способ обработки жидкого металла с помощью газлифта
Классы МПК: | C21C1/00 Рафинирование чугуна; литейный чугун C21C1/02 удаление фосфора или серы |
Автор(ы): | Стомахин Александр Яковлевич (RU), Фоменко Алексей Петрович (RU), Фоменко Александр Петрович (RU), Дмитриев Константин Юрьевич (RU), Гальченко Александр Валерьевич (RU), Кнохин Валерий Георгиевич (UA), Лапченко Леонтий Петрович (RU), Файбисович Владимир Львович (RU), Семин Александр Евгеньевич (RU), Косырев Константин Львович (RU), Севостьянюк Ярослав Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный институт стали и сплавов" (технологический университет) (RU), ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (RU), Стомахин Александр Яковлевич (RU), Фоменко Алексей Петрович (RU), Фоменко Александр Петрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-03 публикация патента:
27.09.2007 |
Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к внепечной обработке металла в ковше. Способ включает подачу в патрубок газлифта азота или его смеси с инертным газом. Затем погружают в ковш с металлом всасывающий и сливной патрубки газлифта. Вводят в металл смесь фторида кальция и кальцийсодержащих раскисляющих материалов в определенном соотношении. После ввода смеси в металл в газлифт подают охладитель на шлак, образовавшийся в нем. Извлекают газлифт из металла с затвердевшим шлаком. В ходе обработки исключают подсос воздуха внутрь газлифта путем поддержания в нем избыточного давления в интервале 10÷10000 Па. Использование изобретения обеспечивает восстановительную дефосфорацию расплава стали в ковше за счет обработки его сильнодействующим, агрессивным шлаком с предотвращением взаимодействия этого шлака с футеровкой ковша и с воздухом. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ обработки жидкого металла в ковше с помощью газлифта, включающий подачу в газлифт транспортирующего газа, погружение в ковш с металлом всасывающего и сливного патрубков газлифта, введение в металл в ходе обработки смеси шлакообразующих и раскисляющих материалов, отличающийся тем, что в качестве смеси шлакообразующих и раскисляющих материалов вводят фторид кальция и кальцийсодержащие раскисляющие материалы в соотношении Ф:М=(1÷100), где Ф - масса вводимого фторида кальция, М - масса кальция в кальцийсодержащих раскисляющих материалах, после окончания ввода смеси в металл в газлифт подают охладитель на шлак, образовавшийся в нем, и извлекают газлифт из металла вместе с затвердевшим шлаком.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в ходе обработки исключают подсос воздуха внутрь газлифта путем поддержании в нем избыточного давления в интервале 10÷10000 Па.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве транспортирующего газа используют азот или его смесь с инертным газом с долей азота от 1 до (Nзадан/N1aтм )2, где Nзадан - заданная концентрация азота в стали, %, N1атм - стандартная растворимость азота в стали, %.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к внепечной обработке металла в ковше. Может быть использовано также при плавке металла в индукционных печах и других агрегатах.
Наиболее близким по технической сущности является способ обработки жидкого металла с помощью газлифта, включающий подачу в газлифт транспортирующего газа, погружение газлифта в ковш с металлом, введение в металл в ходе обработки смеси шлакообразующих и раскисляющих материалов (С.П.Ефименко и др. «Внепечное рафинирование металла в газлифтах» М.: Металлургия, 1986. 264 с.). Близким по технической сущности является также способ обработки жидкого металла с помощью газлифта по А.С. №825648 «Способ десульфурации чугуна» по заявке №2427854/22-02 от 21.12.76.
Недостатком известных способов является то, что они не обеспечивают проведение восстановительной дефосфорации расплава нержавеющей стали в ковше, а удалить фосфор иначе при переплаве отходов нержавеющей стали в массовом производстве невозможно. Приходится при выплавке нержавеющей стали ограничивать долю в шихте высокохромистых отходов (загрязненных обычно фосфором), используя вместо них свежие легирующие материалы (хром, никель, марганец), что сильно повышает себестоимость стали. Кроме этого в известных способах при выплавке сталей, легированных азотом, не обеспечивается введение в расплав в заданном количестве азота, содержащегося в транспортирующем газе. Для ввода азота в сталь приходится использовать дорогостоящие азотсодержащие ферросплавы.
Задачей совершенствования известного способа является обеспечение восстановительной дефосфорации расплава нержавеющей стали в ковше за счет обработки металла сильнораскисленным, агрессивным шлаком с предотвращением взаимодействия его с футеровкой ковша и с воздухом. При этом в случае производства нержавеющей стали, легированной азотом, нужно обеспечить ввод в расплав в заданном количестве азота из транспортирующего газа.
Технический результат при использовании изобретения заключается в том, что оно обеспечивает восстановительную дефосфорацию расплава нержавеющей стали в ковше за счет обработки металла сильнораскисленным шлаком, агрессивным по отношению к огнеупорам, с предотвращением взаимодействия этого шлака с воздухом и с футеровкой ковша. Шлак во время обработки собирается в камере с водоохлаждаемыми стенками, а после обработки удаляется. Обеспечивается также ввод в расплав в заданном количестве азота, содержащегося в транспортирующем газе.
Это достигается за счет того, что в известном способе, включающем подачу в газлифт транспортирующего газа, погружение газлифта в ковш с металлом, введение в металл в ходе обработки смеси шлакообразующих и раскисляющих материалов, в качестве вводимой в металл смеси используют смесь, содержащую фторид кальция и кальцийсодержащие раскисляющие материалы при соотношении Ф:М=(1÷100), где Ф - масса вводимого фторида кальция, М - масса кальция во всех вводимых раскисляющих материалах. При этом в ходе обработки исключают подсос воздуха внутрь газлифта путем поддержания в нем избыточного давления в интервале 10÷10000 Па. После окончания ввода смеси образовавшийся в водоохлаждаемой камере газлифта шлак отделяют от металла путем замораживания шлака введением в него охладителя, например извести, и извлечения газлифта из металла вместе с затвердевшим шлаком. Для ввода в расплав азота из транспортирующего газа в качестве такого газа используют азот или его смесь с инертным газом с долей азота от 1 до (Nзадан/N1атм )2, где Nзадан - заданная концентрация азота в стали, %, а N1атм - стандартная растворимость азота в стали, %.
Диапазон значений величины соотношения Ф:М, где Ф - масса вводимого в металл фторида кальция, а М - масса кальция, во всех вводимых раскисляющих материалах в пределах от 1 до 100 объясняется закономерностями поведения кальция при обработке. При слишком большой величине этого соотношения концентрация кальция, содержащегося в раскисляющих материалах, в шлаке будет недостаточной для обеспечения необходимой степени дефосфорации расплава. Основная задача обработки не будет решена. При слишком малой величине этого соотношения кальция, содержащегося в раскисляющих материалах, в смеси будет слишком много, и фторида кальция окажется недостаточно для того, чтобы быстро растворить кальций, перевести его в шлак. Это может приводить к вскипаниям скоплений кальция - к нарушениям нормального режима обработки.
Величину соотношения Ф:М устанавливают в обратной зависимости от необходимой степени дефосфорации расплава.
Диапазон значений величины избыточного давления в камере в ходе обработки металла в пределах от 10 до 10000 Па объясняется закономерностями взаимодействия кальция с кислородом атмосферы в рабочем пространстве газлифта. При избыточном давлении в камере в ходе обработки металла менее 10 Па воздух, который может в некоторых недостаточно герметичных местах проникать в камеру, будет окислять активный кальций в шлаке, в результате чего необходимая степень дефосфорации расплава достигнута не будет. При избыточном давлении в камере в ходе обработки более 10000 Па из-за снижения уровня металла в патрубках расход транспортирующего газа для сохранения необходимой скорости циркуляции металла через газлифт нужно будет увеличить. Это приведет к увеличению затрат на обработку.
Величину избыточного давления в камере в ходе обработки металла устанавливают в прямой зависимости от необходимой степени дефосфорации расплава.
Диапазон значений величины доли азота в его смеси с инертным газом в пределах от 1 до (Nзадан/N1атм )2 объясняется закономерностями взаимодействия азота с металлическим расплавом. При величине доли азота в смеси менее (Nзадан/N1атм )2 заданная концентрация азота в стали не может быть достигнута за счет продувки металла в газлифте даже при максимально возможной ее интенсивности. Часть необходимого азота нужно в этом случае вводить дорогостоящими азотсодержащими ферросплавами. При увеличении доли азота в смеси до величины 1 концентрация азота в стали может быть доведена до заданной даже при интенсивности продувки, которая ниже максимально возможной для данной конструкции газлифта.
Величину доли азота в его смеси с инертным газом устанавливают в обратной зависимости от интенсивности продувки, обеспечивающей нормальную работу газлифта используемой конструкции.
Ниже дан вариант осуществления изобретения, не исключающий другие варианты в пределах формулы изобретения.
Пример (плавка нержавеющей стали марки 08Х18Н10Т по классической двухшлаковой технологии, ковш вместимостью 25 т).
Решение о применении после выпуска плавки обработки жидкого металла в ковше с помощью газлифта принимается после получения анализа первой пробы в случае обнаружения недопустимо высокого содержания фосфора. Плавка в этом случае выпускается с температурой на 20-30 градусов выше обычной. Далее ковш с металлом устанавливают на специально оборудованный стенд. Газлифт с помощью крана погружают в металл. Предварительно торцы патрубков газлифта защищают от попадания в них ковшевого шлака вставками из стального листа. Подачу транспортирующего газа (аргона) включают до погружения.
Убедившись в установлении необходимого давления в камере (10÷10000 Па) и нормального режима циркуляции металла через газлифт, включают подачу в транспортирующий газ шлакообразующей и раскисляющей смеси (500 кг) с соотношением Ф:М=50. При этом в ходе обработки для исключения подсоса воздуха внутрь газлифта поддерживают в нем избыточное давление около 500 Па. Для ввода в расплав азота аргон в транспортирующем газе заменяют смесью аргона с азотом с долей азота 0,7.
Через 10-15 минут подачу смеси заканчивают, и через затвор в камеру загружают охладитель - известь. Шлак затвердевает, после чего газлифт вынимают из ковша. Металл при этом через патрубки сливается в ковш, а затвердевший шлак газлифта остается в камере. Далее ковш передается на участок разливки стали, а газлифт - на специальный стенд для удаления шлака и подготовки к следующей обработке.
В нижеприведенной таблице показаны варианты осуществления изобретения для условий рассматриваемого примера с различными технологическими параметрами.
Таблица | |||||
Параметры | Варианты осуществления изобретения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Степень дефосфорации расплава нержавеющей стали в ковше, % | 80 | 50 | 40 | 30 | 10 |
Величина соотношения Ф:М, где Ф - масса вводимого в металл фторида кальция, М - масса кальция во всех вводимых раскисляющих материалах | 0,5 | 1 | 50 | 100 | 150 |
% фторида кальция во вводимой в металл смеси | 33 | 50 | 98,04 | 99,01 | 99,34 |
% кальция, содержащегося в раскисляющих материалах, во вводимой в металл смеси | 67 | 50 | 1,96 | 0,99 | 0,66 |
Давление в камере газлифта, Па | 15000 | 10000 | 5000 | 10 | 5 |
Первый вариант осуществления изобретения (см. таблицу) неприемлем, так как из-за слишком малого соотношения Ф:М во вводимой в металл смеси процент кальция, содержащегося в раскисляющих материалах, в ней слишком велик. Это приводит к недостатку фторида кальция для того, чтобы быстро растворять кальций, переводить его в шлак. Это вызывает вскипания скоплений кальция, нарушает нормальный режим обработки. Давление в камере газлифта приходится повышать, а это дополнительно мешает нормальной работе газлифта.
Пятый вариант осуществления изобретения также неприемлем, так как в нем из-за слишком большого соотношения Ф:М во вводимой в металл смеси процент кальция, содержащегося в раскисляющих материалах, в ней слишком мал, недостаточен для получения нужной степени дефосфорации.
В оптимальных вариантах 2-4 изобретение может быть осуществлено успешно.
Применение изобретения может обеспечить удаление из расплава до 50% фосфора.
Класс C21C1/00 Рафинирование чугуна; литейный чугун
Класс C21C1/02 удаление фосфора или серы