способ управления летательным аппаратом в полете

Классы МПК:B64C9/12 поверхности управления различного типа или назначения, приводимые в действие одновременно 
B64C13/02 управляющие устройства 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Попов Владимир Николаевич (RU),
Семендяев Виктор Владимирович (RU),
Зайцев Артем Юрьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов управления непосредственного управления боковой силой. Управление ЛА в полете основано на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ с помощью канарда и рулей управления. Управляющее воздействие передают к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение удобства пилотирования при использовании органов непосредственного управления боковыми силами. 1 ил. способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045

способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045

Формула изобретения

Способ управления летательным аппаратом в полете, основанный на использовании органов непосредственного управления боковой силой и создании боковой силы, действующей на фюзеляж летательного аппарата в плоскости XOZ, с помощью канарда и рулей управления, отличающийся тем, что передают управляющее воздействие к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине летательного аппарата, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов непосредственного управления боковой силой.

Известен способ управления летательным аппаратом в плоскости XOZ, который реализуется при применении вертикальной поворотной поверхности, расположенной под носовой частью фюзеляжа - канарда и стандартных рулей направления, посредством которых летчик создает боковые силы, действующие на летательный аппарат (ЛА).

Недостатком такого способа управления перемещением центра масс ЛА является наличие дополнительных рычагов управления в кабине летчика, расположенных, как правило, на приборной панели, что требует от летчика дополнительных движений, создает нежелательную психофизиологическую нагрузку и может приводить к нарушению безопасности полетов.

Перспективным направлением совершенствования систем управления силами, действующими на летательный аппарат, является комплексирование различных органов управления в одном канале с единым рычагом управления.

Технической задачей изобретения является повышение удобства пилотирования и облегчение работы летчика при использовании органов непосредственного управления боковыми силами (НУБС).

Решение технической задачи заявляемого изобретения в том, что в способе управления летательным аппаратом в полете, основанном на использовании органов непосредственного управления боковой силой, передача управляющего воздействия к рулевым приводам осуществляется путем радиального перемещения в вертикальной плоскости летчиком дополнительных педалей, установленных шарнирно на основных педалях управления в кабине ЛА, при этом блокируют и устанавливают в нейтральное положение основные педали управления.

Управляющие воздействия к рулевому приводу путем радиального перемещения в вертикальной плоскости дополнительных педалей, установленных на основных педалях управления в кабине летчика, при нейтральном положении основных педалей, является существенным отличительным признаком заявляемого изобретения.

Технический результат изобретения заключается в создании удобных условий пилотирования при использовании органов НУБС, при этом самолет перемещается по прямолинейной траектории в плоскости XOZ без создания крена.

На чертеже приведена схема устройства управления летательным аппаратом в полете.

Для реализации способа произведены изменения в механической части проводки управления, связанные с изменением способа передачи управляющих воздействий к рулевому приводу.

Устройство для осуществления способа управления летательным аппаратом в полете при использовании органов непосредственного управления боковой силой состоит из датчика 3 на дополнительной педали 1, преобразующего механическое воздействие летчика в электрический сигнал, гидроцилиндра 2 для блокирования основных педалей, блока управления 4, в котором происходит распределение сигнала на двухкамерные бустеры канарда 5 и руля направления 6, при этом учитываются параметры полета: число Маха - М, способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045 - угол скольжения, способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045 - угол атаки, nz - боковая перегрузка, q - скоростной напор, поступающие от датчиков 7.

При пилотировании летательного аппарата летчик включает режим НУБС, при этом происходит блокирование основных педалей управления ЛА с помощью гидроцилиндра 2, они устанавливаются в нейтральное положение. Летчик, перемещая левую или правую дополнительную педаль 1, управляет перемещением ЛА влево или вправо. При этом механическое перемещение дополнительных педалей 1 преобразуется в электрический сигнал через датчик 3 и отсюда поступает на блок управления 4. Одновременно на блок управления 4 поступают от датчиков 7 параметры полета: число Маха - М, способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045 - угол скольжения, способ управления летательным аппаратом в полете, патент № 2307045 - угол атаки, nz - боковая перегрузка, q - скоростной напор. В блоке управления 4, с учетом всех поступающих параметров полета, выдается сигнал на перемещение на рулевые приводы руля направления 6 и руля привода канарда 5.

Использование заявляемого способа позволяет облегчить управление ЛА в поперечном канале.

Источники информации.

1. Нелюбов А.И., Новад А.А. Динамика полета и боевого маневрирования летательных аппаратов. / Издание ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, М., 1990 г., с.66-69, рис 2.18.

2. Истребитель F-16. ЦАГИ, ОНТИ, 1985 г., с.43, рис.66.

Класс B64C9/12 поверхности управления различного типа или назначения, приводимые в действие одновременно 

способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
самолет для посадки при боковом ветре (варианты) -  патент 2400398 (27.09.2010)
устройство и способ приведения в движение поворотных элементов -  патент 2353545 (27.04.2009)
способ усовершенствованного управления по крену летательным аппаратом и летательный аппарат -  патент 2350508 (27.03.2009)
система и способ управления летательным аппаратом -  патент 2310582 (20.11.2007)
способ (варианты) управления летательным аппаратом и устройство (варианты) для его осуществления -  патент 2299834 (27.05.2007)
несущая поверхность летательного аппарата (варианты) -  патент 2286286 (27.10.2006)

Класс B64C13/02 управляющие устройства 

устройство кормовой части корпуса космического летательного аппарата -  патент 2516923 (20.05.2014)
способ и устройство для управления воздушным судном во время его пробега по земле -  патент 2361778 (20.07.2009)
рулевая машина -  патент 2346229 (10.02.2009)
автономный гидропривод-блок электрогидравлических рулевых машин -  патент 2262625 (20.10.2005)
блок рулевого привода управляемого снаряда -  патент 2234672 (20.08.2004)
способ и устройство для фазовой компенсации в системе управления транспортным средством -  патент 2211469 (27.08.2003)
устройство с разноходовыми педалями для управления рулем направления самолета -  патент 2178371 (20.01.2002)
двухканальный самонастраивающийся автопилот для вращающейся по крену ракеты -  патент 2177170 (20.12.2001)
способ и устройство для фазовой компенсации в системе управления транспортного средства -  патент 2146385 (10.03.2000)
устройство для ножного управления аэродинамическими рулевыми поверхностями транспортного средства -  патент 2090447 (20.09.1997)
Наверх