гусеничная цепь транспортного средства
Классы МПК: | B62D55/205 соединения между звеньями гусеницы |
Патентообладатель(и): | Козин Андрей Юрьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-14 публикация патента:
20.05.2007 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам. Гусеничная цепь транспортного средства включает траки, соединенные башмаками, выполненными с присоединительной частью, рабочей частью и упорной поверхностью с образованием внутренней полости. Трак выполнен с образованием окон боковых ребер и грунтозацепа. В месте сочленения рабочей части башмака с траком установлен антификционный элемент. Толщина рабочей части башмака в продольном направлении эквивалентна ширине стенки окна в поперечном сечении трака. Присоединительная часть башмака неподвижно связана со стенкой окна смежного трака. Достигается уменьшение износа соединительных звеньев и упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Гусеничная цепь транспортного средства, содержащая траки, шарнирно связанные соединительными звеньями, включающие окна, боковые ребра и грунтозацепы, отличающаяся тем, что соединительные звенья выполнены в виде башмаков, включающих рабочую и присоединительную части, и упорную поверхность с образованием внутренней полости, трак дополнительно снабжен антифрикционным элементом, установленным в шарнирном сочленении его с рабочей частью башмака, а присоединительная часть башмака неподвижно связана со стенкой окна смежного трака, причем толщина рабочей части башмака в продольном направлении эквивалентна ширине стенки окна в поперечном сечении трака.
2. Гусеничная цепь транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что в шарнирном сочленении трака с рабочей частью башмака установлено n-е число антифрикционных элементов.
3. Гусеничная цепь транспортного средства по п.2, отличающаяся тем, что антифрикционные элементы выполнены цилиндрической формы.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам.
Известна гусеничная цепь, включающая звенья, соединенные пальцем, установленным в овальном отверстии проушин, соединенных вдоль пальца перемычкой с тремя рабочими поверхностями. При работе поверхность овального отверстия перекатывается по поверхности пальца, в результате чего постигается уменьшение силы трения (см. авт. св. №1523460, кл. В62D 55/20). Недостатком известного решения является сложность конструкции, в результате чего возникают трудности при ее изготовлении.
Известна также гусеничная цепь транспортного средства, содержащая звенья с проушинами, соединенные пальцами с кольцевыми выступами, контактирующими с внутренними поверхностями проушин, в которые посажены уплотнительные кольца, прикрепленные к пальцам. Повышение срока службы известной гусеницы достигается за счет поступления смазки в зону контакта кольцевых выступов с внутренними поверхностями проушин (см. авт. св. N9544301, кл. В62D 55/20). Недостаток известного решения - сложность конструкции. Наличие большого числа деталей усложняет сборку гусеничной цепи, а применение смазочных материалов отрицательно сказывается на экологии окружающей среды.
Известна также гусеничная цепь, содержащая звенья с некруглыми многоугольными проушинами, соединенными ромбовидным пальцем, проушины образованы незамкнутыми элементами обхвата, выполненными на каждом из звеньев в виде выступов, две стороны которым идентичны сторонам ромбовидного пальца, а две обхватывают его (см. авт. св. №1757850, кл. В62D 55/20). Недостатком известного решения является то, что площадь контакта пальца с проушиной звена очень мала, что вызывает повышенный износ поверхностей трения и уменьшает срок службы гусеничной цепи.
Наиболее близким по существенным признакам и достигаемому эффекту к заявляемому устройству, выбранным в качестве прототипа, является гусеничная цепь транспортного средства, содержащая траки, шарнирно связанные между собой посредством соединительных звеньев, включающие окна, боковые ребра, грунтозацепы, и расположенные на цепи в шахматном порядке дополнительные грунтозацепы (см. журнал "Лесопромышленник", 2006 г., №1, с.34, мод. ECO-TRACK). Но и оно не лишено недостатков. Одним из недостатков является повышенный износ соединительных звеньев в местах контакта их с траками, что значительно снижает срок службы гусеничной цепи, а наличие дополнительных грунтозацепов за счет небольшой общей упорной поверхности способствует снижению сцепления гусеничной цепи с грунтом, что отрицательно влияет на проходимость транспортного средства, а большое количество деталей усложняет его конструкцию.
Перечисленные выше недостатки устранены в предлагаемой конструкции гусеничной цепи.
Гусеничная цепь транспортного средства, содержащая траки, шарнирно связанные между собой соединительными звеньями, выполненные с образованием окон, боковых ребер и грунтозацепов, согласно изобретению соединительные звенья выполнены в виде башмаков, включающих рабочую и присоединительную части и упорную поверхность, с образованием внутренней полости. Трак дополнительно снабжен антифрикционным элементом, установленным в месте шарнирного сочленения его с башмаком, а присоединительная часть башмака неподвижно связана со стенкой окна смежного трака. При этом толщина рабочей части башмака в продольном направлении эквивалентна ширине стенки окна в поперечном сечении трака.
Кроме того:
- в месте шарнирного сочленения трака с рабочей частью башмака установлено n-е число антифрикционных элементов;
- антифрикционные элементы выполнены цилиндрической формы.
Сопоставительный анализ с прототипом позволил выявить следующие отличительные признаки:
- соединительные звенья выполнены в виде башмаков с рабочей и присоединительной частями и упорной поверхностью с образованием внутренней полости;
- трак дополнительно снабжен антифрикционным элементом;
- антифрикционный элемент установлен в месте шарнирного сочленения трака с рабочей частью башмака;
- толщина рабочей части башмака в продольном направлении эквивалентна ширине стенки окна в поперечном сечении трака;
- присоединительная часть башмака неподвижно связана со стенкой окна смежного трака.
Как видно из сопоставительного анализа, выявленная совокупность существенных отличительных признаков является новой, поэтому правомерен вывод о том, что влияние этой совокупности признаков на достигаемый предлагаемым изобретением эффект неизвестен.
Анализ патентной и научно-технической информации по фондам КарЦНТИ показал, что предложенное техническое решение выходит за пределы существующего уровня техники в данной области, следовательно, его можно признать соответствующим критерию "изобретательский уровень".
Задачи, решаемые предлагаемым изобретением, - это увеличение срока службы гусеничной цепи и повышение сцепления гусеничной цепи с грунтом.
Решение этих задач обеспечивается путем выполнения башмаков с рабочей и присоединительной частями с образованием внутренней полости: установкой антифрикционного элемента в месте контакта внутренней поверхности окна трака с рабочей частью башмака; выполнением толщины рабочей части башмака в продольном направлении, эквивалентной ширине стенки окна в поперечном сечении трака; выполнением неподвижной связи присоединительной части башмака со стенкой окна смежного трака.
Предлагаемая конструкция бесконечной гусеничной цепи транспортного средства позволяет значительно уменьшить износ рабочей части башмака в месте шарнирного сочленения его с траком и, следовательно, повысить срок службы гусеничной цепи. Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства является повышение сцепления гусеничной цепи с грунтом за счет дополнительного грунтозацепа, образованного упорной поверхностью башмака. Кроме того, уменьшение числа деталей упрощает ее конструкцию.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.
Фиг.1 - изображение сопряжения элементов гусеничной цепи.
Фиг.2 - изображение трака в продольном сечении А-А.
Фиг.3 - изображение трака в поперечном сечении Б-Б.
Фиг.4 - изображение башмака.
Гусеничная цепь транспортного средства представляет собой траки 1, соединенные башмаками 2 (см. фиг.1). Башмаки 2 выполнены с присоединительной частью 3, рабочей частые 4 и упорной поверхностью 5 с образование внутренней полости 6 (см. фиг.4). Траки 1 изготовлены на листового материала путем штампования с образованием окон 7, боковых ребер 8 и основных грунтозацепов 9 (см. фиг.2). Антифрикционный элемент 10 установлен в месте контакта внутренней поверхности окон 7 с рабочей частью 4 башмака 2. Толщина "в" рабочей части 4 башмака 2 в продольном направлении эквивалентна ширине "а" стенки окна 7 в поперечном сечении трака 1. Конфигурация внутренней полости (на черт. не обозн.) башмака 2 обеспечивает собираемость гусеничной цепи. Неразборное соединение башмака с траком 1 осуществляется через его присоединительную часть 3. Боковые ребра 8 препятствуют схождению гусеничной цепи с колес транспортного средства.
Устройство работает следующим образом.
При огибании гусеничной цепью колес транспортного средства совершается относительный поворот траков 1 и башмаков 2. Внутренняя поверхность рабочей части 4 башмака 2 трется относительно внутренней поверхности окна 7 трака 1 с установленным в нем антифрикционным элементом 10. При этом вещество антифрикционного элемента 10 равномерно распределяется по контактируемым поверхностям рабочей части 4 башмака 2 и внутренней поверхности окна 7, обеспечивая уменьшение коэффициета трения. Соответственно, уменьшается момент сопротивления поворота в шарнирном сочленении рабочей части 4 башмака с траком 1, что приводит к увеличению коэффициента полезного действия гусеничной цепи. При выполнении толщины "в" рабочей части 4 башмака 2 в продольном направлении, эквивалентной ширине "а" стенки окна 7 в поперечном сечении трака 1, уменьшается износ башмака 8 в месте сочленения с траком 1, и с учетом увеличения коэффициента полезного действия правомерен вывод об уменьшении износа и об увеличении срока службы гусеничной цепи. Наличие дополнительного грунтозацепа (на черт. не обозн.) в конструкции гусеничной цепи, образованного упорной поверхностью 5 башмака 2, позволяет увеличить сцепление ее с грунтом, что положительно влияет на проходимость транспортного средства. Увеличение удельного давления на грунт при этом не происходит.
На основе предлагаемого изобретения автором был изготовлен макетный образец изделия и сконструирован стенд, на котором в настоящее время производятся испытания гусеничной цепи. В дальнейшем по результатам испытаний будет проведена доработка конструкторской документации, после чего предполагается проведение эксплуатационных испытаний в условиях одного из леспромхозов Карелии.
Класс B62D55/205 соединения между звеньями гусеницы