способ сборки деталей с натягом

Классы МПК:B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 
B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий
B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к сборке деталей с натягом и может быть использовано при производстве и ремонте втулок узла уплотнения турбокомпрессора. Осуществляют установку втулки в охватывающую деталь с технологическим натягом. Производят электроконтактный нагрев внутренней поверхности втулки и последующее ее деформирование путем дорнования для создания монтажного натяга в соединении втулки и охватывающей детали и сглаживание шероховатости внутренней поверхности втулки. При этом электроконтактный нагрев и дорнование внутренней поверхности втулки осуществляют посредством дуплексного инструмента в виде контактно-разогревающего инструмента и расположенного за ним деформирующе-калибрующего инструмента. Контактно-разогревающий инструмент обеспечивает нагрев внутренней поверхности втулки в кольцевой области контакта с упомянутым контактно-разогревающим инструментом. Деформирующе-калибрующий инструмент установлен с натягом, равным 0,8 мм. В результате за одну операцию осуществляется запрессовывание втулки в охватывающую деталь, сглаживание шероховатости на внутренней поверхности втулки и получение упрочненной внутренней поверхности втулки с твердостью 48...54 HRCэ .

Формула изобретения

Способ сборки деталей с натягом, включающий установку втулки в охватывающую деталь с технологическим натягом и деформирование путем дорнования внутренней поверхности втулки для создания монтажного натяга в соединении втулки и охватывающей детали, отличающийся тем, что производят электроконтактный нагрев внутренней поверхности втулки и последующее ее дорнование, в процессе которого осуществляют сглаживание шероховатости внутренней поверхности втулки, при этом электроконтактный нагрев и дорнование внутренней поверхности втулки осуществляют посредством дуплексного инструмента в виде контактно-разогревающего инструмента, установленного из условия обеспечения нагрева внутренней поверхности втулки в кольцевой области контакта с упомянутым контактно-разогревающим инструментом и расположенного за ним деформирующе-калибрующего инструмента, установленного с натягом, равным 0,8 мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сборке прессовых соединений и может быть использовано при производстве и ремонте, в частности, втулок узла уплотнения турбокомпрессора.

Известен способ обработки отверстия втулки однозубым дорном [1. Ю.Г.Проскуряков, Г.И.Шельвинский. Дорнование цилиндрических отверстий с большими натягами. Ростов н/Д. Издательство Рост. ун-та, 1982.].

Недостатками данного способа являются: необходимость в предварительной чистовой обработке отверстия втулки, относительно малая твердость и глубина упрочненного слоя.

Известен способ изготовления и ремонта втулки уплотнения турбокомпрессора [2. Ф.Х.Бурумкулов, П.П.Лезин П.В.Сенин и др. Электроискровые технологии восстановления и упрочнения деталей машин и инструментов (теория и практика). / МГУ им. Н.П.Огарева, - Саранск, 2003. - 504 с.].

Недостатком данного способа является невысокая производительность и сложность данного процесса.

Известен способ сборки деталей с натягом (выбранный в качестве прототипа), включающий установку втулки в охватывающую деталь с технологическим натягом и деформирование путем дорнования внутренней поверхности втулки для создания монтажного натяга в соединении втулки и охватывающей детали [3. SU 1581555 A1, В23Р 11/02, 30.07.1990].

Однако при осуществлении данного способа не представляется возможным получить внутреннюю поверхность втулки заданной твердости.

Техническим результатом заявленного изобретения является осуществление за одну операцию запрессовывания втулки в охватывающую деталь, сглаживания шероховатости на внутренней поверхности втулки и получение упрочненной внутренней поверхности втулки с твердостью 48...54 HRCэ.

Указанный технический результат достигается тем, что способ сборки деталей с натягом включает установку втулки в охватывающую деталь с технологическим натягом и деформирование путем дорнования внутренней поверхности втулки для создания монтажного натяга в соединении втулки и охватывающей детали, при этом согласно изобретению производят электроконтактный нагрев внутренней поверхности втулки и последующее ее дорнование, в процессе которого осуществляют сглаживание шероховатости внутренней поверхности втулки, при этом электроконтактный нагрев и дорнование внутренней поверхности втулки осуществляют посредством дуплексного инструмента в виде контактно-разогревающего инструмента, установленного из условия обеспечения нагрева кольцевой области контакта внутренней поверхностью втулки с упомянутым контактно-разогревающим инструментом, и расположенного за ним деформирующе-калибрующего инструмента, установленного с натягом, равным 0,8 мм.

В условиях кафедры «Технология металлов» Ульяновской ГСХА изготовлено соединение с натягом по предлагаемому способу.

Для этого из стали 45 ГОСТ 1050-94 изготавливается втулка с наружным диаметром 34,5, внутренним диаметром 29,6 мм, высотой 12 мм. Втулка устанавливается в отверстие корпуса турбокомпрессора диаметром 34,5 с технологическим натягом. Инструмент подводится к отверстию охватываемой детали. Через место контакта дуплексного инструмента с втулкой пропускается ток большой силы и низкого напряжения. В результате последующего осевого перемещения дуплексного инструмента относительно оси втулки происходит разогрев кольцевой области контакта контактно-разогревающего инструмента с внутренней поверхностью втулки до температуры 900-1000°С и мгновенное охлаждение, связанное с перемещением высокотемпературного очага и отводом тепла внутрь обрабатываемой детали. В результате этого происходит закалка обрабатываемой поверхности. Одновременно в едином цикле за контактно-разогревающим инструментом перемещается деформирующе-калибрующий инструмент с натягом, равным 0,8 мм. В результате происходит сглаживание шероховатости обрабатываемой поверхности, исправление отклонений от геометрической формы в продольном и поперечном сечении и одновременно, за счет раздачи втулки, мы получаем посадку с монтажным натягом.

Металлографический анализ показал, что твердость обработанной внутренней поверхности втулки составила 48...54 HRCэ, глубина закаленного слоя составила h 0,3...0,4, структура поверхностного слоя троостомартенсит и аустенит остаточный, волокна металла вытянуты на глубине h 0,1...0,2 по ходу перемещения дуплексного инструмента.

В процессе обработки за одну операцию производится запрессовывание втулки в корпус, упрочнение и сглаживание шероховатости исполнительной поверхности втулки.

Класс B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 

способ соединения деталей с натягом -  патент 2522070 (10.07.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2508974 (10.03.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2501636 (20.12.2013)
способ соединения заготовок вал-втулка -  патент 2488475 (27.07.2013)
прессовое соединение охватываемой втулки с охватывающей корпусной деталью -  патент 2481938 (20.05.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ соединения с натягом деталей вал-втулка -  патент 2428295 (10.09.2011)
способ выполнения болтового соединения с радиальным натягом для неразъемных пакетов -  патент 2398137 (27.08.2010)
способ неразъемного соединения -  патент 2368482 (27.09.2009)

Класс B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий

способ соединения гофрированного шланга с корпусом, система с гофрированным шлангом и соединенным с ним корпусом и воздушное средство сообщения, по меньшей мере, с одной указанной системой -  патент 2493470 (20.09.2013)
запрессовочный пресс для колесных пар -  патент 2476303 (27.02.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для снятия подшипника с вала -  патент 2433030 (10.11.2011)
приспособление для сборки деталей -  патент 2433029 (10.11.2011)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ индукционной распрессовки соединения вал-втулка -  патент 2399474 (20.09.2010)
устройство для индукционной разборки прессового соединения вала с рабочим колесом ротора паровой турбины, имеющим лопатки -  патент 2388584 (10.05.2010)
съемник -  патент 2374042 (27.11.2009)
способ соединения деталей с натягом -  патент 2357111 (27.05.2009)

Класс B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения 

способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей -  патент 2507054 (20.02.2014)
метчик для накатывания внутренней резьбы на заготовке -  патент 2505374 (27.01.2014)
способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания -  патент 2501644 (20.12.2013)
устройство для местного электромеханического упрочнения поверхности отверстия -  патент 2489246 (10.08.2013)
устройство для местного электромеханического упрочнения поверхности отверстия -  патент 2488477 (27.07.2013)
устройство для поверхностного пластического деформирования -  патент 2487793 (20.07.2013)
дорн -  патент 2483859 (10.06.2013)
способ статико-импульсного раскатывания внутренней дорожки наружного кольца шарикоподшипника -  патент 2483858 (10.06.2013)
устройство статико-импульсного раскатывания внутренней дорожки наружного кольца шарикоподшипника -  патент 2483857 (10.06.2013)
инструмент для накатывания внутренних поверхностей вращения -  патент 2482954 (27.05.2013)
Наверх