устройство для подъема затонувшего объекта

Классы МПК:B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды 
B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-10
публикация патента:

Устройство для подъема затонувшего объекта содержит размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из двух сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, приспособление для стабилизации подвижной обоймы в пространстве, четыре кинематически связанные с приводами барабана, установленные с возможностью их перемещения по направляющим, закрепленным на корпусе базового судна. Свободные концы канатов каждого сдвоенного полиспаста закреплены на своих барабанах. Каждый барабан выполнен с герметизированной внутренней полостью и размещен на водной поверхности внутри базового судна с возможностью смещения относительно него. Оси барабанов ориентированы по направлению смещения барабанов, при этом подшипниковые узлы и привод каждого барабана закреплены на ползунах с возможностью их взаимодействия с упомянутыми направляющими и смещения относительно них в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Свободные концы канатов закреплены на барабанах каждого сдвоенного полиспаста с внутренних их сторон. Такое выполнение устройства позволяет эффективно использовать канатно-полиспастную систему с барабанным приводом для подъема затонувших объектов с большой глубины при упрощенной конструкции устройства. 2 ил. устройство для подъема затонувшего объекта, патент № 2301759

устройство для подъема затонувшего объекта, патент № 2301759 устройство для подъема затонувшего объекта, патент № 2301759

Формула изобретения

Устройство для подъема затонувшего объекта, содержащее размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, барабан с возможностью его смещения относительно направляющих базового судна, отличающееся тем, что устройство снабжено четырьмя кинематически связанными со своими приводами барабанами, установленными с возможностью их перемещения, причем свободные концы канатов каждого сдвоенного кратного полиспаста закреплены на своих барабанах, каждый барабан выполнен с герметизированной внутренней полостью и размещен на водной поверхности внутри базового судна с возможностью смещения относительно него, а оси барабанов ориентированы по направлению смещения барабанов, при этом подшипниковые узлы и привод каждого барабана закреплены на ползунах с возможностью их взаимодействия с упомянутыми направляющими и смещения относительно них в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а диаметр и длина каждого барабана выбраны из двух условий - потребной канатоемкости при заданной высоте подъема и выбранной кратности полиспастов и обеспечения запаса плавучести под действием натяжения каната, набегающего на барабан, при этом подвижная обойма полиспастной системы снабжена приспособлением для ее стабилизации в пространстве.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов.

Известно устройство для подъема затонувшего объекта, содержащее базовое судно, секционную штангу, связанную с ней траверсу с грузозахватным приспособлением, установленный на базовом судне подъемный механизм и механизм фиксации штанги (а.с. СССР №885101. Кл. В63С 7/02, 1977 г.).

Однако известное устройство характеризуется значительными нагрузками на подъемный механизм, что ограничивает возможности использования устройства подъемом затонувших объектов небольшого веса и малой скоростью подъема.

Известен механизм подъема (прототип), который может быть использован для подъема затонувшего объекта, содержащий грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, и кинематически связанный с приводом барабан, установленный на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим рельсам, при этом барабан кинематически связан с приводным двигателем (Александров М.П., Колобов Л.Н., Лобов Н.А. и др. Грузоподъемные машины. М., Машиностроение, с.33-35, рис.1.18, 1986).

Недостатками известного механизма подъема являются возможность закручивания канатной системы с подвижной обоймой под воздействием морских течений, а также большое смещение в горизонтальной плоскости ветвей канатов, набегающих на барабан механизма подъема, при значительной канатоемкости барабана, определяемой большой глубиной водоема в месте нахождения затонувшего объекта и большим значением кратности полиспастной системы, что делает невозможным использование устройства для подъема на поверхность водоема затонувшего объекта большого веса при значительной глубине водоема.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности подъема затонувшего объекта большого веса при значительной глубине водоема.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для подъема затонувшего объекта, содержащем размещенные на базовом судне грузозахватное приспособление, полиспастную систему, состоящую из сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами отклоняющие блоки, объединенные в подвижную и неподвижную обоймы, барабан с возможностью его смещения относительно направляющих базового судна, согласно изобретению устройство снабжено четырьмя кинематически связанными со своими приводами барабанами, установленными с возможностью их перемещения, причем свободные концы канатов каждого сдвоенного кратного полиспаста закреплены на своих барабанах, каждый барабан выполнен с герметизированной внутренней полостью и размещен на водной поверхности внутри базового судна с возможностью смещения относительно него, а оси барабанов ориентированы по направлению смещения барабанов, при этом подшипниковые узлы и привод каждого барабана закреплены на ползунах с возможностью их взаимодействия с упомянутыми направляющими и смещения относительно них в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а диаметр и длина каждого барабана выбраны из двух условий - потребной канатоемкости при заданной высоте подъема и выбранной кратности полиспастов и обеспечения запаса плавучести под действием натяжения каната, набегающего на барабан, при этом подвижная обойма полиспастной системы снабжена приспособлением для ее стабилизации в пространстве.

Устройство для подъема затонувшего объекта представлено на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - план по фиг.1.

Устройство для подъема затонувшего объекта содержит размещенные на базовом судне 1 грузозахватное приспособление 2, полиспастную систему, состоящую из двух сдвоенных кратных полиспастов, включающих огибаемые стальными проволочными канатами 3 и 4 отклоняющие блоки, объединенные в подвижную 5 и неподвижную 6 обоймы, приспособление 7 для стабилизации подвижной обоймы 5 в пространстве, четыре барабана 8, 9 и 10, 11, установленные с возможностью их перемещения, причем свободные концы канатов 3 и 4 каждого сдвоенного полиспаста закреплены на своих барабанах 8-11 с внутренних сторон сдвоенных полиспастов по отношению друг к другу. Каждый барабан 8-11 выполнен с герметизированной внутренней полостью 12 и размещен на водной поверхности 13 внутри базового судна 1 с возможностью смещения относительно него в поперечном или продольном направлении. Оси барабанов 8-11 ориентированы по направлению смещения барабанов. Подшипниковые узлы 14 и 15 и кинематически связанный с каждым барабаном 8-11 привод 16 закреплены на ползунах 17 и 18 с возможностью их взаимодействия с направляющими 19 и 20, закрепленными на корпусе базового судна 1, и смещения относительно них в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом размеры (диаметр и длина) барабанов 8-11 выбраны как из условия потребной канатоемкости, определяемой глубиной, на которой размещен затонувший объект 21, и выбранной кратностью полиспастов, так и из условия обеспечения необходимого запаса плавучести под действием натяжения канатов 3 или 4, набегающих на барабаны 8-11.

Барабаны 8-11 выполнены с винтовой нарезкой, они могут быть с однослойной или многослойной навивкой канатов. В последнем случае барабаны 8-11 снабжены канатоукладчиками (не показаны). Кратность полиспастов выбирается в зависимости от веса затонувшего объекта 21. 22, 23 - направления движения барабанов 8, 9, а 24, 25 - направления движения барабанов 10, 11 при навивке на них канатов 3 и 4.

Благодаря описанной схеме подвески канатов к барабанам 8-11 барабаны могут быть выполнены достаточно большой длины, а значит, и достаточно большой канатоемкости и иметь достаточную плавучесть, что существенно при подъеме затонувшего объекта 21 значительного веса с большой глубины при увеличенной кратности полиспастов.

Устройство для подъема затонувшего объекта действует следующим образом. После размещения базового судна 1 над затонувшим объектом 21 с помощью барабанов 8-11 подвижная обойма 5 опускается к затонувшему объекту 21, а грузозахватное приспособление 2 соединяется с затонувшим объектом 21. Одновременно с включением приводов 16 барабанов 8-11 включаются приспособления 7 для стабилизации подвижной обоймы 5. Благодаря этому опускающаяся вниз подвижная обойма 5 стабилизируется в плоскости своего первоначального положения, поэтому не происходит закручивания канатов под действием подводных течений. После захвата затонувшего объекта 21 и реверса приводов 16 барабанов 8-11 при намотке на них канатов 3 и 4 подвижная обойма 5 с грузозахватным приспособлением 2 и затонувшим объектом 21 поднимается вверх. При этом при вращении барабанов 8-11 они смещаются относительно корпуса судна 1 при взаимодействии ползунов 17 и 18 каждого барабана 8-11 с направляющими 19 и 20. Сами же барабаны 8-11 выполняют функцию понтонов. Реакции крутящих моментов, возникающие при вращении барабанов 8-11, через ползуны 17 и 18 воспринимаются направляющими 19 и 20, относительно которых смещаются ползуны 17 и 18 вместе с барабанами 8-11. При спуске подвижной обоймы 5 к затонувшему объекту 21 барабаны 8 и 9 передвигаются в направлениях 22 и 23, а барабаны 10 и 11 - в направлениях 24 и 25. При подъеме затонувшего объекта 21 барабаны 8-11 передвигаются в противоположных направлениях. Причем положения набегающих на барабаны ветвей канатов 3 и 4 в плане как при спуске подвижной обоймы 5, так и при ее подъеме вместе с затонувшим объектом 21 не меняются (фиг.2), независимо от длины барабанов 8-11. Автоматические перемещения барабанов 8-11 происходят за счет межвиткового давления навиваемых на барабаны канатов 3 и 4. Размещение барабанов 8-11 непосредственно на водной поверхности 13 обеспечивает упрощение конструкции устройства, снижение сопротивлений поступательного движения барабанов 8-11 при их вращении, снижение возможных динамических нагрузок на оборудование системы при подъеме затонувшего объекта 21, например при волнении на поверхности водоема.

Отличительные признаки изобретения позволяют эффективно использовать канатно-полиспастную систему с барабанным приводом для подъема затонувшего объекта значительного веса с большой глубины при упрощенной конструкции устройства для подъема затонувшего объекта.

Класс B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды 

система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне, и устройство для его осуществления -  патент 2424152 (20.07.2011)
способ подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других объектов -  патент 2417921 (10.05.2011)
гидросистема спуско-подъемного устройства водолазного колокола -  патент 2403170 (10.11.2010)
комплекс для подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других судов -  патент 2390460 (27.05.2010)
способ выполнения подводных подъемно-транспортных операций и устройство для его осуществления -  патент 2388648 (10.05.2010)
морское грузовое судно для подъема, погрузки-выгрузки и транспортировки затонувших объектов в пункт приема -  патент 2377155 (27.12.2009)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2366592 (10.09.2009)
комплекс для подъема затонувшего объекта -  патент 2366591 (10.09.2009)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2363613 (10.08.2009)

Класс B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств 

система для подъема затонувших судов -  патент 2518683 (10.06.2014)
система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ подъема, перемещения и монтажа объектов обустройства морских месторождений углеводородов в подводно-подледном положении -  патент 2479459 (20.04.2013)
мусинг судоподъемного понтона -  патент 2459740 (27.08.2012)
способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления -  патент 2446982 (10.04.2012)
способ подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне, и устройство для его осуществления -  патент 2424152 (20.07.2011)
морское грузовое судно для подъема, погрузки-выгрузки и транспортировки затонувших объектов в пункт приема -  патент 2377155 (27.12.2009)
судоподъемный понтон -  патент 2330777 (10.08.2008)
устройство для подъема затонувшего объекта -  патент 2288131 (27.11.2006)
судоподъемный понтон -  патент 2123958 (27.12.1998)
Наверх