муфта соединительная
Классы МПК: | F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце |
Автор(ы): | Бахолдин Александр Михайлович (RU), Красношеев Михаил Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежская государственная технологическая академия (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-06-27 публикация патента:
20.05.2007 |
Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств. Муфта для соединения валов содержит две связанные между собой полумуфты (1 и 2), разъемные в плоскости, проходящей через продольную ось симметрии вала (5). Связь полумуфт (1 и 2) выполнена в виде шарнира, ось (3) которого расположена в плоскости разъема полумуфт (1 и 2). Между полумуфтами (1 и 2) установлена распорная пружина (7), а разъем полумуфт (1 и 2) ограничен ограничителем относительного поворота (8). Разъемная часть полумуфт (1 и 2) сопрягается с валом (5), который содержит штифт (6) для передачи крутящего момента. Также муфта содержит фиксирующее кольцо, опирающееся на бурт разъемной части полумуфт (1 и 2). Фиксирующее кольцо выполнено в виде втулки (4) с внутренней резьбой, сопрягаемой с резьбой, расположенной на внешней боковой поверхности разъемной части полумуфт (1 и 2), сопрягаемых с валом (5), при этом высота втулки (4) ограничивает перемещение ограничителя относительного поворота (8). Технический результат заключается в повышении надежности в работе. 2 ил.
Формула изобретения
Муфта соединительная, содержащая две связанные между собой полумуфты, одна из которых сопряжена с валом, имеющим элемент для передачи крутящего момента, фиксирующее кольцо, опирающееся на бурт полумуфты, сопряженной с валом и выполненной разъемной в плоскости, проходящей через продольную ось симметрии вала, связь полумуфт выполнена в виде шарнира, ось которого расположена в плоскости разъема полумуфт, установленную между частями разъемной полумуфты распорную пружину и ограничитель их относительного поворота, отличающаяся тем, что фиксирующее кольцо выполнено в виде втулки с внутренней резьбой, сопрягаемой с резьбой, расположенной на внешней боковой поверхности полумуфты, сопряженной с валом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является соединительная муфта, содержащая связанные между собой полумуфты, одна из которых сопряжена с валом, имеющим элемент для передачи крутящего момента, а также фиксирующее кольцо, опирающееся на бурт полумуфты, сопряженной с валом, полумуфта, сопряженная с валом, выполнена разъемной в плоскости, проходящей через продольную ось симметрии вала, а связь полумуфт выполнена в виде шарнира, ось которого расположена в плоскости разъема полумуфт (А.С. 573630, 7 F16D 1/06, опубл. 25.09.1977 Бюл. №35). Недостатком данной муфты является ненадежность в работе.
Техническая задача - повышение надежности в работе.
Техническая задача достигается тем, что в муфте соединительной, содержащей две связанные между собой полумуфты, одна из которых сопряжена с валом, имеющим элемент для передачи крутящего момента, фиксирующее кольцо, опирающееся на бурт полумуфты, сопряженной с валом и выполненной разъемной в плоскости, проходящей через продольную ось симметрии вала, связь полумуфт выполнена в виде шарнира, ось которого расположена в плоскости разъема полумуфт, установленную между частями разъемной полумуфты распорную пружину и ограничитель их относительного поворота, новым является то, что фиксирующее кольцо выполнено в виде втулки с внутренней метрической резьбой, сопрягаемой с резьбой, расположенной на внешней боковой поверхности полумуфты, сопряженной с валом.
Технический результат заключается в повышении надежности в работе. На фиг.1 изображена предлагаемая соединительная муфта, общий вид; на фиг.2 - вид сбоку.
Муфта содержит две полумуфты 1 и 2, связанные между собой шарниром с осью 3, втулку с метрической резьбой 4, опирающуюся на бурт полумуфты 2. Полумуфта 2 сопряжена с валом 5, имеющим элемент для передачи крутящего момента, например запрессованный в хвостовик вала штифт 6. Полумуфта 2 выполнена разъемной вдоль оси вала 5. Каждая из частей разъемной полумуфты 2 выполнена поворотной относительно оси 3. Между частями разъемной полумуфты установлены распорная пружина 7 и ограничитель 8 относительного поворота частей полумуфты.
При необходимости быстрого разъединения муфты и вала 5 втулку 4 скручивают с полумуфты 2, обе части которой поворачиваются под действием пружины 7 вокруг оси 3, высвобождая хвостик вала 5.
Соединительная муфта работает следующим образом.
При вращении полумуфты 1 крутящий момент передается шарниром с осью 3 на полумуфту 2 с накрученной втулкой 4. Между частями разъемной полумуфты 2 установлены распорная пружина 7 и ограничитель 8 относительного поворота частей полумуфты. Крутящий момент с полумуфты 2 предается на вал 5 запрессованным в хвостик вала штифтом 6.
Предложенная соединительная муфта позволяет повысить надежность в работе вследствие того, что, во-первых, при работе втулка практически полностью закрывает все элементы муфты, обеспечивая тем самым безопасность ее работы (все вращающиеся элементы закрыты корпусом втулки) и надежность (т.к. не произойдет самоотвинчивания элементов муфты); во-вторых, внутренняя метрическая резьба втулки, сопрягаемая с резьбой, расположенной на внешней боковой поверхности полумуфты, препятствует процессу самоотвинчивания, что также повышает надежность работы муфты.
Класс F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце