судовое шлюпочное устройство

Классы МПК:B63B23/16 с использованием направляющей колеи 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ФГУП "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-10-28
публикация патента:

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для спуска на воду и для подъема с воды с кормы на малом ходу судна шлюпки или катера. Устройство для шлюпки, размещенной в шлюпочной нише, имеет наклонный пол с желобом по форме днища шлюпки и содержит шлюпочную лебедку с канатом и механизированную транцевую крышку шлюпочной ниши. Шлюпочная ниша имеет секционное шарнирно-сдвижное закрытие. Продольный проем в палубе над шлюпочной нишей и закрытие выполнено на ширину, меньшую, чем ширина шлюпочной ниши. Секции закрытия снизу вдоль нижних шарниров снабжены торсионами, сопрягаемыми своими отогнутыми концами со смежными секциями. Изобретение позволяет улучшить условия работы швартовной команды. 8 ил. судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150

судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150

Формула изобретения

Судовое шлюпочное устройство для шлюпки, размещенной в шлюпочной нише и имеющей наклонный пол с желобом по форме днища шлюпки, содержащее шлюпочную лебедку с канатом, а также механизированную транцевую крышку шлюпочной ниши, отличающееся тем, что шлюпочная ниша имеет секционное шарнирно-сдвижное закрытие, при этом продольный проем в палубе над шлюпочной нишей и закрытие выполнено на ширину меньшую, чем ширина шлюпочной ниши, а секции закрытия снизу вдоль нижних шарниров снабжены торсионами, сопрягаемыми своими отогнутыми концами со смежными секциями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для спуска на воду и для подъема с воды с кормы на малом ходу судна шлюпки или катера. Это нужно для сокращения времени на спуск шлюпки на судах спасательных, патрульных и др.

Известное автору шлюпочное устройство (см. журнал Schiff und Hafen №8 за 1996 год л. 46), принятое за прототип, содержит в корме таможенного судна нишу с наклонным полом (слип). Кормовая кромка слипа находится на уровне ватерлинии судна. Верхняя поверхность слипа выполнена в виде желоба по форме днища катера, размещенного на слипе.

Шлюпочная ниша с кормы закрыта транцевой крышкой, которая в опущенном положении является продолжением наклонного пола (слипа). Сверху катер и шлюпочная ниша открыты, подвержены заливанию на волнении и атмосферным осадкам. Это является недостатком известного устройства. Затруднен также переход с борта на борт людей (персонала) при швартовных операциях. Недостаточна также и площадь для работы швартовной команды.

Целью предлагаемого изобретения является устранение отмеченных недостатков. Указанная цель достигается тем, что для защиты шлюпки от внешнего воздействия (брызг волн, атмосферных осадков, швартовных канатов и пр.) шлюпочная ниша сверху имеет секционное шарнирно-сдвижное закрытие, при этом продольный проем в палубе и закрытие выполнены на ширину, меньшую, чем ширина шлюпочной ниши, а секции закрытия снизу вдоль нижних шарниров снабжены торсионами, сопрягаемыми своими отогнутыми концами со смежными секциями. В сложенном положении закрытие в виде пакета секций размещается над носовой частью шлюпочной ниши и не мешает посадке и высадке экипажа шлюпки. При этом обеспечивается минимально возможная высота шлюпочной ниши, что позволяет использовать данное устройство на судах ограниченных размеров, где выполнить закрытый ангар достаточной высоты не представляется возможным. По секциям уложенного закрытия возможен переход людей с борта на борт при швартовке судна. Улучшаются условия работы при швартовке судна.

Сущность изобретения: шлюпочная ниша сверху имеет секционное шарнирно-сдвижное закрытие, при этом продольный проем в палубе и закрытие выполнены на ширину, меньшую, чем ширина шлюпочной ниши, а секции закрытия снизу вдоль нижних шарниров снабжены торсионами, сопрягаемыми своими отогнутыми концами со смежными секциями.

Технический результат реализации изобретения - обеспечение защиты шлюпки от воздействия внешних факторов (брызг волн, атмосферных осадков, швартовного каната ...) при минимальной высоте шлюпочной ниши, возможность складывания и раскладывания секций закрытия при минимальных затратах времени и физических сил, улучшение условий проведения швартовных операций.

Технический результат достигается тем, что проем в палубе выполнен на ширину, меньшую, чем ширина шлюпочной ниши, сверху закрыт секционным закрытием, снабженным торсионами.

Судовое шлюпочное устройство показано на фиг.1-8:

фиг.1 - судовое шлюпочное устройство, вид сбоку;

фиг.2 - судовое шлюпочное устройство, вид сверху, вид А на фиг.1;

фиг.3 - шлюпочная ниша и шлюпка в поперечном сечении, Б-Б на фиг.1.

фиг.4 - верхний шарнир секций, В на фиг.1;

фиг.5 - ролик в направляющей, Г-Г на фиг.4;

фиг.6 - стопор секции, Д на фиг.1;

фиг.7 - нижний шарнир секций. Е-Е на фиг.2;

фиг.8 - схема спуска-подъема шлюпки.

Судовое шлюпочное устройство содержит шлюпку 1, размещенную на наклонном полу (слипе) шлюпочной ниши в корме судна. С кормы ниша закрыта крышкой транцевой 2 с приводом в виде гидроцилиндров 3, рычагов 4 и тяг 5. На полу слипа предусмотрены направляющие 6 по форме днища шлюпки. На верхней (внутренней) поверхности транцевой крышки выполнены направляющие 7, подобные направляющим 6. Направляющие 7 крышки облицованы резиной, а направляющие 6 на слипе - текстолитом. Шлюпка закреплена на слипе найтовами 8 в виде ленты из синтетического материала с узлами крепления к слипу, механизмом натяжения (талреп), механизмом быстрой отдачи (глаголь-гак) 9. В носовой части шлюпка имеет обух 10 для крепления каната 11 лебедки 12. Сверху проем в палубе над шлюпочной нишей закрыт секционным закрытием, состоящим из секций 13. Каждая из секций представляет собой пластину, подкрепленную снизу ребрами жесткости по контуру и по диагонали. Секции связаны одна с другой шарнирными петлями, верхними 14 и нижними 15. На стыке секций между собой и снизу по торцам выполнены резиновые прокладки 16, выполняющие роль амортизаторов. С торцов секции 13 имеют ролики 17, входящие в швеллеры 18 на палубе, выполняющие роль направляющих для секций. Петли секции с носовой стороны (справа) неподвижные, остальные подвижны вместе с секциями. Секции по конструкции одинаковы, отличие в мелких деталях. Секции можно складывать в пакет и раскладывать вручную усилием судовое шлюпочное устройство, патент № 2299150 4 человек, возможно и от механизированного привода. Для стопорения закрытия по-походному предусмотрены стопоры 19 в виде рычага-педали со скобой 20, крюком 21 на палубе и упорами 22 на секции.

Для стопорения сложенных в пакет секций предусмотрен строп 23, закрепленный концами за кронштейны 24.

С целью уменьшения усилия на складывание и раскладывание секций предусмотрены торсионы 25, установленные вдоль нижних шарниров секций снизу секций, в виде прутков из пружинной стали с отогнутыми концами. На стенках шлюпочной ниши закреплены поручни 26.

Работает устройство так.

Для спуска шлюпки (катера) 1 на воду поочередно отдаются стопоры 19 секций нажатием ногой на педаль-рычаг 20 и отводом скобы с крюка 21. Рычаг со скобой поворачивается на 180° и кладется на палубу. Расстопоренные секции складываются с помощью торсионов 25 попарно, начиная с двух кормовых, и сдвигаются в нос до кронштейнов 24 (закрученные торсионы при этом раскручиваются). Затем пакет секций фиксируется стропом 23. Торсионы располагаются между секциями. Далее отдается глаголь 9 найтова 8 и найтов отводится к стенке шлюпочной ниши. Экипаж занимает место в шлюпке. Включается привод транцевой крышки 2 и крышка опускается за корму в воду, образуя продолжение слипа. Приводится во вращение лебедка 12 на стравливание каната 11 и шлюпка по наклонному полу слипа с помощью экипажа сдвигается в сторону кормы. Буксирный обух на носу шлюпки становится доступным, буксирный гак отдается. С помощью экипажа шлюпка сталкивается за корму, запускается мотор и шлюпка отходит от судна. Транцевая крышка закрывается.

Для приема шлюпки на борт судна шлюпка подходит к корме судна. Открывается транцевая крышка. Шлюпка направляется и заходит носовой частью на слип. За обух на носу шлюпки крепится гак или карабин (крюк с защелкой) на конце каната 11 лебедки 12. Канат натягивается лебедкой. Лодочный мотор выключается и наклоняется в нос. Шлюпка втягивается на слип лебедкой.

Экипаж стопорит шлюпку найтовом 8. Закрывается транцевая крышка. Расстопоривается и раскладывается секционное закрытие, шлюпочная ниша закрывается сверху, секции стопорятся стопорами 19.

Наверх