способ получения топливных фракций

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-12
публикация патента:

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме. Способ включает разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркуляционным орошением (ПЦО), отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны. Часть сконденсированных паров подают на орошение верхней части ректификационной колонны, а избыток бензиновой фракции направляют на блок компаундирования. По предложенному уравнению рассчитываются основные параметры режима перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное R опт флегмовые числа и числа теоретических тарелок. Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

способ получения топливных фракций, патент № 2300550

где Gop - количество острого орошения, кг/ч; qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг; Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг; q ж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг; R опт - расчетное оптимальное флегмовое число. Далее перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки в соответствии с расчетными оптимальными параметрами перегонки R опт и Nопт. Технический результат - оптимизация технологического режима перегонки газового конденсата по одноколонной схеме. 8 табл.

Формула изобретения

Способ получения топливных фракций из газового конденсата, включающий разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркулирующим орошением, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции - на блок компаундирования, отличающийся тем, что по методике авторов рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт, острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле

способ получения топливных фракций, патент № 2300550

где Gop - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и q n - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки, согласно оптимальных параметров перегонки Rопт и Nопт .

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме.

Известен способ получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья в одной ректификационной колонне (см. Багиров И.Т. Современные установки первичной переработки нефти. М.: Химия, 1974; см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001).

В известном способе отсутствует постановка задачи, обуславливающая оптимальный режим технологии перегонки углеводородной смеси.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем однократного испарения газового конденсата в одной ректификационной колонне (см. Майоров В.И., Павлова С.П., Пак Д.А. Установка получения дизельных топлив из газового конденсата Уренгойского месторождения. Серия "Подготовка и переработка газа и газового конденсата". ВНИИЭгазпром, №12, 1980, с.15-21; см. Глазов Г.И., Гараиев А.М., Тимерханов Р.В. Малотоннажные модульные установки. Химия и технология топлив и масел. №1-2, 2003 год, с.25-47).

Установка УПКМ-50 разработана институтом ВНИИгаз и введена в эксплуатацию на Крайнем Севере для переработки 50 тыс. тонн в год стабильного газового конденсата валанжинской залежи Уренгойского ГКМ. Пределы выкипания этого сырья 32 - 300÷340°С.

В известном способе газовый конденсат нагревается в трубчатой печи до 300°С и поступает на разделение в ректификационную колонну.

С верха ректификационной колонны выводится головной погон (пары бензиновой фракции), которые конденсируют и охлаждают, часть потока головного погона подают в качестве острого орошения верхней части ректификационной колонны, а избыток выводят с установки. Боковым погоном в отпарную колонну выводится фракция дизельного топлива, а с низа колонны выводится остаток - фракция котельного топлива. Паровой отгон отпарной колонны возвращается в ректификационную колонну. Тепловой баланс ректификационной колонны в связи с избытком поступающего в колонну тепла регулируется промежуточным циркулирующим орошением (ПЦО) путем его регенерации потоком холодного сырья.

В прототипе вопрос определения оптимальных параметров технологии перегонки газового конденсата не рассматривается.

Оптимальный расчет процесса ректификации в проектных разработках выполняется на основе анализа приведенных затрат. Вместе с тем на практике в связи с конъюнктурными условиями производства, изменением поставок сырья и ассортимента вырабатываемой продукции, а также в связи с модернизацией оборудования и реконструкцией технологической схемы все установки обычно работают на режиме, значительно отличающемся от проектного и оптимального. Это ухудшает конечные результаты производства, поэтому оптимизация технологическою режима в рабочей постановке задачи является наиболее актуальной.

Задачей изобретения является оптимизация технологии перегонки газового конденсата по одноколонной схеме.

Решение поставленной задачи и технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций из газового конденсата, включающем разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла ПЦО, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции на блок компаундирования - по методике авторов рассчитываются основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, N т и Nопт.

Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

способ получения топливных фракций, патент № 2300550

где Gор - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и q n - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и ПЦО в материальном балансе установки.

Заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия" и имеет все признаки новизны.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Для расчета оптимальных параметров перегонки газового конденсата необходимо располагать мольным составом ИТК ректификата Хi, D и флегмы Xi, W. На практике отбор ректификата не представляет трудности, но для отбора флегмы необходимо дополнительное устройство на перетоке флегмы в отпарную колонну.

За исходную информацию для расчета наряду с массовым составом ИТК ректификата и флегмы принимают основные показатели технологического режима бензиновой секции колонны: температуры tcp , tF, Тср, Т F, давления рср, р F; флегмовые числа Rcp и R F.

Для известного способа рассчитывают материальный и тепловой баланс установки (табл.1) и гидродинамическую характеристику работы ректификационной колонны (табл.2).

Затем рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата (табл.3). Из приведенных в табл.3 данных следует, что расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт в известном способе отличаются от рабочих R и N. Последние меньше соответственно на 15,4 и 26,5% оптимальных показателей.

В предлагаемом изобретении это различие нивелируется путем изменения рабочих параметров R и N до пределов оптимальности в зависимости от количества флегмы, поступающей в качестве острого орошения данной секции, которое определяется по формуле (1).

способ получения топливных фракций, патент № 2300550

На основании полученного материального потока флегмы, острого орошения перераспределяют все материальные и тепловые потоки в материальном балансе предлагаемого способа. Затем рассчитывают основные параметры перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок N м, Nт и Nопт .

Сопоставительная оценка данных, приведенных в табл.1 для известного и предлагаемого способов, позволяет отметить следующее.

Количество потока острого орошения ректификационной колонны, рассчитанного по формуле (1), на 18,4% больше в предлагаемом способе по сравнению с известным способом. Вместе с тем, это позволило сократить расход потока ПЦО ректификационной колонны в предлагаемом способе на 32%; снизить затраты тепла на переработку газового конденсата на 0,423091 млн. кДж/ч и уменьшить расход топлива на 115,5 тонн в год по сравнению с известным способом.

В связи с перераспределением материальных и тепловых потоков топливных фракций изменяется их выход и качество. Бензиновая фракция по предлагаемому способу получается более высокого качества, ее детонационная стойкость составляет 68 пунктов по моторному методу (ММ).

Выход целевой фракции - фракции дизельного топлива - в предлагаемом способе увеличивается по сравнению с известным способом на 0,65% и по всем своим характеристикам отвечает требованиям ГОСТ. Ректификационная колонна в предлагаемом способе работает с максимальной нагрузкой по парам - 100% от допустимой.

Оптимальные условия перегонки газового конденсата оказывают значительное влияние на конструктивное оформление установки. По известному способу флегма целевой фракции арктического дизельного топлива отбирается из кармана 10-й тарелки, считая от верха колонны, а в предлагаемом способе из кармана 6-й тарелки при одинаковой четкости погоноразделения (способ получения топливных фракций, патент № 2300550 т=26%). Следовательно, затраты на конструктивное оформление ректификационной колонны и системы теплообмена (ПЦО) в предлагаемом способе меньше по сравнению с известным способом.

Таким образом, по предлагаемому способу установка работает в оптимальном технологическом режиме по сравнению с известным способом. Об этом свидетельствуют и расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт, которые в предлагаемом способе практически одинаковы с рабочими R и N.

Ниже приводится методика расчета параметров многокомпонентной ректификации минимального Rм и оптимального Rопт флегмовых чисел и чисел теоретических тарелок N м, Nт, и Nопт .

Для простоты и наглядности вместо программы и блок-схемы расчета на ЭВМ в таблице приведены основные уравнения алгоритма: их последовательность и условия расчета, не требующие дополнительных пояснений.

Расчетные уравнения для определения основных параметров ректификации при оптимизации технологии перегонки нефтяных и газоконденсатных смесей.
Последовательность выполнения работыУравнения Назначения индекса уравнения и условия расчета
Доля отгона в дистиллят, способ получения топливных фракций, патент № 2300550 способ получения топливных фракций, патент № 2300550 RF - флегмовое число для низа секции
Мольный состав парового питания секции, Yi, F способ получения топливных фракций, патент № 2300550 xi, D и х i, W - мольный состав ректификата и флегмы секции
Относительный коэффициент летучести lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, t способ получения топливных фракций, патент № 2300550 способ получения топливных фракций, патент № 2300550 t - разность температур кипения смеси и компонента, °С.
Т - температура кипения смеси, К
Р - парциальное давление нефтяных паров, кПа
Минимальное число теоретических тарелок, Nmспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, j, t - рассчитываются при средней температуре кипения смеси tcp и парциальном давлении нефтяных паров Рср в секции
Корень уравнения Андервуда, способ получения топливных фракций, патент № 2300550 способ получения топливных фракций, патент № 2300550 способ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, F - рассчитывается при температуре tF и парциальном давлении Р F для низа секции
Минимальное флегмовое число, Rm способ получения топливных фракций, патент № 2300550  
Коэффициент распределения k-тых компонентов в ректификате и флегме, способ получения топливных фракций, патент № 2300550 Kспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 хK, D и х K, W - мольный состав k-тых компонентов в ректификате и флегме
Коэффициент распределения компонентов при рабочем орошении, nспособ получения топливных фракций, патент № 2300550  
Относительная летучесть начала разделения парового питания на ректификат и флегмуlgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 HK(YK, F) lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 HK(YK, F) - рассчитывается по уравнению (3) при средней температуре и давлении в секции
способ получения топливных фракций, патент № 2300550 t - разность температур кипения смеси и начала разделения парового питания YK, F на ректификат х K, D и флегму хK, W
Число теоретических тарелок, N Tспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 если n>1, то способ получения топливных фракций, патент № 2300550  
Оптимальное флегмовое число, Rопт способ получения топливных фракций, патент № 2300550  
Оптимальное число тарелок, Nопт способ получения топливных фракций, патент № 2300550  
Коэффициент полезного действия тарелки, способ получения топливных фракций, патент № 2300550 Rmспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 Nф - фактическое число тарелок в секции

Таблица 1

Материальный и тепловой баланс переработки газового конденсата валанжинской залежи
Статьи баланса Известный способ Предлагаемый способ
Выход, мас.% Температура,

°С
Количество, кг/чЭнтальпия,

млн. кДж/ч
Выход, мас.% Температура, °СКоличество, кг/ч Энтальпия, млн. кДж/ч
ПОСТУПИЛО:
Газовый конденсат в том числе:           
- паровая фаза91,3 3005706 5,56280091,3300 57065,562800
- жидкая фаза8,7 300 5440,3866228,7 300544 0,386022
Острое орошение  40 34830,284038  404124 0,336312
Итого     6,232859     6,285134
ПЦО  150 46331,487097  1503152 1,011792
Всего 100  62507,719956100  6250 7,296926
ПОЛУЧЕНО:
Бензиновая фракция 37,15130 23221,39403636,5 1252280 1,357330
Острое орошение  130 34832,091054  1254124 2,455099
Фракция дизельного топлива 51,18200 31981,436494 51,831963240 1,425600
Котельное топливо11,67280 730 0,48455911,67280 7300,484559
Итого     5,406143    5,722588
ПЦО  2204633 2,313802 220 31521,574266
Всего100  6250 7,719945100  62507,296854

Таблица 2

Гидродинамическая характеристика работы бензиновой секции ректификационных колонн
Показатель Способы
Известный Предлагаемый
Диаметр колонны, м 1,01,0
Флегмовое число2,47 2,92
Давление, МПа 0,30,3
Объемная скорость паров, м3 0,2420,290
Плотность, кг/м3:   
- паров 9,238,26
- жидкости642,7 638,0
Линейная скорость паров, м/с:   
- рабочая0,309 0,369
- допустимая 0,3510,369
Паровая нагрузка в верхней части ректификационной колонны, % 88100

Таблица 3

Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по известному способу (бензиновая секция) tср=165°С; Т ср=438 К; Рср=307,4 кПа; R ср=1,91; способ получения топливных фракций, патент № 2300550 =0,4237; Nф=10; t F=200°C; ТF=473 К, Р F=310,7 кПа; RF=1,36; способ получения топливных фракций, патент № 2300550 =7,2145.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, t (3) Nm (4)lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, F (3) способ получения топливных фракций, патент № 2300550 (5)Rm (6)способ получения топливных фракций, патент № 2300550 K (7) n (8)lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 HK (YK, F) (3)Nт (9) Rопт (10) Nопт (11) способ получения топливных фракций, патент № 2300550 (12)
xi, Dxi, W Yi, F
32-600,07617- 0,03226   1,0983700,07598 0,17932          
60-90 0,26032-0,11029 0,710000,71 0,891541,493013,52383 1,8621,369 0,59172,62,93 1,9126,0
90-1200,31917 0,111120,199270,47336  0,67757 -0,38635-0,61881          
120-150 0,184810,12963 0,15301   0,46360-0,10332 -0,12480         
150-1800,15962 0,115620,13426   0,24963 -0,04387-0,05216          
180-210-0,18049 0,10401   0,03566-0,01842            
210-240 -0,145150,08365    -0,17831-0,00847           
240-270- 0,161120,09285   -0,40180 -0,00540           
270-300 -0,15687 0,09040   -0,60624-0,00321           
Всего1,00000 1,000001,00000     0,999950R m=1,91         

Таблица 4

Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по предлагаемому способу (бензиновая секция) tср=160,5°С; Т ср=433,5 К; Рср=307,4 кПа; R ср=2,16; способ получения топливных фракций, патент № 2300550 =0,415; Nф=6; tф =196°С; Тф=469 К; Р F=310,7 кПа; RF=1,41; способ получения топливных фракций, патент № 2300550 =6,79215.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, t (3) Nm (4)lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 i, F (3) способ получения топливных фракций, патент № 2300550 (5)Rm (6)способ получения топливных фракций, патент № 2300550 K (7) n (8)lgспособ получения топливных фракций, патент № 2300550 HK (YK, F) (3)Nт (9) Rопт (10) Nопт (11) способ получения топливных фракций, патент № 2300550 (12)
xi, Dxi, W Yi, F
32-600,09063- 0,03761   1,0789700,08672 0,20897          
60-90 0,30973-0,12854 0,681540,57 0,870371,520423,66367 2,8061,99 0,5621,5673,00 1,6726,1
90-1200,37997 0,098680,215320,44240  0,65457 -0,42669-0,75252          
120-150 0,219880,11508 0,15858   0,43878-0,10766 -0,14928         
150-180- 0,214670,12558   0,22298 -0,04098           
180-210-0,16028 0,09376   0,00719-0,01651            
210-240 -0,128900,07541    -0,20860-0,00756           
240-270- 0,143080,08370   -0,42439 0,00491           
270-300 -0,13931 0,08150   -0,640190,00283           
Всего1,00000 1,000001,00000     1,000000R m=1,97         

Таблица 5

Основные параметры фракционирования бензиновой секции ректификационных колонн
Показатели Способы
Известный Предлагаемый
Флегмовые числа:   
- минимальное1,91 1,97
- оптимальное 2,472,92
- рабочее2,923,00
Число теоретических тарелок:   
- минимальное0,71 0,57
- рабочее 2,61,57
- оптимальное 1,911,67
Фактическое число тарелок 106
КПД тарелки, %2626,1

Таблица 6

Физико-химическая характеристика бензиновых фракций
ПоказательСпособы ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76
ИзвестныйПредлагаемый
Выход, мас.%37,15 36,5-
Плотность при 20°С, кг/м3 730716-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:    
НК 3836не <35
1064 58не >70
5010092 не >115
90 145128не >180
КК164 144не >195
Выход, об.%9898  
Давление насыщенных паров, Па4000050600 не >66661
Октановое число по моторному методу65,8 68,0не <76
Содержание: серы, мас.%    
фактические смолы,0,001 0,001не >0,1
мг/100 мл0,020,02 не >5,0
Кислотность, мгКОН/100 мл0,050,03 не >3,0
Групповой углеводородный состав, мас.%:    
алканов5454 -
нафтенов35 40 
аренов116,0  

Таблица 7

Физико-химическая характеристика фракций дизельного топлива
ПоказательСпособы ГОСТ 305-82 для марки (А)
Известный Предлагаемый
Выход, мас.%51,1851,83 -
Плотность при 20°С, кг/м3790 785-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:    
НК120 122-
10 144146 -
50188 187не >255
96300 295не >330
Выход, об.%9696  
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2 1,651,55не <1,5
Температура, °С:    
застывания-56 -58не >55
вспышки38 36не <30
Содержание:    
серы, мас.% 0,080,004 не >0,2
фактических смол, мг/100 мл1,02,0 не >3,0
Кислотность, мг КОН/100 мл0,080,004 не >5,0
Цетановое число 4846не <45

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Наверх