амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем армоо-м

Классы МПК:F16F7/12 с использованием пластической деформации 
F16F13/00 Устройства, включающие упругие элементы негидравлического типа, а также демпферы для гашения вибраций; амортизаторы или гидравлические амортизаторы
F16F15/08 с резиновыми амортизаторами 
B63H21/30 крепление силовых установок или агрегатов, например с целью предотвращения вибраций
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Полюс" (ОАО "НПЦ "Полюс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-12-19
публикация патента:

Изобретение относится к области механики движения и предназначено для упругого крепления оборудования и приборов на кораблях, а также в других отраслях техники, где предъявляются высокие требования к вибрационной противоударной эффективности защиты оборудования от внешних вибраций и ударов. Амортизатор резинометаллический содержит основание, стержень, две опорные резиновые втулки, фторопластовую прокладку, установленную между стержнем и опорными резиновыми втулками, упорные резиновые втулки, стальные тарелки. Кроме этого, амортизатор содержит установленные между стальными тарелками и между верхней и нижней гранями промежуточного корпуса или лапы оборудования фторопластовые прокладки, которые также впрессованны в лапу оборудования или в отверстие промежуточного корпуса. Конструкция амортизатора также включает защитное полиуретановое кольцо и установленные в основании поджатые полиуретановые шайбы. Технический результат заключается в обеспечении эффективной защиты оборудования от внешних вибраций и ударов, нераспространении собственных звуковых вибраций оборудования на фундамент и окружающие конструкции, прочности, долговечности и прогнозируемости параметров амортизаторов по всем осям и во времени, ограниченности перемещения оборудования относительно фундамента при качке судна и при ударных нагрузках, возможности простого как подволочного, так и палубного крепления оборудования с конструктивной внутренней страховкой от срыва оборудования при разрушении резиновых деталей. 2 ил., 1 табл. амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462

амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462 амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462

Формула изобретения

Амортизатор резинометаллический с осевым податливым ограничителем, отличающийся тем, что амортизатор содержит основание, стержень, две опорные резиновые втулки, фторопластовую прокладку, установленную между стержнем и опорными резиновыми втулками, упорные резиновые втулки, стальные тарелки, а также установленные между стальными тарелками и между верхней и нижней гранями промежуточного корпуса или лапы оборудования фторопластовые прокладки, впрессованные в лапу оборудования или в отверстие промежуточного корпуса, защитное полиуретановое кольцо и установленные в основании поджатые полиуретановые шайбы, определяющие податливость стержня.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое устройство относится к области механики движения и может быть использовано для упругого закрепления оборудования приборов на кораблях, а также в других отраслях техники, где предъявляются повышенные требования к вибрационной и противоударной эффективности защиты оборудования от внешних вибраций и ударов при ограниченном смещении оборудования относительно фундамента, а также нераспространения собственных звуковых вибраций оборудования на фундамент.

Известен широко применяемый на кораблях до настоящего времени амортизатор АКСС [1], [4], который имеет достаточную прочность по оси OZ, страховку от срыва при разрушении резиновых элементов. Главный недостаток этих амортизаторов - высокая собственная частота оборудования (до 40 Гц), установленного на них, особенно при малом весе оборудования (от 5 до 25 кГс). Из-за малого свободного хода амортизаторов они недостаточно прочны при ударе, направленном перпендикулярно оси OZ.

Известен виброизолятор ВИ [2], [3], представляющий собой коническую витую пружину, размещенную внутри привулканизированной резиновой оболочки под номинальной статической нагрузкой, который обеспечивает частоты оборудования (7-11) Гц для ВИ-15...ВИ-400 и 19 Гц для ВИ-5. В конструкции виброизоляторов реализован принцип «страховки», заключающийся в том, что разрушение резинового массива не повлечет разъединения металлических деталей амортизатора, что обеспечивается металлической пружиной и узлами ее крепления. Основным недостатком ВИ является их недостаточная прочность в направлении осей, перпендикулярных оси OZ, и невозможность подволочного крепления из-за того, что не обеспечивается прочность пружины при растягивающих нагрузках.

Предлагаемая конструкция низкочастотных амортизаторов АРМОО-М позволяет обеспечить эффективную защиту оборудования от внешних вибраций и ударов, обеспечить нераспространение собственных звуковых вибраций оборудования на фундамент и окружающие конструкции, прочность, долговечность и прогнозируемость параметров амортизаторов по всем осям и во времени, ограниченность перемещения оборудования относительно фундамента при качке судна и при ударных нагрузках, возможность простого как подволочного, так и палубного крепления оборудования с конструктивной внутренней страховкой от срыва оборудования при разрушении резиновых деталей.

На фиг.1 представлена конструкция амортизатора АРМОО-М. Амортизатор состоит из основания 7 и 14, стержня 8, крышки 4, опорных резиновых втулок 6, упорных резиновых втулок 5 и 13, металлических тарелок 1, фторопластовых прокладок 2 и 3, фторопластовой прокладки 12, полиуретанового кольца 10, полиуретановых шайб 15 и 16, гайки 9, шайбы 11, корпуса (лапы) 17.

При палубном и подволочном креплении оборудования через амортизатор упругая характеристика в осевом направлении определяется жесткостью опорных резиновых втулок 6. В радиальных направлениях при малых перемещениях основания и оборудования относительно друг друга упругая характеристика определяется жесткостью полочки 1 (фиг.2) резиновой втулки 5 (фиг.1) и податливостью стержня 8 в основании 7 и 14 амортизатора, которая обеспечивается деформацией слабо поджатых полиуретановых шайб 15 и 16.

При увеличении действующей силы в радиальном направлении увеличивается деформация полочки втулки 5, параллельно подключается жесткость полочки втулки 13 (фиг.1), затем деформируются юбки 2 (фиг.2) обеих втулок. При предельном перемещении деформируются полиуретановые шайбы 15 и 16 (фиг.1), обеспечивая с нарастающей жесткостью нелинейную податливость стержня 8. Шайба 10 защищает юбку втулки 5 от разрушения при достижении оборудованием или основанием амортизатора 7, 14 предельного радиального хода. Фторопластовые прокладки 2 и 3, впрессованные в лапу оборудования или в отверстие промежуточного корпуса 17, служат для снижения сухого трения между стальными тарелками 1 и верхней и нижней гранями корпуса (лапы) 17 при радиальных относительных перемещениях. Фторопластовая прокладка 12 снижает сухое трение между осью и резиновыми втулками при осевых перемещениях оборудования относительно стержня 8, а также скрепляет втулки 5 и 6.

Результирующая нагрузочная характеристика (зависимость сила - деформация) определяется уравнением 1

амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462

где FS, H - сила, приложенная к лапе оборудования (к основанию 7, 14);

k, H/м - жесткость амортизатора на начальном участке деформирования;

амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462 = d, м - предельный ход (деформация) амортизатора в соответствующем направлении.

Нагрузочная характеристика представлена на рис.9.8 [5].

Благодаря нелинейности нагрузочной характеристики и наличия внутренних ограничителей хода по всем направлениям обеспечивается высокая противоударная эффективность амортизаторов при ограниченном ходе (перемещении) оборудования без разрушения элементов конструкции амортизаторов.

Защиту от срыва оборудования по всем направлениям обеспечивают основание 7 и 14, стержень 8, крышка 4 и гайка 9.

Амортизаторы могут применяться как с промежуточным корпусом 17, к которому крепится лапа оборудования, так и в бескорпусном исполнении, при этом они встраиваются в лапы оборудования.

Конструкция корпуса может быть исполнена для одного амортизатора, а также в виде балки с установкой в ней двух и более амортизаторов. Крепление оборудования на балку осуществляется жестко.

Вследствие симметрии конструкции амортизатора относительно лапы оборудования крепление последнего может быть как подволочным, так и палубным без изменения жесткостных и прочностных характеристик амортизаторов по всем направлениям движения.

Основные параметры амортизаторов, полученные в результате испытаний, приведены в таблице 1.

Таблица 1
№ п/пИндекс Нормальные статические нагрузки в направлении осей X, Y, Z, H (кГс)Деформация сжатия по оси Z, ммВеличины свободного хода в направлении осей X, Y, Z, ммЧастота, ГцЧастота, Гц
PzP xРу амортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462 zамортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462 хамортизаторы резинометаллические с осевым податливым ограничителем   армоо-м, патент № 2306462 yf Zfx, y
1АРМОО-10М 50 (5)50 (5) 50 (5)1,6±0,3 14* 1715 151712
2АРМОО-10М 100 (10)100 (10)100 (10)3,3±0,314 * 171515 147,5
3АРМОО-15М150 (15) 150 (15)150 (15) 3,5±0,314* 18 1515 137,5
4 АРМОО-25М250 (25) 250 (25)250 (25) 3,5±0,315* 19 1515 12,57,5
5 АРМОО-40М400 (40) 400 (40)400 (40) 6,5±0,721* 28 2525 7,57,5
6 АРМОО-60М600 (60) 600 (60)600 (60) 6,5±1,324* 30 2525 7,57,5
* - втулка 6 под номинальной нагрузкой

Литература

1. Амортизаторы корабельные АКСС-М ГОСТ 17053.1-80.

2. Виброизолятор ВИ. Технические условия ВК.30424200 ТУ.

3. Виброизолятор ВИ. Патент Российской Федерации №2079419, МПК 6 В 3/52, F16F 5/00, F16F 9/00, БИ №14, 1997 г.

4. В.Т.Ляпунов, Э.Э.Лавендел, С.А.Шляпочников. Резиновые виброизоляторы. Справочник. Ленинград. «Судостроение», 1988.

5. Сирил М. Харрис, Чарльз И. Крид Справочник по ударным нагрузкам. Ленинград. «Судостроение», 1980. Сокращенный перевод с английского Н.А.Пэдуре.

Класс F16F7/12 с использованием пластической деформации 

амортизатор одноразового действия с разрушающимися элементами -  патент 2526109 (20.08.2014)
энергопоглощающее кресло летательного аппарата -  патент 2500582 (10.12.2013)
пластический амортизатор -  патент 2480641 (27.04.2013)
амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью -  патент 2476739 (27.02.2013)
модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств -  патент 2476339 (27.02.2013)
модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств -  патент 2475392 (20.02.2013)
вентилятор газотурбинного двигателя, газотурбинный двигатель и втулка крепления фланца платформы -  патент 2467211 (20.11.2012)
управляемый упругопластический демпфер оборудования и трубопроводов главного циркуляционного контура реактора аэс -  патент 2463496 (10.10.2012)
противоударное устройство -  патент 2462381 (27.09.2012)
энергопоглощающее устройство транспортного средства (варианты) и способ его изготовления -  патент 2444656 (10.03.2012)

Класс F16F13/00 Устройства, включающие упругие элементы негидравлического типа, а также демпферы для гашения вибраций; амортизаторы или гидравлические амортизаторы

Класс F16F15/08 с резиновыми амортизаторами 

Класс B63H21/30 крепление силовых установок или агрегатов, например с целью предотвращения вибраций

Наверх