силовая установка танка

Классы МПК:B60K3/04 турбинного типа 
F02C9/18 путем отбора, перепуска или путем воздействия на изменяемые связи по рабочему телу между турбинами, компрессорами или их ступенями
F02C3/10 и с другой турбиной, вращающей выходной вал, но не вращающей компрессор 
Патентообладатель(и):Болотин Николай Борисович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-02-08
публикация патента:

Изобретение относится к вооружению, конкретно к конструкции танков. Силовая установка танка содержит газотурбинный двигатель, соединенный газовым трактом со свободной турбиной, обводной газоход с клапаном, вход которого подсоединен к выходу турбины газотурбинного двигателя. Установка содержит дополнительно не менее одного газотурбинного двигателя, соединенного газовым трактом со свободной турбиной, имеющего обводной газоход с клапаном. При этом выходы всех обводных газоходов соединены с выходом из свободной турбины. Все газотурбинные двигатели оборудованы стартерами и имеют датчики оборотов валов газотурбинных двигателей, соединенные электрическими связями с системой управления силовой установки. Свободная турбина имеет регулируемый сопловой аппарат, с приводом соплового аппарата свободной турбины. Технический результат: улучшение запуска силовой установки танка. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. силовая установка танка, патент № 2303535

силовая установка танка, патент № 2303535

Формула изобретения

1. Силовая установка танка, содержащая газотурбинный двигатель, соединенный газовым трактом со свободной турбиной, обводной газоход с клапаном, вход которого подсоединен к выходу турбины газотурбинного двигателя, отличающаяся тем, что установка содержит дополнительно не менее одного газотурбинного двигателя, соединенного газовым трактом со свободной турбиной, имеющего обводной газоход с клапаном, при этом выходы всех обводных газоходов соединены с выходом из свободной турбины.

2. Силовая установка танка по п.1, отличающаяся тем, что все газотурбинные двигатели оборудованы стартерами и имеют датчики оборотов валов газотурбинных двигателей, соединенные электрическими связями с системой управления силовой установки.

3. Силовая установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что свободная турбина имеет регулируемый сопловой аппарат, с приводом соплового аппарата свободной турбины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к вооружению, конкрентно к конструкции танков.

Задача создания изобретения - улучшение запуска силовой установки танка.

Известна танковая силовая установка по патенту РФ на изобретение №2137617, эта установка имеет жидкостную систему охлаждения и вентилятор для создания потока охлаждающего воздуха.

Изветна силовая установка для танка по патенту РФ №212418, которая содержит газотурбинный двигатель, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель с силовой турбиной, и обводной канал, который соединяет газовый тракт между турбинами и перед свободной турбиной.

Недостатками этой силовой установки являются плохие характеристики его запуска, конкретно большое время запуска. Это связано с тем, что газодинамическое сопротивление свободной турбины имеет значительную величину и мощности стартера недостаточно для одновременной раскрутки нескольких газотурбинных двигателей и свободной турбины, с которой отбирается мощность на трансмиссиию.

Задача создания изобретения - улучшение запуска силовой установки танка.

Сущность изобретения поясняется на чертеже.

Решение указанной задачи достигнуто за счет того, что силовая установка танка, содержащая газотурбинный двигатель, соединенный газовым трактом со свободной турбиной, обводной газоход с клапаном, вход которого подсоединен к выходу турбины газотурбинного двигателя, отличающаяся тем, что установка содержит дополнительно не менее одного газотурбинного двигателя, соединенного газовым трактом со свободной турбиной, имеющего обводной газоход с клапаном, при этом выходы всех обводных газоходов соединены с выходом из свободной турбины. Все газотурбинные двигатели оборудованы стартерами и имеют датчики оборотов валов газотурбинных двигателей, соединенные электрическими связями с системой управления силовой установки. Свободная турбина имеет регулируемый сопловой аппарат с приводом соплового аппарата свободной турбины.

Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, что подтверждается проведенными патентными исследованиями. Для реализации изобретения достаточно применения известных узлов и деталей, ранее разработанных и реализованных в конструкции газотурбинных двигателей и в машиностроении.

Предложенное техническое решение содержит несколько газотурбинных двигателей ГТД (не менее двух), например, 1 и 2 и одну свободную турбину 3. Для примера показано на чертеже компоновка с двумя газотурбинными двигателями. Возможно применение трех и более газотурбинных двигателей 1...2 в аналогичной компоновке с одной свободной турбиной 3.

Каждый ГТД 1...2 содержит воздухозаборное устройство 4, компрессор 5, систему топливоподачи 6 с топливным насосом 7, камеру сгорания 8, сопловой аппарат турбины 9, рабочее колесо турбины 10, полость за турбиной 11. Силовая установка также содержит сопловой аппарат свободной турбины 12 с приводом 13, рабочее колесо свободной турбины 14, полость на входе в свободную турбину 15, газовые тракты 16, соединяющие выходы из газотурбинных двигателей 1 и 2 со входом в свободную турбину 3, конкретно с полостью 15 на входе в свободную турбину 3.

Кроме того, свободная турбина 3 имеет выхлопную трубу 17. Газоводы 18, в которых установлены клапаны 19 с приводами 20 с выхлопной трубой 17. Все газотурбинные двигатели 1 и 2 оборудованы стартерами 21 и датчиками оборотов ГТД 22, соединенными электрическими связями с системой управления силовой установки 23. Мощность с силовой установки снимается на вал 24 и далее на трансмиссию и ходовую часть (на чертеже не показано).

При запуске силовой установки танка электрический сигнал подается с системы управления 23 на стартеры 22 и топливные насосы 7. Стартеры 22 раскручивают роторы ГТД 1 и 2, и когда их обороты достинут рабочих, клапан 19 закрывается и далее выхлопные газы поступают в полость 15, и далее на свободную турбину 3. В результате этого ГТД 1 и 2 запускаются значительно быстрее, т.к. мощность стартеров 21 не затрачивется на раскрутку свободной турбины 3.

При этом танк имеет возможноть при движении использовать мощность одного, двух или нескольких ГТД 1 и 2, в зависимости от потребности и комплектации танка двумя или более ГТД и от того, сколько ГТД одновременно запустил водитель танка.

Применение изобретения позволило облегчить (ускорить) запуск силовой устаноки танка и повысило надежность, маневренность и боевую готовность танка

Класс B60K3/04 турбинного типа 

Класс F02C9/18 путем отбора, перепуска или путем воздействия на изменяемые связи по рабочему телу между турбинами, компрессорами или их ступенями

воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
паровой котел-утилизатор с блоком дожигающих устройств -  патент 2486404 (27.06.2013)
устройство отбора воздуха в компрессоре газотурбинного двигателя -  патент 2486374 (27.06.2013)
инжектирование воздуха в тракт компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2482339 (20.05.2013)
приводное устройство, его применение для открытия и закрытия створок в газотурбинном двигателе и турбореактивный двигатель -  патент 2472955 (20.01.2013)
турбовентиляторный двигатель с компактной системой отбора воздуха от дожимного компрессора -  патент 2433312 (10.11.2011)
кольцевой поточный канал для турбомашины с проходящим в осевом направлении основным потоком, а также компрессор, содержащий такой поточный канал -  патент 2397373 (20.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2358134 (10.06.2009)
способ управления газотурбинным двигателем -  патент 2351787 (10.04.2009)
способ устойчивого газоснабжения газораспределительной станцией с энергохолодильным комплексом, использующим для выработки электрической энергии и холода энергию избыточного давления природного газа и система для реализации способа -  патент 2346205 (10.02.2009)

Класс F02C3/10 и с другой турбиной, вращающей выходной вал, но не вращающей компрессор 

Наверх