устройство для крепления оборудования к полу летательного аппарата
Классы МПК: | B64D11/06 конструктивные особенности сидений B64D9/00 Оборудование для погрузки и транспортировки грузов; оборудование для облегчения посадки пассажиров и тп |
Автор(ы): | Годунов Феликс Ефимович (RU), Круглов Игорь Федорович (RU), Музыченко Владимир Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-07-16 публикация патента:
10.05.2007 |
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к устройствам для крепления и фиксации авиационного оборудования. Устройство для крепления оборудования к полу летательного аппарата содержит встроенный в пол рельс с рядом радиусных гнезд, размещенных с определенным шагом вдоль паза рельса, кронштейн с жестко закрепленными на нем грибками, головки которых размещены в пазе рельса, фиксатор, а также скобу, охватывающую фиксатор, кронштейн и рельс. Фиксатор выполнен в виде цилиндра, имеющего прорезь, размещен в углублении, выполненном в кронштейне, и уперт своими внутренними поверхностями в поверхность углубления кронштейна, препятствуя его перемещению, а внешней цилиндрической поверхностью - в цилиндрическую поверхность радиусных гнезд рельса. Скоба, охватывающая фиксатор, кронштейн и рельс, соединена с фиксатором и кронштейном болтовым соединением, размещенным за грибком. В результате повышаются эксплуатационные качества, обеспечивается прочность и надежность соединения. 3 ил.
Формула изобретения
Устройство для крепления оборудования к полу летательного аппарата, содержащее встроенный в пол рельс с рядом радиусных гнезд, размещенных с определенным шагом вдоль паза рельса, кронштейн с жестко закрепленными на нем грибками, головки которых размещены в пазе рельса, и фиксатор, отличающееся тем, что содержит скобу, охватывающую фиксатор, кронштейн и рельс, фиксатор выполнен в виде цилиндра, имеющего прорезь, размещен в углублении, выполненном в кронштейне, и уперт своими внутренними поверхностями в поверхность углубления кронштейна, препятствуя его перемещению, а внешней цилиндрической поверхностью - в цилиндрическую поверхность радиусных гнезд рельса, при этом скоба, охватывающая фиксатор, кронштейн и рельс, соединена с фиксатором и кронштейном болтовым соединением, размещенным за грибком.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области авиационной техники, а именно к устройствам для крепления и фиксации авиационного оборудования (кресел, контейнеров, перегородок).
Известно устройство для крепления пассажирского кресла к полу (см. Руководство по технической эксплуатации самолета ТУ-204-200. Раздел 25. Кресло пассажирское туристического класса. Описание и работа 025.21.04., с.1, 3, рис.1, изд. А.Н.Туполева, 25.10.93.), содержащее корпус с опорными элементами, имеющими выступы для взаимодействия с профильным рельсом пола, выполненным с отверстиями в верхней части, а также узел стопорения в виде болта с подвижной планкой, имеющей пазы, которая смонтирована на опорных элементах корпуса.
Указанное устройство имеет низкую эксплуатационную надежность, так как для закрепления кресла на рельсах пола необходимо после установки опорных элементов обоих опор кресла выступами в отверстия рельсов сдвинуть вперед кресло на 1/2 шага отверстий в рельсах пола. При этом в случае несинхронного перемещения опор кресла вперед возможен перекос опорных элементов и закусывание их выступов в пазах рельсов пола.
Известно также устройство для крепления груза (см. патент РФ №1823372, класс B64D 11/06, B64D 9/00, опубл. в бюлл. №17 от 20.06.96 г.), содержащее корпус с проушиной и резьбовым гнездом, т-образные выступы; установленные в нижней части корпуса и взаимодействующие с профильным продольным направляющим рельсом пола, фиксатор, при этом на боковых сторонах подвижной накладки выполнены вырезы, а в нижней части - упоры, взаимодействующие с полками профильного продольного направляющего рельса.
В этом устройстве присоединяемая деталь крепится к рельсу с помощью штырей 6, один из которых крепится к присоединяемой детали, а другой - к подвижной накладке/пластине. Известное устройство имеет низкую эксплуатационную надежность, не обеспечивает выдержку динамической нагрузки до 16G, так как полки профиля не стянуты скобой и при указанных нагрузках они расходятся.
Известен также взятый за прототип легкоразъемный узел крепления кресла на летательном аппарате (см. патент РФ№2182102 B64D 11/06), содержащий встроенный в пол рельс с рядом радиусных гнезд, кронштейн с жестко закрепленными на нем грибками, головки которых размещены в пазе рельса, и фиксатор. При этом узел крепления кресла снабжен размещенными в глухом отверстии корпуса пружиной и шариком, западающим под действием пружины в верхнее углубление стопора.
Недостатком известных устройств является недостаточно высокая прочность соединения при больших нагрузках.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационных качеств, обеспечение прочности и надежности соединения при больших нагрузках за счет использования простых по конструкции деталей, простоты их соединения и выборки технологических люфтов при закреплении деталей.
Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для крепления оборудования к полу летательного аппарата, содержащем встроенный в пол рельс с рядом радиусных гнезд, размещенных с определенным шагом вдоль паза рельса, кронштейн с жестко закрепленными на нем грибками, головки которых размещены в пазе рельса, и фиксатор, согласно изобретению, предусмотрена скоба, охватываящая фиксатор, кронштейн и рельс, фиксатор выполнен в виде цилиндра имеющего прорезь, размещен в углублении, выполненном в кронштейне, и уперт своими внутренними поверхностями в поверхность углубления кронштейна, препятствуя его перемещению, а внешней цилиндрической поверхностью - в цилиндрическую поверхность радиусных гнезд рельса, при этом скоба, охватывающая фиксатор, кронштейн и рельс, соединена с фиксатором и кронштейном болтовым соединением, размещенным за грибком.
Таким образом, скоба охватывает одновременно и боковые поверхности рельса и жестко скреплена с фиксатором, а фиксатор, в свою очередь, охватывает кронштейн и благодаря наличию прорези в нем и весь узел стянут болтовым соединением, при этом грибок находится в зоне охвата скобы.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен общий вид устройства крепления;
на фиг.2 - сечение по А-А фиг.1; на фиг.3 - сечение по Б-Б фиг.2
Устройство для крепления оборудования к полу летательного аппарата содержит встроенный в пол рельс 1 с рядом радиусных гнезд 2, размещенных с определенным шагом вдоль паза 3. На кронштейне 4 жестко закреплены грибки 5, головки которых размещены в пазе рельса. В кронштейне выполнено углубление, в котором установлен выполненный в виде цилиндра, имеющего прорезь, фиксатор 6. Фиксатор своими боковыми поверхностями 7 уперт в поверхность углубления кронштейна, препятствуя его перемещению, а внешней цилиндрической поверхностью 8 одновременно уперт в цилиндрическую поверхность радиусных гнезд рельса.
Скоба 9 охватывает кронштейн 4, фиксатор 6 и рельс 2 и соединена с фиксатором и кронштейном болтовым соединением 10, размещенным за грибком.
Для закрепления элемента оборудования, например кронштейна к рельсу пола летательного аппарата, необходимо ввести головки грибков 5 в пазы рельса и сдвинуть кронштейн на полшага отверстий в рельсе для зацепления головок указанных грибков с рельсом. После сдвижки на полшага устанавливают фиксатор 6, который фиксирует необходимое положение грибков за счет обжима внешними поверхностями отверстий в профиле, тем самым выбирая люфты, и одновременно контактирует своими внутренними поверхностями с вырезами в кронштейне, чем не позволяет ему перемещаться. Сверху устанавливают охватывающую скобу 9 и стягивают фиксатор, кронштейн и скобу болтовым соединением 10, образуя единый узел.
В результате получаем безлюфтовое соединение кронштейна и фиксатора с рельсом, жесткое по своей сути, не поддающееся деформации, в том числе раскрытию полок рельса с выходом кронштейна из зацепления, и способное разрушаться только из-за прочностных свойств материала.
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений
Класс B64D9/00 Оборудование для погрузки и транспортировки грузов; оборудование для облегчения посадки пассажиров и тп