гидроакустический буй для исследования мирового океана

Классы МПК:B63B22/08 со средствами для отделения буя или удержания его на поверхности при его погружении, например для обозначения местонахождения затонувшего объекта
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "ЦНИИ "Гидроприбор" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-05-13
публикация патента:

Гидроакустический буй для исследования мирового океана содержит герметичный цилиндрический корпус, электронные модули измерительной и регистрирующей аппаратуры, приборы обнаружения, отделяемый балластный груз и гидростатические разъединители, установленные на отделяемом балластном грузе. В кормовой части буя на противоположных бортах выполнены два соосных глухих отверстия, в которые установлены концы штоков поршней гидростатических разъединителей, состоящих из гидроцилиндров, содержащих шток-поршни, пружины сжатия и регулировочные винты. Гидроцилиндры снабжены сквозными отверстиями для захода забортной воды в предпоршневую полость. Такое выполнение буя позволяют ему погружаться на назначенную глубину и всплывать на поверхность за счет природных сил гравитации и гидростатического давления воды, без расхода бортовой энергетики. 2 ил. гидроакустический буй для исследования мирового океана, патент № 2297940

гидроакустический буй для исследования мирового океана, патент № 2297940 гидроакустический буй для исследования мирового океана, патент № 2297940

Формула изобретения

Гидроакустический буй для исследования мирового океана, содержащий герметичный цилиндрический корпус, электронные модули измерительной и регистрирующей аппаратуры, приборы обнаружения, отделяемый балластный груз и гидростатические разъединители, установленные на отделяемом балластном грузе, отличающийся тем, что в кормовой части буя на противоположных бортах выполнены два соосных глухих отверстия, в которые установлены концы штоков поршней гидростатических разъединителей, состоящих из гидроцилиндров, содержащих шток-поршни, пружины сжатия и регулировочные винты, причем гидроцилиндры снабжены сквозными отверстиями для захода забортной воды в предпоршневую полость.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к морской технике и предназначено для исследования акустических свойств водной среды мирового океана на различных глубинах.

Известны автономные станции для исследования водной среды по глубине. Например, буйковая станция по а.с. СССР №1062111, кл. В63В 22/06, 1983, а также автономная позиционная станция, патент №2096247 за 1996 г. Каждая такая станция содержит контейнер с комплектом измерительных модулей, систему приемопередающей информации и бортовую систему управления.

Общим недостатком этих станций является необходимость применения для них якоря и буя, усложняющих общую конструкцию станции и затрудняющих их постановку и подъем. Кроме того, работа бортовых систем погружения требует значительных энергозатрат бортовых источников электропитания.

Известен автономный океанографический зонд по а.с. СССР №1286461, кл. В63В 22/00, 1987, содержащий контейнер с измерительной аппаратурой и балластный груз, связанный с контейнером через гидростатический разъединитель. Этот зонд принят авторами за прототип изобретения.

Основным недостатком прототипа является наличие входящего в его состав весьма сложного электрического механизма, обеспечивающего срабатывание гидростатического разъединителя и требующего дополнительного расхода бортовой энергетики.

Целью настоящего изобретения является создание гидроакустического буя для исследования мирового океана, свободного от механических связей с кораблями обеспечения и с якорными системами, способного погружаться на любую назначенную глубину и всплывать на поверхность без применения дополнительной энергии.

Поставленная цель достигается тем, что гидроакустический буй для исследования мирового океана, содержащий герметичный цилиндрический корпус, электронные модули с измерительной и регистрирующей аппаратурой, приборы обнаружения, отделяемый балластный груз и гидростатические разъединители, установленные на отделяемом балластном грузе. В кормовой части корпуса на противоположных бортах выполнены два соосных глухих отверстия, в которые входят концы штоков поршней гидростатических разъединителей, состоящих из гидроцилиндров, содержащих шток-поршни, пружины сжатия и регулировочные винты. Гидроцилиндры снабжены сквозными отверстиями для захода забортной воды в предпоршневые полости.

Введение гидростатических разъединителей позволяет использовать природную силу гидростатического давления забортной воды, которая возрастает пропорционально глубине погружения буя, и автоматически отделять балластный груз на назначенной глубине.

Устройство предлагаемого буя показано на фиг.1.

На фиг.2 показан разрез гидростатического разъединителя.

Буй (см. фиг.1) состоит из герметичного корпуса 1, в котором размещены электронные модули измерительной 2 и регистрирующей 3 аппаратуры и приборы обнаружения 4. В кормовой части корпус буя имеет на противоположных бортах глухие отверстия 5, в которые вставлены концы штоков поршней гидростатических разъединителей 6, установленных на отделяемом балластном грузе 7.

Каждый разъединитель (см. фиг.2) содержит гидроцилиндр 8, в полости которого установлены шток-поршень 9, пружина сжатия 10 и регулировочный винт-поршень 11. Поршни уплотнены в гидроцилиндре резиновыми кольцами 12. Торец гидроцилиндра со стороны шток-поршня имеет сквозные отверстия 13 для захода забортной воды в предпоршневую полость 14.

При таком исполнении разъединителей можно создавать глубину погружения буя путем подбора жесткости пружины сжатия 10 и ее плавной регулировки винтом 11. А скорость погружения (всплытия) буя можно задавать путем подбора величины его отрицательной (положительной) плавучести.

Буй функционирует следующим образом.

После спуска с надводного корабля на воду буй начинает погружение под действием отрицательной плавучести, созданной отделяемым балластным грузом 7. Одновременно автоматически включается комплекс бортовой электронной аппаратуры. Производится исследование мирового океана по заданной программе и регистрация собираемой информации.

Приборы обнаружения периодически посылают в окружающую среду акустические сигналы, по которым надводный корабль определяет пеленг на работающий буй. Возрастающее с глубиной гидростатическое давление в предпоршневой полости 14 смещает шток-поршень 9, сжимая пружину 10. При достижении назначенной глубины гидростатическое давление смещает шток-поршень на величину захода штока поршня в глухое отверстие 5 корпуса буя. Балластный груз 7 с закрепленными на них разъединителями отделяется от буя.

После отделения балласта буй приобретает положительную плавучесть, под действием которой всплывает, продолжая исследования и обозначая свое место периодическими акустическими посылками.

Всплывший на поверхность буй обнаруживается обеспечивающим надводным кораблем, вылавливается и поднимается на борт, после чего производится обработка зарегистрированной информации.

По предлагаемому изобретению разработан и изготовлен макет буя, который успешно прошел испытания.

Класс B63B22/08 со средствами для отделения буя или удержания его на поверхности при его погружении, например для обозначения местонахождения затонувшего объекта

отделитель -  патент 2428591 (10.09.2011)
способ постановки дрейфующего прибора на заданной глубине -  патент 2414376 (20.03.2011)
устройство крепления и отделения всплывающего буя с трос-кабелем на подводном техническом средстве -  патент 2373103 (20.11.2009)
способ поиска и подъема на поверхность моря затонувшего объекта, а также спасения людей, оказавшихся в нем -  патент 2299446 (20.05.2007)
устройство для выноса подъемного каната на поверхность -  патент 2267438 (10.01.2006)
способ обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, и устройство для его осуществления -  патент 2233230 (27.07.2004)
устройство крепления и отделения всплывающего буя на подводном техническом средстве -  патент 2214340 (20.10.2003)
замок-разъединитель -  патент 2193119 (20.11.2002)
твердотопливный газогенератор для подводного использования -  патент 2100065 (27.12.1997)
размыкатель якоря-балласта -  патент 2053158 (27.01.1996)
Наверх