.%) в составе топлива высококачественного продукта - гидроочищенного дизельного топлива, а также мазута прямогонного ограничивает его выработку.
Наиболее близким к заявляемому является топливо нефтяное судовое, содержащее в мас.%:
Гудрон | 10-15 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 15-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 10-20 |
Гидроочищенное дизельное топливо | 19-30 |
Мазут | до 100 |
(Патент РФ №2139912, С 10 L 1/04, 1/18, 1999 г.).
Однако этот состав топлива не обладает высокой стабильностью, что приводит к расслоению судового топлива при его транспортировании и хранении, кроме того, топливо содержит в своем составе значительные количества гидроочищенного дизельного топлива и мазута прямогонного.
Задачей изобретения является повышение стабильности топлива, расширение ассортимента и увеличение производства высококачественных топлив для использования в судовых энергетических установках.
Для решения поставленной задачи предлагается топливо нефтяное легкое, содержащее в мас.%:
Мазут | 4-10 |
Гудрон | 2-10 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 10-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 5-10 |
Прямогонное дизельное топливо | 8-10 |
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции | до 100 |
Причем в отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом.
Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе предлагаемого топлива прямогонный мазут максимально заменен на остаточные продукты глубокой переработки нефти и вместо гидроочищенного используют прямогонное дизельное топливо.
Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах.
Предлагаемое топливо готовят путем смешения компонентов при перемешивании.
Для иллюстрации существа предлагаемого технического решения было приготовлено 5 образцов топлива.
Характеристика компонентов, вовлекаемых в состав топлива, приведена в таблице 1. В качестве основы предлагаемое топливо может содержать остаток висбрекинга гудрона или смеси гудрона с мазутом.
Состав приготовленных образцов и показатели качества приведены в таблице 2.
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что образцы предлагаемого топлива полностью соответствуют требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок.
Таблица 1 | ||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО. | ||||||||
№№ пп | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | Остаток висбрекинга гудрона | Легкий газойль кат. крекинга | Тяжелый газойль кат. крекинга | Прямогонное дизельное топливо | Гудрон | Мазут | Легкий газойль коксования |
1. | Температура застывания, °С | 10 | Минус 12 | 16 | Минус 13 | 30 | 21 | 2 |
2. | Вязкость условная при | |||||||
80°С | 6,6 | 1,20 х | 2,30х | 1,32ХХ | 42,1 | 8,0 | 2,5 | |
100°С | 3,4 | - | - | - | 16,2 | 3,93 | 1,84 | |
3. | Вязкость кинематическая, мм 2/с при | |||||||
80°С, | 50,2 | 2,7 х | 14,8х | 4,10ХХ | 320 | 60,5 | 15,7 | |
100°С | 29,7 | - | - | - | 122,0 | 29,0 | 9,92 | |
4. | Массовая доля серы, % | 2,6 | 1,20 | 2,32 | 0,75 | 2,56 | 1,7 | 2,0 |
Коксуемость, % | 12,1 | 0,02 | 0,38 | 0,008 | 10,2 | 7,3 | 0,5 | |
х - при 50°С; хх - при 20°С |
Таблица 2 | |||||||||
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА | |||||||||
№№ пп | КОМПОНЕНТЫ | Содержание компонентов, мас.% | |||||||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | Образец 5 | |||||
1. | Легкий газойль каталитического крекинга | 30 | 20 | 10 | 15 | 22 | |||
2. | Тяжелый газойль кат. крекинга | 10 | 15 | 5 | 6 | 10 | |||
3. | Прямогонное дизельное топливо | 10 | 8 | 20 | 15 | 13 | |||
4. | Гудрон | 5 | 2 | 3 | 10 | 2 | |||
5. | Мазут | 5 | 10 | 4 | 4 | 10 | |||
6. | Легкий газойль коксования | 3 | - | - | - | 5 | |||
7. | Депрессорная присадка | - | - | - | 0,1 | - | |||
8. | Остаток висбрекинга | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | |||
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА | ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | ||||||||
1. | Вязкость условная при 50°С, град. ВУ | 3,80 | 4,62 | 4,80 | 4,76 | 3,71 | |||
2. | Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с | 27,6 | 34,1 | 36,4 | 35,0 | 27,0 | |||
3. | Температура застывания, °С | -6 | +2 | +6 | -3 | -4 | |||
4. | Массовая доля серы, % | 1,90 | 2,04 | 2,07 | 2,05 | 1,91 | |||
5. | Стабильность | ||||||||
- пятно | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||
- общий осадок с химическим старением, % | 0,02 | 0,06 | 0,09 | 0,05 | 0,05 |
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов
Класс C10L1/08 для воспламенения от сжатия