гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства
Классы МПК: | B61F5/12 с демпферами B61F5/06 с пружинными амортизаторами |
Автор(ы): | Бамбулевич Валентин Брониславович (RU), Ефимов Виктор Петрович (RU), Шишков Вениамин Алексеевич (RU), Парахин Владимир Иванович (RU), Парахин Евгений Владимирович (RU), Парахин Сергей Владимирович (RU), Тыкало Анна Семеновна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-09-29 публикация патента:
27.05.2007 |
Гаситель колебаний в центральном рессорном подвешивании тележки содержит пружины рессорного подвешивания (1), поддерживающие надрессорную балку (2), фрикционные планки (3) и установленный между пружинами рессорного подвешивания упругий элемент, представляющий собой изогнутую пластину (8), фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки. При этом упругий элемент состоит из -образного основания (9), продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части (10) и загнутые концы (7) с отверстиями (6) для установки фрикционных планок. Упрощается конструкция подвешивания, повышается плавность хода транспортного средства, снижается его вес. 5 ил.
Формула изобретения
Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, отличающийся тем, что он снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент - изогнутая пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона.
Известно центральное рессорное подвешивание тележки грузового вагона, включающее в себя комплект упругих элементов, надрессорную балку и фрикционные клинья, взаимодействующие с ее боковыми наклонными поверхностями и закрепленной на боковой стенке рамы фрикционной планкой. Устройство имеет дополнительную связь в виде опорной плиты, установленной на подклиновых пружинах комплекта упругих элементов параллельно надрессорной балке и соединяющей между собой два смежных фрикционных клина, между плитой и надрессорной балкой имеется гарантированный зазор (см. А.С. №713737, опубл. 05.02.80, бюл. №5 (аналог)).
Недостатками известного устройства являются:
1. Значительный вес из-за наличия клина и большого количества витых пружин;
2. Сложная конструкция и высокая стоимость изготовления опорной плиты и клина с крестообразными пазами для крепления фрикционной планки;
3. Недостаточная плавность хода транспортного средства.
Известен также гаситель колебаний железнодорожного транспортного средства, содержащий установленный на пружинах рессорного подвешивания клин, выполненный из двух упруго связанных между собой частей, одна из которых фрикционно связана с надрессорной балкой тележки, а другая - с фрикционной поверхностью боковой рамы тележки, при этом упругий элемент, связывающий между собой части клина, выполнен в виде упругой в вертикальной продольной плоскости тележки перемычки, жестко связанной концами с частями клина, а свободное пространство между частями клина и перемычкой заполнено упругодемпфирующим материалом (см. А.С. №1369964, опубл. 30.01.88, бюл. №4). Это устройство наиболее близко к предлагаемому и выбрано в качестве прототипа.
Недостатками известного устройства являются так же, как и аналога:
1. Недостаточная плавность хода транспортного средства;
2. Сложность конструкции гасителя колебаний;
3. Значительный вес, стоимость и трудоемкость изготовления устройства.
От указанных недостатков свободно предлагаемое изобретение, в котором решаются задачи упрощения конструкции, повышения плавности хода транспортного средства, снижения веса устройства путем создания упругого элемента, заменяющего известный фрикционный клин с комплектом поддерживающих его пружин.
Для достижения указанного технического результата гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент-пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.
Признаки, отличающие предлагаемый гаситель колебаний от наиболее близкого к нему известного по а.с. 1369964 следующие: гаситель снабжен установленным между пружинами рессорного подвешивания упругим элементом, представляющим собой изогнутую пластину из стали, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, при этом упругий элемент - изогнутая пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок.
Отличительные признаки являются новыми и соответствуют критерию «новизна». Эти признаки обусловили упрощение конструкции и сборки гасителя колебаний, т.к. отсутствуют клин с пазами для фрикционных планок, витые пружины, поддерживающие клин, не требуется их трудоемкой сборки, значительно облегчается конструкция. Кроме того, повышается плавность хода транспортного средства, т.к. при установке в гасителе колебаний упругого элемента-пластины (фактически плоской пружины) амортизационная нагрузка распределяется равномерно, т.е. часть нагрузки берут на себя основание рамы, боковые части рамы, основание, опорные части и загнутые концы упругого элемента. Упругость пластины также способствует плавной (мягкой) амортизации, а следовательно, и плавности хода транспортного средства.
При использовании клина (прототип) - амортизация жесткая, т.к. идет заклинивание (жесткий упор), а нагрузка идет на основание и боковые части рамы, плавность хода при этом хуже.
При изучении других известных решений в этой области признаки, отличающие заявляемое решение, не были выявлены, что обеспечивает изобретению соответствие критерию "изобретательский уровень".
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 и 2 изображен гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства в сборе (общий вид, разрез по продольной оси боковой рамы) в двух вариантах в зависимости от формы изгиба упругого элемента-пластины, которая в двух вариантах соответственно изображена на фиг.3 и 4; на фиг.5 - вид на основание проема рамы.
Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства содержит две пары пружин рессорного подвешивания 1 (фиг.1 и 2), поддерживающие надрессорную балку 2, две фрикционные планки 3, установленные на боковой раме 4 тележки железнодорожного транспортного средства, и две фрикционные планки 5, установленные в отверстиях 6 на двух загнутых концах 7 упругого элемента-пластины 8. Упругий элемент 8 (фиг.3 и 4) состоит из основания 9, двух опорных частей 10 и загнутых концов 7 с отверстиями 6 для крепления фрикционных планок 5, в которых выполнены выступы. Форма отверстий и выступов может быть любая, например эллипсная.
В работе упругий элемент 8 (фиг.5), установленный между двумя парами пружин рессорного подвешивания 1, фрикционно взаимодействует своими загнутыми концами 7 с надрессорной балкой 2 и боковой рамой 4 тележки (фиг.1 и 2). Изгиб упругого элемента-пластины может иметь несколько вариантов (указано 2), что обеспечивает его универсальность. В зависимости от требуемой плавности хода транспортного средства угол соединения опорных частей 10 пластины с -образным основанием 9 может быть либо острым, либо тупым, а последовательно расположенные загнутые концы 7 соответственно выгнуты либо наружу, либо вовнутрь. Таким образом улучшаются амортизационные возможности и качество амортизации, улучшилась динамика системы вагон-путь.
Предлагаемое изобретение испытано, что доказало его промышленную применимость. Испытание показало хорошие ходовые качества железнодорожного транспортного средства, плавность хода и момента начала скольжения (без ударов), что улучшило технические характеристики.
Изобретение просто по конструкции, упрощает и облегчает сборку, снижает вес изделия, экономически выгодно.
Класс B61F5/06 с пружинными амортизаторами