смазка для резиновых форм
Классы МПК: | B28B7/38 обработка поверхностей форм, сердечников или оправок для предотвращения прилипания |
Автор(ы): | Илькова Валентина Федоровна (RU), Рожкова Людмила Николаевна (RU), Кротких Мадинэ Нагимуловна (RU), Носкова Лариса Георгиевна (RU), Мутина Анастасия Валерьевна (RU), Кротких Виталий Васильевич (RU), Хомколов Петр Александрович (RU), Горбачева Наталия Олеговна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Конструкторско-технологический институт "Востоксиборгстрой" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-10-31 публикация патента:
20.05.2007 |
Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для резиновых форм при производстве бетонных изделий и мелкозернистого бетона. Технический результат - повышение качества поверхности бетонных изделий, повышение стабильности смазки, снижение стоимости смазки. Смазка для резиновых форм содержит, мас.%: отработанное моторное масло - 10,0-30,0, омыленный талловый пек 1,0-3,0, карбоксиметилцеллюлоза - 0,0001-0,0003, вода - остальное.
Формула изобретения
Смазка для резиновых форм, включающая отработанное моторное масло и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло | 10,0-30,0 |
Омыленный талловый пек | 1,0 - 3,0 |
Карбоксиметилцеллюлоза | 0,0001-0,0003 |
Вода | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для резиновых форм при производстве бетонных изделий и мелкозернистого бетона.
Смазка для форм - обязательная технологическая операция при производстве бетонных изделий.
Известная смазка для резиновых форм, которая приготовлена на основе отработанного моторного масла [1].
Недостатком данного состава смазки является, что смазка не исключает образования жирных пятен и раковин на поверхности бетонных изделий, что требует дополнительной отделки поверхности бетонных изделий. На резиновых формах после распалубки образуются наросты.
Задача изобретения - повышение качества поверхности бетонных изделий, исключение коррозии резиновых форм, повышение стабильности смазки, снижение стоимости смазки.
Указанная задача достигается тем, что смазка для резиновых форм при изготовлении бетонных изделий и мелкозернистого бетона, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло | 10,0-30,0 |
Омыленный талловый пек | 1,0-3,0 |
Карбоксиметилцеллюлоза | 0,0001-0,0003 |
Вода | остальное |
Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек (ОТП) - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК/ОСТ 2-13-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и карбоксиметилцеллюлозой и водой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".
Являясь пластификатором цементных систем, омыленный талловый пек уменьшает адгезию бетона и формам, обеспечивает хорошую располубливаемость, исключает коррозию резиновых форм, исключает образование воздушных пузырей-раковин на поверхности бетонных изделий, этим обеспечивается хорошее качество бетонных изделий.
Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном моторном масле при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 15-30 минут.
Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту темно-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность формы растиранием или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности резиновых форм и обеспечивает нанесение тонким слоем равномерной толщины.
Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить образование жирных пятен, воздушных пузырей-раковин на поверхности бетонных изделий и образование наростов на резиновых формах после распалубки при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло | 10,0-20,0-30,0 |
Омыленный талловый пек | 1,0-2,0-3,0 |
Карбоксиметилцеллюлоза | 0,0001-0,0002-0,0003 |
Вода | 88,9999-77,9998-66,9997 |
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.
При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, карбоксиметилцеллюлоза, вода. Карбоксиметилцеллюлоза вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40°С.
Для улучшения качества смазки после длительного хранения желательно смазку перемешать в течение 1 мин.
Приготовление смазки производится в лопастном смесителе и поэтому смазку можно готовить в условиях любого завода или полигона ЖБИ.
Использование данного состава смазки позволит обеспечить хорошую распалубливаемость, ровную и гладкую поверхность бетонных изделий без жировых пятен, воздушных пузырей-раковин, ухудшающих внешний вид и требующих дополнительных материальных затрат для их удаления; за счет снижения адгезии бетона к резиновым формам, исключение наростов на резиновых формах после распалубки, исключение коррозии резиновых форм, повышение стабильности смазки.
Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных соединений, это приведет к снижению стоимости смазки.
Смазка данного состава прошла апробацию в ОАО КТИ "Востоксиборгстрой" при производстве бетонных изделий.
Источник информации
1. Вавржин Ф., Крчма Р. "Химические добавки в строительстве", М.: Стройиздат, 1964 г., с.173 - прототип.
Класс B28B7/38 обработка поверхностей форм, сердечников или оправок для предотвращения прилипания