дверь кузова автомобиля сдвижная
Классы МПК: | B60J5/06 скользящие, складные |
Патентообладатель(и): | Герасименко Игорь Яковлевич (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-02-21 публикация патента:
20.07.2007 |
Изобретение относится к конструкции сдвижной двери в боковом проеме кузова автомобиля, преимущественно с открытым кузовом типа родстер. Панель двери имеет объемно-пространственную форму, выполнена в виде винтовой поверхности вращения с возможностью перемещения по направляющей. Направляющая установлена в кузове по оси, совпадающей с осью вращения винтовой поверхности. Достигается перемещение двери сложной объемно-пространственной формы по прямой линии с одновременным обеспечением легкого и удобного выхода из автомобиля. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.
Формула изобретения
1. Дверь кузова автомобиля сдвижная, панель которой имеет объемно-пространственную форму и установлена в боковом проеме кузова с возможностью перемещения по направляющей, отличающаяся тем, что панель двери выполнена в виде винтовой поверхности вращения, а направляющая установлена в кузове по оси, совпадающей с осью вращения винтовой поверхности.
2. Дверь по п.1, отличающаяся тем, что панель разделена на секции, установленные с возможностью частичного вхождения последующей секции в предыдущую, при этом каждая секция снабжена механизмом ее перемещения по направляющей, выполненной в виде стержня с винтовой поверхностью.
3. Дверь по п.1 или 2, отличающаяся тем, что механизм перемещения секции выполнен из двух взаимодействующих между собой частей, одна из которых установлена с возможностью вращения по направляющей, а другая часть, жестко прикрепленная к секции, установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль направляющей.
4. Дверь по п.3, отличающаяся тем, что вращающаяся часть механизма выполнена в виде приводной гайки, а перемещающаяся часть выполнена в виде втулки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструкции сдвижной двери в боковом проеме кузова автомобиля, преимущественно с открытым кузовом типа родстер.
Известен автомобиль со сдвижной дверью по заявке Германии №19824404, опубликована в 1999 г. Автомобиль содержит установленную в боковом проеме кузова дверь, сдвигаемую по горизонтальным направляющим при взаимодействии с ними установочных элементов. Дверь снабжена несущей конструкцией, под давлением которой панель двери сначала выводится из плоскости кузова и затем сдвигается.
Недостатком известной конструкции является неудобство пользования из-за необходимости выведения двери из плоскости кузова перед ее смещением по направляющим.
Одной из тенденций в современном автомобилестроении является увеличение потребительского спроса на автомобильном рынке путем создания новых сложных форм кузова. При этом возникает проблема смещения дверей кузова.
Известна, например, дверь кузова автомобиля сдвижная по патенту РБ №6656, опубл. в бюл. №4, 2004 г. Панель двери выполнена в виде части цилиндрической поверхности, верхняя и нижняя кромки которой ограничены винтовыми линиями. Дверь при перемещении в открытое положение установлена с возможностью выхода ее через отверстие, выполненное в задней стенке кузова и расположенное у боковой стенки кузова, противоположной стенке, в которой установлена дверь.
Указанная конструкция двери выбрана в качестве прототипа. Панель двери имеет сложную объемно-пространственную форму, и сдвиг двери производится по винтовой траектории, что может вызвать затруднение при использовании.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в том, чтобы произвести сдвиг двери сложной объемно-пространственной формы по прямой линии, совмещая простоту инженерного осуществления с неординарностью пластического решения и обеспечивая одновременно легкий и удобный выход из автомобиля.
Поставленная задача решена следующим образом.
Предложена дверь кузова автомобиля сдвижная, панель которой имеет объемно-пространственную форму и установлена в боковом проеме кузова с возможностью перемещения по направляющей, в которой согласно изобретению
- панель двери выполнена в виде винтовой поверхности вращения, а направляющая установлена в кузове по оси, совпадающей с осью вращения винтовой поверхности;
- панель разделена на секции, установленные с возможностью частичного вхождения последующей секции в предыдущую, каждая из которых снабжена механизмом перемещения по направляющей, выполненной в виде стержня с винтовой поверхностью;
- механизм перемещения секции выполнен из двух взаимодействующих между собой частей, одна из которых установлена с возможностью вращения по направляющей, а другая часть, жестко прикрепленная к секции, установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль направляющей;
- вращающаяся часть механизма выполнена в виде приводной гайки, а перемещающаяся часть выполнена в виде втулки.
Предложенная дверь кузова автомобиля показана на чертежах, где
- на фиг.1 - общий вид двери в закрытом положении;
- на фиг.2 - то же, в открытом положении;
- на фиг.3 - вид двери сбоку в закрытом положении;
- на фиг.4 - то же, в открытом положении;
- на фиг.5 - винтовая поверхность вращения в перспективе;
- на фиг.6 - то же, в проекции;
- на фиг.7 - механизм сдвига двери в перспективе;
- на фиг.8 - то же, в разрезе;
- на фиг.9 - вид дверной панели в перспективе, две секции которой выведены из зацепления для наглядности чертежа.
Устройство предложенной сдвижной двери показано на примере автомобиля с открытым кузовом типа родстер.
Дверь, установленная в боковом проеме кузова, имеет панель 1, выполненную в виде части винтовой поверхности вращения относительно оси 2. Панель 1 установлена с возможностью перемещения по направляющей 3, установленной в кузове 4 по оси, совпадающей с осью 2. Панель 1 разделена на четыре секции, установленные с возможностью частичного вхождения последующей секции в предыдущую. Для этого верхний край 5 каждой секции выполнен П-образного сечения, уменьшающегося в направлении вхождения одной секции в другую. Нижняя кромка каждой секции снабжена отгибом 6, входящим в канавку 7, выполненную в нижней части кузова 4. В закрытом положении секции находятся в зацеплении друг с другом и имеют запас хода для вхождения последующей секции в предыдущую. Для сдвига двери каждая ее секция снабжена механизмом 8 перемещения по направляющей 3, выполненной в виде стержня с винтовой поверхностью. Жесткий стальной стержень с винтовой поверхностью выполняет при этом дополнительную функцию защитного противоударного средства. Механизм 8 состоит из двух взаимодействующих между собой частей 9 и 10, одна из которых 9 установлена с возможностью вращения по направляющей 3 от электропривода 11 и выполнена в виде гайки, а другая часть 10, жестко прикрепленная к секции, установлена с возможностью свободного возвратно-поступательного перемещения вдоль направляющей 3 и выполнена в виде втулки. Гайка 9 и втулка 10 связаны между собой кинематическим звеном 12.
Открывание двери осуществляют следующим образом.
Включением электроприводов 11 приводят в действие механизмы 8 каждой секции. Гайки 9 вращаются по направляющей 3 и, находясь во взаимосвязи, посредством муфт 12 с втулками 10 продвигают их вместе с секциями по направляющей 3. Секции перемещаются с разными скоростями, чтобы пройти разное расстояние за одинаковое время. При этом происходит сдвиг двери в направлении к задней части автомобиля, и проем кузова открывается для выхода водителя и пассажира из автомобиля.
Закрывание двери осуществляют также включением электроприводов 11 в обратном направлении, которые через гайку 9 и втулку 10 возвращают секции в исходное положение. Спиралевидный характер движения верхней кромки позволяет секциям в конце движения «сложиться» на багажник при открытом положении двери и не загромождать пространство салона при закрытом положении двери.
Класс B60J5/06 скользящие, складные