устройство автономного пилотируемого модуля транспортного средства
Классы МПК: | B60F5/02 преобразуемые в летательные аппараты |
Автор(ы): | Кулебякин Алексей Александрович (RU), Янчевский Юрий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Ярославский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-12-08 публикация патента:
27.04.2007 |
Изобретение относится к автомобилестроению и касается создания автомобильных транспортных средств, преобразуемых в летательные аппараты. Устройство автономного пилотируемого модуля транспортного средства содержит шасси, двигатель, кузов с опорной площадкой, кабину и несущую поверхность Опорная площадка выполнена на среднем участке кузова модуля ходовой части, на которой закреплен автономный пилотируемый модуль симметрично относительно продольной оси с возможностью разворота вокруг вертикальной оси, снабженный несущей поверхностью переменной конфигурации в виде двух сегментов и четырьмя реактивными двигателями, размещенными в нижней полости. Изобретение позволяет упростить конструкцию и расширить функциональные возможности трансформируемого автомобильного транспортного средства на основе агрегатно-модульного его построения с применением автономного пилотируемого модуля и модуля ходовой части. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство автономного пилотируемого модуля транспортного средства, содержащее шасси, двигатель, кузов с опорной площадкой, кабину, несущую поверхность и реактивные двигатели, отличающееся тем, что опорная площадка выполнена на среднем участке кузова модуля ходовой части, на которой закреплен автономный пилотируемый модуль симметрично относительно продольной оси с возможностью разворота вокруг вертикальной оси, снабженный несущей поверхностью переменной конфигурации в виде двух сегментов и четырьмя реактивными двигателями, размещенными в нижней полости.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области транспортных средств, а именно к преобразуемым автомобильным транспортным средствам, и может быть использовано в автомобилестроении.
Известен автолет [см. Автолет. Патент РФ №93009129 А. Кл. B60F 5/02, В64С 39/00], который содержит силовую установку, подъемно-тяговую систему и колесные опоры, заключенные в общем корпусе, причем силовая установка выполнена в виде электромеханического источника энергии, подъемно-тяговая система составлена из модульных элементов "винт в кольце" с дублированным электроприводом, герметичному корпусу придана форма, близкая к автомобильной, а колесные опоры обеспечивают длительное управляемое перемещение по земле.
Данное устройство при всех имеющихся положительных качествах имеет подъемно-тяговую систему, эффективность которой в экстремальных ситуациях невысока, так как принцип его действия основан на применении модульных элементов "винт в кольце". Область применения данного устройства может быть ограничена при движении на автомагистралях.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство [см. Автолет. Патент РФ №2257300. Кл. В60F 5/02], которое относится к наземным транспортным средствам, преобразуемым в летательные аппараты. Автолет содержит шасси, кузов с кабиной, двигатель, вертикальный воздушный руль. На верхнем участке кузова за кабиной выполнена опорная площадка, на которой закреплены по бокам друг против друга и симметрично относительно продольной оси две стойки с фиксатором каждая. Автолет снабжен несущей поверхностью, состоящей из двух веерообразных половин, насаженных на упомянутые стойки опорной площадки, стабилизатором с рулем высоты, реактивным двигателем, размещенным в полости кузова. Каждая половина несущей поверхности состоит из набора пластин, двух лент, втулок и стяжек. Фиксатор выполнен в виде гайки-барашка, а пластины выполнены с отверстиями. Ленты пропущены через отверстия нижнего основания, а концы лент закреплены на крайних пластинах, одна из которых жестко связана с опорной площадкой. Воздушный вертикальный руль состоит из киля с рулем направления. К торцу крайней свободной пластины со стороны верхнего основания прикреплена скоба. Каждая половина несущей поверхности снабжена съемной обоймой. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств.
Недостатком устройства является отсутствие автономного пилотируемого модуля, что ограничивает область применения устройства.
Задачей предлагаемого изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей транспортного средства на основе агрегатно-модульного метода построения технических средств с применением автономного пилотируемого модуля и модуля ходовой части.
Поставленная задача решается следующим образом: устройство содержит шасси, двигатель, кузов с опорной площадкой, кабину, несущую поверхность и реактивные двигатели, на среднем участке кузова модуля ходовой части выполнена опорная площадка, на которой закреплен автономный пилотируемый модуль симметрично относительно продольной оси, с возможностью разворота вокруг вертикальной оси, снабженный несущей поверхностью переменной конфигурации в виде двух сегментов и четырьмя реактивными двигателями, размещенными в нижней полости. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей транспортных средств.
Сравнительный анализ с прототипом показал, что предложенное устройство отличается тем, что опорная площадка выполнена на среднем участке кузова модуля ходовой части, на которой закреплен автономный пилотируемый модуль симметрично относительно продольной оси с возможностью разворота вокруг вертикальной оси, снабженный несущей поверхностью переменной конфигурации в виде двух сегментов и четырьмя реактивными двигателями, размещенными в нижней полости.
Сущность предложенного технического решения поясняется фиг.1 и 2. Предложенное устройство содержит шасси 1, двигатель 2, кузов 3 с опорной площадкой 4, автономный пилотируемый модуль 5 с несущей поверхностью переменной конфигурации 6, реактивные двигатели 7 и модуль ходовой части 8.
Устройство работает следующим образом (фиг.1 и 2). При движении транспортного средства по магистрали модуль ходовой части 8, получив сигнал от системы управления о выполнении экстренного торможения (например, в аварийной ситуации), останавливается, автономный пилотируемый модуль 5 отделяется от модуля ходовой части 8, поднимаясь вертикально посредством управляемых реактивных двигателей 7, находящихся в полости автономного пилотируемого модуля 5. При этом несущая поверхность переменной конфигурации 6, образованная выдвигающимися сегментами, стремится сохранить заданное положение в пространстве. При парковке в сложных условиях автономный пилотируемый модуль 5 имеет возможность разворота на 180°, что обусловлено геометрией его формы.
Действие устройства (фиг.1) обусловлено использованием принципа автоматизированного управления вектором реактивной тяги и в применении несущей поверхности 6 переменной конфигурации, образованной выдвигающимися сегментами автономного пилотируемого модуля 5. Система управления вырабатывает управляющие сигналы для перемещения автономного пилотируемого модуля 5, получая информацию о положении несущей поверхности 6 и управляя четырьмя реактивными двигателями 7. Автономный пилотируемый модуль 5 зависает в пространстве и затем, после ориентации, позиционируется на опорной площадке 4 в модуль ходовой части 8.
Применение агрегатно-модульного способа построения такого технического средства позволит расширить функциональные возможности наземных транспортных средств, повысить степень его защиты в случае экстремальных ситуаций на магистралях, улучшить маневренность при парковке. Повышение эффективности устройств подобного типа основано на сочетании компьютерных средств управления и реактивных двигателей, предназначенных для подъема и точной ориентации автономного пилотируемого модуля в пространстве; агрегатно-модульный способ построения транспортных средств позволит снизить себестоимость изделий и повысить тем самым конкурентоспособность предложенного устройства.
Таким образом, это позволит создать встроенный в автомобиль автономный пилотируемый аппарат, альтернативный автомобилю с подъемно-тяговой реактивной системой, но с более высокими аэродинамическими, массовыми, мощностными и эксплуатационными характеристиками для обеспечения защиты автомобиля и персонала в экстремальных ситуациях и расширения возможностей автомобиля при парковке.
Класс B60F5/02 преобразуемые в летательные аппараты