система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода
Классы МПК: | B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки B64C1/24 трапы, конструктивно сопряженные с фюзеляжем и убирающиеся в него |
Автор(ы): | Карасев Валентин Вячеславович (RU), Синельщиков Константин Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-03-20 публикация патента:
20.06.2007 |
Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода летательного аппарата содержит дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери и замок, удерживающий трап прижатым к двери. На фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два вторых кронштейна, установленные так, чтобы в них могли входить имеющиеся на трапе осевые элементы, перемещаемые между первыми и вторыми кронштейнами с помощью механизма переключения трапа. Механизм переключения трапа содержит качалки, одним плечом соединенные с одним из осевых элементов, а другим - с одним из концов синхронизирующей тяги, и соединен с ручкой. На трапе имеются упоры, фиксирующие его крайние положения. Система содержит лебедку, соединенную тросом с трапом. Техническим результатом заявленного изобретения является обеспечение входа-выхода при нормальной эксплуатации и обеспечение быстрого экстренного покидания ЛА при аварийной ситуации. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода летательного аппарата (ЛА), содержащая дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери, отличающаяся тем, что имеется замок, удерживающий трап прижатым к двери, на фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два вторых кронштейна, установленные так, чтобы в них могли входить имеющиеся на трапе осевые элементы, перемещаемые между первыми и вторыми кронштейнами с помощью механизма переключения трапа.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что упомянутый механизм переключения трапа содержит качалки, каждая из которых одним плечом соединена с одним из упомянутых осевых элементов, а другим плечом - с одним из концов синхронизирующей тяги.
3. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что упомянутый механизм переключения трапа соединен с ручкой.
4. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что на трапе имеются первые упоры, которые ложатся на пол ЛА, когда трап поднят, и вторые упоры, опирающиеся на расположенные на фюзеляже упоры, когда трап опущен.
5. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она содержит лебедку, соединенную тросом с трапом.
6. Система по п.3, отличающаяся тем, что она содержит лебедку, соединенную тросом с трапом.
7. Система по п.4, отличающаяся тем, что она содержит лебедку, соединенную тросом с трапом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации, в частности к системам обеспечения входа-выхода из летательного аппарата (ЛА), людей преимущественно из пассажирского самолета, как в условиях нормальной эксплуатации, так и при аварийных ситуациях на земле.
Известна дверь-трап ЛА (а.с. СССР №1334590, В64С 1/24, опубл. 10.11.2004), содержащая лестницу с опорными элементами, закрепленными на створке двери, и механизм складывания лестницы, выполненный в виде многозвенника, одно из звеньев которого закреплено на створке двери, а другое - на каркасе ЛА эксцентрично оси вращения двери, при этом механизм складывания снабжен качалками, образующими с элементами двери-трапа параллелограммный механизм. Качалки механизма складывания размещены между дверью и лестницей, а механизм складывания снабжен двуплечим рычагом, шарнирно установленным на створке двери, кронштейном, закрепленным на каркасе ЛА, и двумя тягами, шарнирно связывающими плечи Г-образного рычага соответственно с кронштейном и одной из качалок механизма складывания лестницы. Эта система не предназначена для аварийного выхода, а нежесткая конструкция лестницы увеличивает ее вес.
Известна дверь-трап ЛА (патент РФ №2193505, В64С 1/24, 1/14), содержащая панель, закрывающую дверной проем и снабженную ступеньками, а также направляющие для перемещения панели. Ступеньки расположены с наружной стороны панели, поэтому эта конструкция применима при наличии створки, закрывающей ступени. Эта конструкция предназначена для выхода экипажа через створки шасси и неприменима для пассажирских самолетов.
Известна интегрированная со ступенью дверь (патент США №4482113, НКИ 244/129.5), в которой происходит автоматическое выдвижение ступени (площадки) при открытии двери. Эта конструкция предназначена для повышения удобства покидания ЛА с парашютом, может быть применена для нормальной эксплуатации небольших самолетов, но при аварийной ситуации выдвигаемая площадка может замедлить эвакуацию пассажиров.
Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является система, описанная в а.с. СССР №1225174, В64С 1/14, опубл. 27.12.2004). Эта дверь-трап содержит каркас дверной панели со ступенями с внутренней стороны, шарниры крепления к фюзеляжу (узлы навески), откидную секцию со ступенями, гидроцилиндр открытия двери, закрепленный на фюзеляже и соединенный штоком с рычагом на каркасе, замки закрытого положения двери и профили герметизации, расположенные по контуру двери, складные поручни и механизм открытия откидной секции трапа, состоящий из пружины и кинематического соединения в виде шарнирно связанных качалок и тяг. С целью повышения безопасности покидания ЛА в аварийной ситуации дверь-трап снабжена тягой, один конец которой шарнирно соединен с откидной секцией, а другой - с одной из крайних качалок кинематического соединения, и штифтом, жестко закрепленным на фюзеляже, другая крайняя качалка кинематического соединения выполнена с пазом под упомянутый штифт и шарнирно закреплена на фюзеляже соосно с шарнирами крепления двери, при этом тыльная сторона откидной секции выполнена плоской. Замки закрытого положения двери управляются рукояткой (ручкой).
Описанная в а.с. №1225174 конструкция обеспечивает нормальную эксплуатацию и удобное покидание ЛА (при аварийной посадке "на брюхо") по плоской тыльной стороне откидной секции. Но при аварийной посадке с выпущенным шасси экстренное покидание пассажирами ЛА (например, при пожаре) по ступенькам неудобно, т.к. при быстром спуске по ступенькам велика вероятность споткнуться и упасть. Для небольших самолетов в таких ситуациях может быть более предпочтительным прыжок с уровня пола (до 1 м).
Задачей изобретения является обеспечение входа-выхода при нормальной эксплуатации и обеспечение быстрого экстренного покидания ЛА при аварийной ситуации.
Задача решается с помощью системы эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода ЛА, содержащей дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери, отличающейся тем, что имеется замок, удерживающий трап прижатым к двери, на фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два вторых кронштейна, установленные так, чтобы в них могли входить имеющиеся на трапе осевые элементы, перемещаемые между первыми и вторыми кронштейнами с помощью механизма переключения трапа.
Упомянутый механизм переключения трапа содержит качалки, каждая из которых одним плечом соединена с одним из упомянутых осевых элементов, а другим плечом - с одним из концов синхронизирующей тяги.
Упомянутый механизм переключения трапа соединен с ручкой.
На трапе имеются первые упоры, которые ложатся на пол ЛА, когда трап поднят, и вторые упоры, опирающиеся на расположенные на фюзеляже упоры, когда трап опущен.
Система содержит лебедку, соединенную тросом с трапом.
Изобретение позволяет осуществлять вход-выход по ступенькам при нормальной эксплуатации, а при необходимости экстренного покидания ЛА - быстрое открытие двери и выход путем прыжка.
Изобретение поясняется чертежами
На фиг.1 дан вид прямо системы в закрытом положении.
На фиг.2 показан вид сбоку трапа в раскрытом положении (сплошные линии) и закрытом положении (пунктирные линии).
На фиг.3 в увеличенном масштабе показан фрагмент изображения на фиг.2.
На фиг.4 в увеличенном масштабе показан механизм переключения трапа в положении, когда трап поднят и осевые элементы находятся в кронштейнах двери. Положение осевых элементов в раскрытом положении трапа показано точечными линиями.
Предлагаемая система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода содержит дверь 1, прикрепленную узлами навески 2 к фюзеляжу 3, лестничный трап 4 со ступенями и лебедку 5, закрепленную на фюзеляже 3 (вблизи дверного проема) и соединенную тросом 6 с трапом 4.
Дверь 1 открывается наружу, шарнирно поворачиваясь в узлах навески 2. Имеются замки 7 закрытого положения двери, удерживающие дверь 1 в закрытом состоянии. Замки 7 соединены между собой механической связью, снабженной анероидным устройством для предотвращения перемещения в полете (механическая связь и анероидное устройство не показаны). Имеется профиль герметизации (не показан).
Лестничный трап 4 имеет два осевых элемента 9, перемещаемых с помощью механизма 10 переключения трапа 4. На фюзеляже 3 имеются два первых кронштейна 11, установленные так, чтобы в них могли входить осевые элементы 9. На двери 1 имеются два вторых кронштейна 12, также установленные так, чтобы в них могли входить осевые элементы 9. Механизм 10 переключения трапа выполнен так, что он осуществляет перемещение осевых элементов 9 между первыми 11 и вторыми 12 кронштейнами, т.е. между положением, когда элементы 9 входят в кронштейны 12 двери (при поднятом трапе и закрытом положении двери или при открытой двери в аварийной ситуации) и положением, когда элементы 9 входят в кронштейны 11 фюзеляжа 3 (открытая дверь и опущенный трап).
Имеется установленная на трапе 4 ручка 8, которая управляет механизмом 10 переключения трапа 4. Механизм 10 соединен с ручкой 8 механически (тягой 21).
Механизм 10 содержит качалки 13 и 14, каждая из которых одним плечом через звено 22 или 23 соответственно соединена с одним из осевых элементов 9, а другим плечом - с одним из концов синхронизирующей тяги 15. Синхронизирующая тяга 15 механизма 10 механически (тягой 21) соединена с ручкой 8.
На трапе 4 имеются первые упоры 16, которые ложатся на пол ЛА, когда трап поднят и отсоединен от двери, и вторые упоры 17, опирающиеся на расположенные на фюзеляже 3 упоры 18, когда трап опущен.
Имеется замок 19, удерживающий трап 4 прижатым к двери 1 (при нормальной эксплуатации в закрытом положении двери 1 и при аварийном открытии). Замок 19 открывают и закрывают вручную.
Система работает следующим образом.
Во время полета трап 4 поднят, осевые элементы 9 находятся в кронштейнах 12 двери 1, и замком 19 трап 4 удерживается прижатым к двери 1. Дверь 1 закрыта и удерживается в закрытом состоянии замками 7.
При нормальной посадке открывают замок 19, прижимающий трап 4 к двери 1. Перемещают ручку 8, через тягу 21 ее движение передается механизму 10, в результате чего осевые элементы 9 перемещаются из кронштейнов 12 двери 1 в кронштейны 11 фюзеляжа 3. Трап 4 отжимается от двери 1 и опирается упорами 16 на пол ЛА. Затем открывают замки 7. Дверь 1 открывается в сторону, поворачиваясь в узлах навески 2. Толкают трап 4, который падает в освободившийся дверной проем, причем скорость опускания трапа 4 регулируется с помощью троса 6 лебедки 5. Когда трап 4 опущен, упоры 17 соприкасаются с упорами 18.
Для закрытия двери 1 трап 4 поднимают с помощью троса 6 лебедки 5 до тех пор, пока упоры 16 не обопрутся на пол ЛА. Через промежуток в дверном проеме, не загороженный трапом, притягивают дверь 1, запирают ее на замки 7 и перемещают осевые элементы 9 из кронштейнов 11 в кронштейны 12, а замком 19 прикрепляют трап 4 к двери 1.
При аварийной посадке открывают замки 7, но замок 19 не открывают, ручкой 8 не пользуются. Дверь 1 открывается в сторону вместе с трапом 4, при этом трап не опускается. Дверной проем открывается для быстрого покидания ЛА путем прыжка.
Класс B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки
Класс B64C1/24 трапы, конструктивно сопряженные с фюзеляжем и убирающиеся в него