блокирующее устройство (варианты), торцевой кодовый замок для защиты транспортного средства от угона
Классы МПК: | B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства) |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Симаков Вениамин Васильевич (RU), Симаков Андрей Вениаминович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-17 публикация патента:
10.08.2007 |
Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для его защиты от угона. Защита транспортного средства от угона производится путем установки в газоотводящую трубу двух блокираторов: стационарного и съемного. Стационарный блокиратор устанавливается под днищем автомобиля и перекрывает газоотвод запирающей опорной крышкой. Цилиндрическая камера съемного блокиратора устанавливается на концевом участке газоотводящей трубы с вводом ее в полость трубы и последующим наполнением воздухом для плотного перекрытия выходного сечения. Торцевой кодовый замок устанавливается и закрепляется на трубных и болтовых выпусках с помощью затяжной муфты с использованием ключа. В корпусе замка имеются замковые ячейки, запирающие личинки которых входят в соосно расположенные прямоугольные окна цилиндрического пояса крышки и держат ее в запертом положении. Секрет замка определяется разделением запирающих личинок и замковых ячеек на два типа: правосторонней и левосторонней винтовыми нарезками. Одна или несколько замковых ячеек снабжены блокирующими запирающими личинками. Разблокирование личинок осуществляется через отверстия, скрытые в стенке замка. Для поиска этих отверстий к инструкции по эксплуатации замка прикладывается шаблон. Технический результат заключается в повышении надежности защиты транспортного средства от угона. 4 н.п. ф-лы, 14 ил.
Формула изобретения
1. Устройство стационарного блокиратора для защиты транспортного средства от угона, включающее запирающую опорную крышку для перекрытия проходного сечения газоотводящей трубы, элементы механического управления запирающей опорной крышкой, замковое устройство для защиты запирающей опорной крышки от повреждения и несанкционированного проникновения к ее управлению, отличающееся тем, что запирающая опорная крышка работает в двух режимах: полное открытие и полное закрытие газоотводящей трубы, управление запирающей опорной крышкой принято ручное с помощью зубчатой передачи, на горизонтальной оси которой она жестко закреплена, а вертикальная ось в виде штока входит в опорный ствол камеры управления, расположенной в салоне, и имеет на конце фигурный вырез под ключ для управления перемещением запирающей опорной крышки, опорный ствол размещен в рабочей зоне водителя и закреплен на полу салона, для герметизации от проникновения выхлопных газов в салон опорный ствол дополнительно перекрывается диафрагмой с проходным отверстием в центре, закрываемым винтовой пробкой с прокладкой, с наружной стороны опорный ствол имеет винтовую нарезку для насадки и закрепления торцевого кодового замка, оголовок входит в опорный ствол с зазором, обеспечивающим его подвижки при колебаниях работающего двигателя, дополнительно для защиты запирающей опорной крышки от возможных несанкционированных проникновений со стороны концевого участка газоотводящей трубы в линию газоотвода, перед блокиратором, устанавливается барьерная камера, для защиты от демонтажа она закрепляется на днище торцевым кодовым замком.
2. Устройство съемного противоугонного блокиратора для защиты транспортного средства от угона, включающее заглушку, вставляемую внутрь выхлопной трубы на ее концевом участке, отличающееся тем, что оно выполнено в форме цилиндрической резиновой камеры, в одну из торцевых стен которой вклеен вентиль для наполнения цилиндрической резиновой камеры сжатым воздухом, устройство защищено торцевым кодовым замком и защитной оболочкой из высокопрочной стали, уложенной по поверхности выхлопной трубы от края концевого участка до глушителя, выхлопная труба на концевом участке имеет опорное кольцо для посадки торцевого кодового замка.
3. Устройство торцевого кодового замка для защиты блокираторов от несанкционированного доступа, состоящее из цилиндрического корпуса, крышки, элементов крепления и запирания, отличающееся тем, что все эти элементы размещены внутри корпуса и скрыты от визуального осмотра, корпус выполнен в виде цилиндра стаканного типа, в днище имеется отверстие для пропуска трубных и болтовых выпусков, на которые крепится замок, замок снабжен набором калибровочных шайб, закрепление замка на трубных выпусках, имеющих с наружной стороны винтовую нарезку, производится с помощью затяжной муфты, имеющей винтовую нарезку на внутренней поверхности, а на торцевой поверхности муфта имеет зубчатые вырезы под «муфтовый» ключ, закрепление на болтовых выпусках производится с помощью гаек, имеющих на боковых гранях вырезы для торцевого ключа, такая же гайка применяется для съемного болта, закрепляющего замок к днищу, в стенке корпуса размещены замковые ячейки, а соосно им в цилиндрическом поясе крышки имеются прямоугольные окна, куда входят запирающие личинки из замковой ячейки, удерживающие крышку замка в закрытом состоянии, для обеспечения соосности на внутренней стенке корпуса предусмотрены центровочные выпуски, а на поясе крышки для их прохода сделаны направляющие вырезы «Г»-образной формы, на горизонтальных участках которых, на концах, имеются стопорные вырезы для фиксации крышки в закрытом положении, в замковой ячейке соосно расположены защитная ключевая оболочка и запирающая личинка, защитная ключевая оболочка представляет цилиндр стаканного типа с винтовой нарезкой на внутренней поверхности и выступом на днище с наружной стороны, выступ имеет зубчатую прорезь для ключа, внутри ключевого цилиндра помещена запирающая личинка, одна половина которой, обращенная наружу, имеет форму круглого стержня с винтовой нарезкой, находящейся в постоянном взаимодействии с внутренней винтовой нарезкой ключевого цилиндра, вторая ее половина имеет прямоугольное сечение, концевой участок которой находится в постоянном взаимодействии с прямоугольным вырезом торцевой съемной диафрагмы замковой ячейки, запирающие личинки разделены на право- и левонарезные, и их сочетание по замковым ячейкам определяет секрет кодирования замка, кодирование замковых ячеек можно изменять путем отвинчивания торцевой съемной диафрагмы и взаимной перестановкой ключевого цилиндра вместе с запирающей личинкой из одной замковой ячейки в другую, для повышения надежности замка его корпус, элементы замковых ячеек, стенки блокираторов, стенки барьерной камеры необходимо выполнить из высокопрочной стали, место посадки замка дополнительно усиливается буртиком, конфигурация стержня ключа группируется по номерам замковых ячеек, отличающихся числом, размерами и формой зубьев в ключевых прорезях, в этих же целях нумерация замковых ячеек обозначена в случайной последовательности.
4. Устройство для защиты торцевого кодового замка характеризуется тем, что оно размещено внутри торцевого кодового замка в вырезных проемах цилиндрического пояса крышки и состоит из запирающей личинки, длина которой несколько увеличена по сравнению с остальными личинками замковых ячеек, стопорного стержня и подпружиненной блокирующей головки, связанной с горизонтальной осью, и упирающейся в фигурный вырез нижней плоскости концевого участка запирающей личинки, вилочного рычага, закрепленного на горизонтальной оси и находящегося в постоянном взаимодействии с подпружиненной блокирующей головкой, съемного пруткового толкателя, который упирается в деблокировочные рычаги, для ввода которого внутрь торцевого кодового замка в стенке устраивается скрытое отверстие, заделываемое конусообразной пробкой из «мягкого» металла, поиск отверстия производится с помощью шаблона, прикладываемого к инструкции по эксплуатации торцевого кодового замка по п.3.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту с двигателем внутреннего сгорания, преимущественно автомобильному, конкретно к устройствам для его защиты от угона.
Известно устройство для защиты транспортных средств от угона [патент РВ 2072310, БИ, №3, 1997 г.], принятого в качестве отдаленного аналога предлагаемого варианта стационарного блокирующего устройства, основанного на перекрытии выпуска отработанных газов для блокирования запуска и работы двигателя. В этом устройстве газоотводящая труба перекрывается прерывающим устройством в виде задвижки (заслонки), снабженной приводом для регулирования площади поперечного сечения газоотвода. Привод расположен под днищем, а управление им - в секретных труднодоступных местах транспортного средства. Привод и элементы управления им конструктивно не определены, не предложены конструкции замковых устройств, обеспечивающих защиту задвижки, ее привода от несанкционированного доступа. Это не позволяет оценить работоспособность, надежность и эффективность защиты транспортного средства от угона.
Известно противоугонное устройство тревожное - выпускным напором «ПУТ-ВН» [патент РВ 2175922 С2, 20.11.2001 г.], принятое в качестве прототипа предлагаемого варианта стационарного блокирующего устройства, состоящего из корпуса, установленного в газоприемнике выпускного коллектора системы газоотвода, специальной задвижки в виде пакета чередующихся неподвижных и подвижных шайб, имеющих каждая идентичные сегментные отверстия, обеспечивающие их полное взаимное совмещение в закрытом положении, тревожного звукового устройства. Противоугонное устройство представлено в двух вариантах управления специальной задвижкой - механической и электромеханической.
Механическое управление специальной задвижкой осуществляется вручную из салона транспортного средства с помощью привода, состоящего из рукоятки, опорной пружины, тягового тросика, соединенного одним концом с рукояткой, а вторым - с рабочими пружинами, осуществляющими поворот подвижных шайб в положении «охрана» или «движение» с фиксацией рукоятки в положении «охрана». Перевод «ПУТ-ВН» в режим «движение» производится путем открытия замка опорно-блокировочного устройства и с помощью опорной пружины - возвращение в исходное положение рукоятки.
К недостаткам прототипа следует отнести «многослойность» специальной задвижки, наличие сегментовидных отверстий в ней, не гарантирующих защиту салона от проникновения выхлопных газов; наличие «глухих» сегментовидных стенок в шайбах сокращает площадь свободного выхода выхлопных газов, что может привести к повышению давления, и, как следствие, потере мощности двигателя; не определены схемы конструктивного выполнения замковых устройств для защиты от несанкционированного проникновения в запорно-блокировочный блок, а также специального крепежного хомута для предотвращения проникновения и защиты специальной задвижки от взлома. Изложенное не позволяет в полной мере оценить надежность и эффективность работы «ПУТ-ВН».
Аналогом и прототипом предлагаемого съемного блокиратора является противоугонное устройство для транспортных средств [патент RU 2078702, БИ №13, 1996 г.]. Это противоугонное устройство устанавливается на концевом участке газоотводящей трубы и состоит из съемной заглушки с полым стержнем, помещаемым внутрь выхлопной трубы и гофрированных манжет - пластичный уплотнитель. Стержень снаружи имеет кольцевые проточки, закрываемые гофрированными манжетами из маслобензиностойкой резины, кольцевые проточки связаны с внутренней полостью стержня заглушки соединительным отверстием. При запуске двигателя отработанные газы попадают через полость стержня в пространство под манжетку, которая под давлением распрямляет гофры, прижимая их к стенке трубы, полностью ее перекрывая, вследствие чего двигатель глохнет. Как недостаток следует отметить сложность конструктивного исполнения заглушки, неопределенность конструктивной формы замка, что не позволяет с уверенностью оценить работоспособность и надежность защиты устройства от несанкционированного снятия.
В качестве аналога торцевого кодового замка, близкого по форме исполнения, функциональному назначению, конструктивному подобию отдельных элементов, по применению кодирования для запирания принято запорное устройство [а.с. №1313989, БИ №30,1991 г.], состоящее из цилиндрического корпуса, откидной крышки, элементов крепления к запираемому объекту, элементов кодирования. Недостатком запорного устройства является открытость и доступность рычагов и ручек управления умышленному повреждению и демонтажу, невысокая степень надежности системы кодирования.
Цель изобретения - повысить надежность защиты транспортного средства от угона за счет создания и использования вариантов блокираторов - стационарного и съемного исполнения, создание и использование торцевого кодового замка для предотвращения несанкционированного доступа к управлению блокираторами и их демонтаж.
Стационарный блокиратор состоит из рабочей камеры с входным и выходным патрубками, оголовком, входящим в опорный ствол камеры управления, расположенной в салоне. В рабочей камере расположена запирающая опорная крышка, управление которой осуществляется из салона автомобиля с помощью зубчатой передачи. Управление запирающей опорной крышкой - ручное, ее рабочее положение определено двумя позициями: полное открытие и полное закрытие сечения газоотводящей трубы.
Для предотвращения попадания выхлопных газов в салон автомобиля опорный ствол перекрыт диафрагмой с отверстием в середине, которое закрывается винтовой пробкой с прокладкой. Оголовок блокиратора входит в опорный ствол с зазором для обеспечения его подвижек, обусловленных колебаниями двигателя на упругих подвесках.
Блокиратор защищен торцевым кодовым замком, закрепляемым на опорном стволе муфтой; на верхней торцевой поверхности муфты выполнены зубчатые вырезы под нестандартный торцевой ключ, с помощью которого производится затяжка муфты. Используется блокиратор в условиях круглогодичной эксплуатации автомобиля.
Съемный блокиратор используется преимущественно как дополнительная защита к стационарному блокиратору в условиях длительной парковки на неохраняемых территориях. Блокиратор представляет собой цилиндрической формы пневмопробку, в торцевую стенку которой вклеен вентиль для ниппеля. Пневмопробка вставляется внутрь газоотводящей трубы, через ниппель насосом подается воздух, пневмопробка расширяется и плотно перекрывает сечение газовой трубы. Удерживается и защищается пневмопробка в рабочем состоянии торцевым кодовым замком, закрепляемым на концевом участке газоотводящей трубы по аналогии с закреплением стационарного блокиратора, для чего на наружной поверхности концевого участка трубы имеется винтовая нарезка.
Торцевой кодовый замок предлагается в двух вариантах исполнения, отличающихся отсутствием или наличием стопорного устройства. Первый вариант предлагается к использованию для защиты съемного блокиратора и барьерной камеры, второй - для защиты стационарного блокиратора. Замок состоит из цилиндрического корпуса и съемной крышки с цилиндрическим поясом. В днище корпуса имеется отверстие для свободного пропуска или насадки на трубные и болтовые выпуски. В случаях несоответствия диаметра выпусков с диаметром отверстия замок снабжается калиброванными шайбами, укладываемыми на днище. В стенке корпуса радиально расположены замковые ячейки, снабженные нарезными запирающими личинками, недоступными визуальному осмотру и умышленному повреждению, входящие при выдвижении в соосно расположенные прямоугольные окна цилиндрического пояса крышки и удерживающие таким образом крышку и замок в закрытым положении. Секрет кодирования заключается в том, что часть запирающих личинок имеет правое, а другая часть - левое направление винтовых нарезок. Для открывания замка необходимо выявить (раскодировать) «левые» и «правые» ячейки.
Во втором варианте дополнительно, одна из ячеек, в целях повышения надежности замка, обеспечивается стопорным устройство, фиксирующим запирающую личинку в положении «закрыто». Такое устройство размещено в вырезных проемах цилиндрического пояса крышки замка и представляет собой подпружиненную головку, упирающуюся в фигурный вырез концевого участка запирающей личинки, связанную с осью, на которой закреплены рычаги для деблокирования запирающей личинки. Деблокирование производится с помощью съемного пруткового толкателя. Для его ввода внутрь замка в стенке устраивается скрытое отверстие, заделываемое конусообразной пробкой из мягкого металла.
Для предотвращения демонтажа стационарного блокиратора или разрушения ее запирающей опорной крышки за рабочей камерой по оси газоотводяшей трубы устанавливается барьерная камера, которая имеет рассекатель газового потока, защищающий запирающую опорную крышку. Барьерная камера в свою очередь защищена торцевым кодовым замком, закрепляемым на днище с помощью глухой гайки, съемного болта и консольного хомута.
Описание поясняется чертежами
Фиг.1. Общая схема размещения блокираторов и барьерной камеры на газоотводящей трубе.
Фиг.2. Узел «А». Поперечный разрез по стационарному блокиратору и торцевому кодовому замку.
Фиг.3. Узел «Б». Продольный разрез по съемному блокиратору и концевому участку газоотводящей трубы. Пунктиром обозначен контур торцевого кодового замка.
Фиг.4. Ключ для открывания и закрывания запирающей опорной крышки стационарного блокиратора.
Фиг.5. Общий вид торцевого кодового замка с обозначением нумераций замковых ячеек.
Фиг.6. Фрагмент развертки внутренней поверхности замка, справа от оси развертки изображен вид на съемную крышку и цилиндрический пояс, слева - вид на цилиндрический корпус замка. Пунктиром обозначен контур второго направляющего «Г»-образного выреза.
Фиг.7. Узел «В». Продольный разрез по замковой ячейке с запирающей личинкой в положении «открытого замка». Стенка ключевого цилиндра условно не заштрихованы.
Фиг.8. Узел «В». Продольный разрез по замковой ячейке с запирающей личинкой в положении «закрытого замка», изображена личинка с удлиненной концевой частью.
Фиг.9. Ключ поз.36 для натяжной муфты торцевого кодового замка.
Фиг.10. Узел «Г». Вид на стопорное устройство.
Фиг.11. Узел «Г». Вид на стопорное устройство по разрезу «А-А».
Фиг.12. Ключ поз.57 для закрепления торцевого кодового замка с помощью съемного болта и глухой гайки
Фиг.13. Узел «Д». Разрез 1-1 по барьерной камере.
Фиг.14. Узел «Г». Вид на скрытое отверстие для деблокирования стопорного устройства по разрезу «Б-Б».
В систему выпуска отработанных газов (1) устанавливаются два противоугонных блокиратора: стационарный (2) и съемный (3).
Стационарный блокиратор состоит из рабочей камеры (4) с входящими и выходящими патрубками, оголовка (5) и камеры управления (6). В рабочей камере размещена запирающаяся опорная крышка (7), жестко связанная с помощью опорного рычага (8) с горизонтальной осью привода (9). В оголовке расположен привод (10) для открывания и закрывания запирающей опорной крышки (7), состоящий из узла зубчатой передачи, на горизонтальной оси (9) закреплена запирающая опорная крышка (7), а вертикальная ось (11) входит в камеру управления, имеет на конце фигурный вырез для ключа (12), с помощью которого приводится в действие привод (10). Оголовок (5) входит в опорный ствол (13) с зазором, обеспечивающим возможность подвижек в связи с колебаниями двигателя на его упругих подвесках.
Опорный ствол для удобства эксплуатации размещен в рабочей зоне водителя и закрепляется на полу (14) салона. Для герметизации от проникновения выхлопных газов ствол дополнительно перекрывается диафрагмой (15) с проходным отверстием в центре, закрываемым винтовой пробкой с прокладкой (16).
Съемный блокиратор (3) представляет собой цилиндрический формы резиновую камеру, типа велосипедной, с торцовыми стенками сферического очертания, в одну из которых вклеена резиновая трубка с запрессованным вентилем, в который ввинчен ниппель, вместе они представлены в позиции под номером (17).
Торцевой кодовый замок состоит из цилиндрического корпуса (18) и съемной крышки (19) с цилиндрическим поясом (20) и ручкой (21). В днище корпуса имеется отверстие (22) для пропуска трубного выпуска (23) или стержня болта (55), при этом трубные выпуски имеют винтовую нарезку по наружной поверхности; при несовпадении диаметров выпусков и болтов с диаметром отверстия в днище укладываются под ними калибровочные шайбы (24).
В стенке корпуса размещены замковые ячейки (25), а соосно им в цилиндрическом поясе крышки имеются прямоугольной формы окна (26), куда входят запирающие личинки (33) из замковой ячейки. Для обеспечения соосности ячеек и окон на внутренней стенке корпуса предусмотрены центровочные выпуски (27), а на поясе (20) крышки для их пропуска выполнены направляющие вырезы (28) «Г»-образной конфигурации. Для исключения поисковых проверок горизонтальных смещений в процессе попыток раскодирования замка в горизонтальной части направляющего выреза в ее конечном участке, вверху, выполнен вырез (29) на величину 1/2 диаметра центровочного выпуска, обеспечивающий окончательную посадку крыши и одновременно блокирующий поисковые проверки.
В замковой ячейке соосно расположены защитная оболочка (30) с опорным торцевым кольцом с наружной стороны, внутри оболочки находится вращающийся ключевой цилиндр (31) стаканного типа с винтовой нарезкой на внутренней стенке и выступом на днище в наружную сторону, с зубчатой прорезью в центре выступа для ключа (32). Внутри ключевого цилиндра помещена запирающая личинка (33), одна половина которой имеет круглую форму с винтовой нарезкой на поверхности, находящейся в постоянном зацеплении с внутренней винтовой нарезкой ключевого цилиндра, вторая половина имеет прямоугольную форму, концевой участок которой находится в постоянном взаимодействии с прямоугольным отверстием торцевой диафрагмы (34), закрепляемой резьбой на внутреннем концевом участке защитной оболочки (30).
Для секретности запирающие личинки ячеек разделены на две группы: одна имеет левонаправленную, другая - правонаправленную винтовые нарезки. Личинки по ячейкам можно менять путем отвинчивания диафрагмы (34) и перестановки ключевого цилиндра вместе с запирающей личинкой.
Торцевой кодовый замок закрепляется на стационарном и съемном блокираторах с помощью затяжной муфты (35) нестандарным ключом (36), имеющим для сцепления зубчатые вырезы на своей торцевой плоскости.
Для создания дополнительных трудностей по рассекречиванию кода во втором варианте замка одна из замковых ячеек обеспечивается стопорным устройством, блокирующим запирающую личинку в положении «замок закрыт». Стопорное устройство состоит из подпружиненной блокирующей головки (37), насаженной на составную вертикальную ось (47), нижняя половина которой заканчивается консольными выпусками (46). Устройство размещено в специальном проеме (38) цилиндрического пояса крышки (20). Блокирующая головка взаимодействует с фигурным вырезом (39) концевого участка запирающей личинки (33). Для размещения блокирующей головки концевой участок запирающей личинки удлинен за счет сокращения длины ее круглой части. Для многовариантности позиционных перемещений такими запирающими личинками с удлиненной концевой частью (но без фигурного выреза, поз.39) несколько замковых ячеек оснащаются как левонаправленной, так и правонаправленной резьбой. Через составную ось в нижней части блокирующая головка находится в постоянном контакте с вилочным рычагом (40), закрепленным на горизонтальной оси (41), на этой же оси закреплены и деблокировочные рычаги (42). Деблокирование производится с помощью съемного пруткового толкателя (43). Для его ввода внутрь в корпус замка (18) устраивается скрытое отверстие (44), заделываемое конусообразной пробкой (45) из мягкого металла. Такая замковая ячейка имеет одно или несколько скрытых отверстий, определяемых с помощью шаблона, прилагаемого к инструкции по эксплуатации замка.
Дополнительно для надежности замка площадка для его посадки в салоне и под днищем транспортного средства усилена опоясывающим буртиком (48). Для защиты замка съемного блокиратора на трубе закрепляется опорное кольцо с углублением (49), отрезок газоотводящей трубы до глушителя защищается дополнительной оболочкой (50), выполненной из высокопрочной стали.
Для предотвращения демонтажа стационарного блокиратора или пробивки его запирающей крышки (7) по оси выходящего патрубка рабочей камеры (4) устанавливается барьерная камера (51) с трубным рассекателем (52) газового потока, опирающегося на трубный сегмент (53), закрепленный на полу камеры. Камера, в свою очередь, дополнительно крепится к днищу (14) с помощью консольного хомута (54) и закрепляется торцевым кодовым замком. Замок крепится к днищу съемным болтом (55), вворачиваемым в глухую гайку (56) нестандартным ключом (57).
Надежность предложенных устройств в решающей степени зависит от качества металла. В этой связи предполагается, что детали торцевого кодового замка (18), (19), (30), (33), буртики (48), кожух (50), стены камер (4), (6), (51) оголовка (5), а также консольного хомута (54) выполняются из высокопрочной стали.
Открывание - закрывание замка производится ключом (32), при этом в целях исключения несанкционированного открывания конфигурация стержня ключа сгруппирована по ячейкам на 2-3 группы, отличающихся высотой и числом зубьев в прорезях; в этих же целях нумерация ячеек (56) выполнена в случайной последовательности.
Последовательность выполнения операций по приведению в действие стационарного блокиратора (2) при установке машины на стоянку описывается ниже. Не выключая двигателя, ключом (12) открывается винтовая пробка (16), затем тем же ключом проворачивается вертикальная ось (11) зубчатой передачи (10), вследствие чего приводится в действие ось (9), а с ней и запирающая крышка (7), которая, опускаясь, плотно закрывает патрубок рабочей камеры (4) блокиратора, перекрывая выход выхлопных газов по трубе (1). Остановка работы двигателя будет свидетельствовать об эффективной блокировке газоотвода. Для убедительности проводится проверка путем попытки запуска двигателя, при отрицательном результате винтовая пробка (16) ставится на место, после чего приступают к операции установки торцевого кодового замка.
Последовательность операций по приведению в действие съемного блокиратора (3). Блокиратор перед установкой пробной прокачкой проверяется на герметичность, затем вводится и укладывается внутрь концевого участка газоотводящей трубы (1), и с помощью ручного насоса через вентиль (17) подается воздух до плотного перекрытия поверхностью блокиратора выходного сечения газоотводящей трубы. На время установки блокиратора двигатель выключается. После установки делается попытка запуска двигателя, проверяется плотность блокировки выпуска отработанных газов. Операция завершается постановкой и запиранием кодового замка.
Последовательность операций по установке, запиранию и открыванию торцевого замка. Перед началом устанавливается код замка с обязательной памятной записью номеров ячеек, имеющих левую и правую винтовые нарезки; номера ячейки, снабженной стопорным устройством, и номера ячеек, вводимых в рабочее положение на запирание. После этого корпус замка (18) насаживается на трубный выпуск - опорный ствол (13), затем ключом (36) навинчивается натяжная муфта (35). Затяжка ее осуществляется до упора низа муфты в днище корпуса или калибровочную шайбу (24), при этом для удобства эксплуатации корпус замка с небольшим усилием должен проворачиваться, а для исключения отворачивания затяжной муфты, ее нижний конец закругляется.
После закрепления корпуса за ручку (23) устанавливается крышка (19) с цилиндрическим поясом (20), при этом направляющие вырезы (28) заводятся на центровочные выпуски (27) с последующим поворотом крышки до упора в стенку горизонтального участка направляющего выреза и посадкой центровочного выпуска в стопорный вырез (29) в верхней части этого участка. В таком положении обеспечивается соосность замковых ячеек (25) с прямоугольными окнами (26) пояса (20), одновременно стопорный вырез на горизонтальной части стопорного выреза служит дополнительным удерживающим средством. После этого в соответствии с принятым кодом ключом (32) производится выдвижение запирающих личинок (33) в окна (26), т.е. запирание замка. Код запирания устанавливается владельцем.
Следует иметь в виду, что винтовую направленность замковой ячейки при необходимости можно заменить на обратную, для чего необходимо вывернуть диафрагму (34) и заменить запирающую личинку (33) вместе с ключевым цилиндром (31).
Приведенное описание справедливо как для стационарного, так и для съемного блокиратора. Для защиты барьерной камеры (51) установка замка отличается тем, что замок закрепляется болтом (55), вворачиваемым в глухую гайку, закрепленную на днище с применением специального ключа (57).
Последовательность операций по установке и деблокированию стопорного устройства. Замковая ячейка оборудуется запирающей удлиненной личинкой (33) с фигурным вырезом (39) на концевом участке. После этого ключом (32) все запирающие личинки с лево- и правонаправленными резьбами ставятся в крайнее положение на позицию «открытого замка» и концевой участок с вырезом (39) полностью размещается в прямоугольном вырезе торцевой диафрагмы (34). Затем осуществляется проверка его перемещения и возвращения на позицию «открытого замка». После проверки устанавливается крышка замка, перед установкой проверяется работа стопорного устройства во взаимодействии с деблокирующими рычагами (42), вилочным рычагом (40), блокирующей головкой (37), и ее перемещение под действием пружины. Операция завершается опусканием крышки и ее постановкой на центровочные выпуски (27) и далее посадкой с поворотом в стопорный вырез.
Блокирование запирающей личинки в позиции «закрытого замка» производится в случае выдвижения запирающей личинки в прямоугольные окна (26) пояса (20) крышки; торцевая часть личинки вдвигается на наклонную плоскость блокирующей головки, пружина сжимается и, после этого, головка входит в вырез (37), делая невозможным возврат запирающей личинки на позицию «открытого замка».
Деблокирование производится с помощью съемного пруткового толкателя (43). Для его ввода внутрь в корпусе замка (18) устраивается скрытое отверстие (44), заделываемое конусообразной пробкой (45) из мягкого металла. Толкатель вводится с упором в деблокировочные рычаги (42), которые через горизонтальную ось (41) приводят в действие вилочный рычаг (40); вилочный рычаг воздействует на консольные выпуски (46) составной вертикальной оси блокирующей головки (44), опускает ее, освобождая фигурный вырез (39) запирающей личинки. Такая замковая ячейка имеет одно или несколько скрытых отверстий. Эти отверстия определяются с помощью шаблона, прикладываемого к инструкции по эксплуатации замка. Вскрытое отверстие затем заделывается такой же пробкой, однако использованный деблокировочный рычаг срезается.
Класс B60R25/04 предотвращающие использование двигателя (двигатели, вспомогательные устройства для нормального использования их см соответствующие классы, к которым отнесены такие двигатели и устройства)