способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей (гтд)

Классы МПК:B23C3/18 для получения требуемого профиля лопастей воздушных или гребных винтов, турбинных лопаток или крыльчаток 
B23P15/02 цельных турбинных лопаток или лопастей насосов, воздушных и гребных винтов и тп 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-10
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, обработке фрезерованием межлопаточных каналов моноколес или крыльчаток ГТД. Способ включает фрезерование межлопаточных каналов, фрезерование спинки и корыта лопатки и впадины между ними. Для снижения трудоемкости изготовления обозначают числами фрезеруемые межлопаточные каналы и осуществляют фрезерование межлопаточных каналов через один, в обработанные межлопаточные каналы заливают сплав и фрезеруют соседние межлопаточные каналы, а затем удаляют сплав путем выплавления. В обработанные межлопаточные каналы может быть залит сплав Вуда. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447

способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447 способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447 способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447 способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447 способ изготовления моноколес или крыльчаток газотурбинных двигателей   (гтд), патент № 2300447

Формула изобретения

1. Способ изготовления моноколеса или крыльчатки газотурбинного двигателя (ГТД), включающий фрезерование межлопаточных каналов, включая фрезерование спинки и корыта лопатки и впадины между ними, отличающийся тем, что обозначают числами фрезеруемые межлопаточные каналы и осуществляют фрезерование межлопаточных каналов через один, в обработанные межлопаточные каналы заливают сплав и фрезеруют соседние межлопаточные каналы, а затем удаляют сплав путем выплавления.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в обработанные межлопаточные каналы заливают сплав Вуда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано при изготоленении моноколес (или крыльчаток) ГТД путем фрезерования межлопаточных (межлопастных) каналов.

Известен способ изготовления моноколес ГТД, основанный на фрезеровании межлопаточных (межлопастных) каналов в заготовке в форме диска (технологии производства авиационных газотурбинных двигателей (Учеб. пособие для вузов. Ю.С.Елисеев, А.Г.Бойцов, В.В.Крымов, Л.А.Хворостухин. М.: Машиностроение, 2003, с.358-364).

Прототипом является способ изготовления крыльчаток (a.c. N 1754347, В23С 3/18, П.Б.Гринберг, В.А.Шмаков, Г.И.Контарез, Г.М.Федотов), близких по форме и профилю лопастей к конструкции лопаток моноколеса. В данном способе производят фрезерование спинки и корыта соседних лопастей крыльчатки и впадин между ними.

Недостатком данного способа является то, что при обработке лопастей, имеющих профиль малой толщины, происходит упругая, а иногда и пластическая деформация лопасти под действием сил резания, что отрицательно сказывается на точности изготовления лопастей крыльчаток и может привести к разрушению лопасти в процессе изготовления и эксплуатации, а также к повышенному расходу металла и трудовых затрат из-за брака, поэтому обработка крыльчаток данным способом сужает номенклатуру изготавливаемых деталей, ограничиваясь обработкой лопастей с большой толщиной профиля.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение расхода металла и трудовых затрат, расширение номенклатуры изготавливаемых моноколес (или крыльчаток) ГТД.

Задача осуществляется тем, что способ изготовления моноколес (или крыльчаток) ГТД, основанный на фрезеровании межлопаточных (межлопастных) каналов, включающий фрезерование спинки и корыта лопаток (лопастей) и впадин между ними, согласно изобретению первоначально фрезеруют межлопаточные (межлопастные) каналы с четными номерами, после чего в них заливают сплав, а затем фрезеруют межлопаточные (межлопастные) каналы с нечетными номерами с последующим удалением этого сплава.

Пунктирными линиями изображены профили обрабатываемых лопаток (или лопастей). Цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначены фрезеруемые межлопаточные (межлопастные) каналы.

Предлагаемый способ реализован следующим образом.

Технологический процесс обработки межлопаточных (или межлопастных) каналов включает три этапа: черновой, чистовой, окончательный.

На каждом этапе осуществляются следующие операции:

1 этап: производят обработку фрезерованием межлопаточных (межлопастных) каналов с четными номерами (2, 4, 6 и т.д.), фиг.2;

2 этап: в обработанные межлопаточные (или межлопастные) каналы с четными номерами (2, 4, 6 и т.д.) заливают сплав (например, Вуда), фиг.3;

3 этап: фрезеруются межлопаточные (или межлопастные) каналы с нечетными номерами (1, 3, 5), фиг.4. При фрезеровании межлопаточных (или межлопастных) каналов с нечетными номерами наличие сплава в соседних межлопаточных (или межлопасных) каналах не позволяет обрабатываемым лопаткам (или лопастям) деформироваться под действием сил резания. Таким образом, имитируют обработку межлопаточных (или межлопастных) каналов в сплошном металле;

4 этап: сплав удаляют из межлопаточных (или межлопастных) каналов путем выплавления, фиг.5;

5 этап: производят термообработку моноколес (или крыльчаток) ГТД для снятия остаточных напряжений.

Использование предлагаемого изобретения устраняет недостатки:

- высокий расход металла и трудовых затрат за счет брака, получающегося из-за деформации лопаток (лопастей) моноколес (или крыльчаток) ГТД под действием сил резания, вызывающих упругость, а иногда и пластическую деформацию лопаток (лопастей) в процессе обработки, а иногда и в процессе эксплуатации; в изобретении брака нет, т.к. устраняют упругие и пластические деформации лопаток (лопастей) во время фрезерования под действием сил резания, из-за того, что сплав, залитый в межлопаточные (межлопастные) каналы, устраняет возникновение деформации при фрезеровании;

- узкая номенклатура изготавливаемых моноколес (или крыльчаток) ГТД - из-за невозможности изготовить моноколеса (крыльчатки) ГТД с лопатками (или лопастями) имеющими малую толщину профиля, т.к. при фрезеровании возникают упругие и пластические деформации под действием сил резания; в изобретении сплав, залитый в межлопаточные (межлопастные) каналы, устраняет возможность возникновения пластических и упругих деформаций при фрезеровании.

Класс B23C3/18 для получения требуемого профиля лопастей воздушных или гребных винтов, турбинных лопаток или крыльчаток 

способ изготовления аэродинамических поверхностей лопаток роторов газотурбинных двигателей на станках с чпу -  патент 2500506 (10.12.2013)
способ изготовления лопатки компрессора -  патент 2498883 (20.11.2013)
способ обработки моноколеса газотурбинного двигателя -  патент 2482940 (27.05.2013)
способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей -  патент 2481177 (10.05.2013)
способ обработки заготовки детали с пазами -  патент 2476296 (27.02.2013)
устройство для механической обработки изделий сложной пространственной формы -  патент 2475347 (20.02.2013)
способ обработки моноколес -  патент 2429949 (27.09.2011)
способ обработки лопаток газотурбинных двигателей -  патент 2419520 (27.05.2011)
способ фрезерования поверхностей произвольной формы и соответствующая фреза -  патент 2370348 (20.10.2009)
способ и устройство для фрезерования поверхностей произвольной или криволинейной формы -  патент 2356702 (27.05.2009)

Класс B23P15/02 цельных турбинных лопаток или лопастей насосов, воздушных и гребных винтов и тп 

коллектор вентилятора и способ его изготовления -  патент 2514897 (10.05.2014)
способ изготовления аэродинамических поверхностей лопаток роторов газотурбинных двигателей на станках с чпу -  патент 2500506 (10.12.2013)
способ изготовления лопатки компрессора -  патент 2498883 (20.11.2013)
способ изготовления лопатки -  патент 2497648 (10.11.2013)
способ изготовления рабочего колеса центробежного насоса -  патент 2494848 (10.10.2013)
способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей -  патент 2481177 (10.05.2013)
зажимное приспособление (варианты) для механической обработки сопловой лопатки -  патент 2478798 (10.04.2013)
способ обработки изделий строганием -  патент 2456124 (20.07.2012)
способ изготовления моноблочного диска, снабженного системой лопаток -  патент 2434728 (27.11.2011)
центробежное рабочее колесо и способ его изготовления -  патент 2427726 (27.08.2011)
Наверх