бесплатформенная инерциальная навигационная система

Классы МПК:G01C21/16 путем суммирования скорости или ускорения 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Арзамасское научно-производственное предприятие "ТЕМП-АВИА" (ОАО АНПП "ТЕМП-АВИА") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-11-15
публикация патента:

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов, имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС). БИНС содержит три акселерометра и два датчика угловой скорости, соединенные с вычислительным устройством. В БИНС введены два имитатора, один из которых работает на участке начальной выставки БИНС, а другой на автономном участке. Имитаторы БИНС, кроме того, подключены к внешнему устройству коррекции и к внешнему свободному гироскопу. Технический результат - сокращение состава БИНС, используемой при модернизации изделий, имеющих в составе своего БО ГС. 3 ил. бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

Формула изобретения

Бесплатформенная инерциальная навигационная система, содержащая три акселерометра и два датчика угловой скорости, выходы которых соединены с вычислительным устройством, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены два имитатора датчика угловой скорости, выходы и первые входы которых соединены с вычислительным устройством, второй вход первого имитатора соединен с внешним устройством коррекции, а второй вход второго имитатора соединен с внешним свободным гироскопом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС).

Системы управления современного БПЛА представляют собой инерциальные системы управления на базе БИНС. Разработка новых систем БПЛА на основе уже изготовленных и находящихся в производстве изделий (модернизация) заменой БО таких изделий путем включения БИНС в состав БО позволяет сократить сроки разработки и стоимость БПЛА.

Обычная современная БИНС, взятая в качестве прототипа, как правило, содержит три датчика угловой скорости (ДУС) и три акселерометра, выходы которых соединены с вычислительным устройством (ВУ) [1].

Использование БИНС полного состава при модернизации изделия, имеющего в своем БО ГС, неоправданно удорожает систему управления изделием.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение стоимости БИНС, используемой при модернизации изделий, имеющих в составе своего БО ГС.

Поставленная задача решается за счет того, что в БИНС, содержащую три акселерометра и два ДУС, выходы которых соединены с вычислительным устройством, согласно изобретению дополнительно введены два имитатора ДУС, выходы и первые входы которых соединены с ВУ, второй вход первого имитатора соединен с внешним устройством коррекции (УК), а второй вход второго имитатора соединен с внешним ГС.

Существенным отличием заявленного решения от известного является то, что из состава БИНС исключен один из ДУС, а вместо него введены два имитатора, которые, используя имеющиеся сигналы и данные, полностью обеспечивают работу БИНС, что в конечном счете снижает стоимость модернизации изделия.

На чертежах поясняется конструкция предложенной БИНС и принцип ее действия: на фиг.1 изображена блок-схема БИНС; на фиг.2 приведены земная Oxgу gzg и связанная с объектом Ox 0у0z0 системы координат и углы Эйлера бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 , бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 , бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 последовательности поворотов от земной к связанной системе координат; на фиг.3 приведены связанная с объектом Ox 0у0z0 и связанная с выставляемой БИНС ОхБу БzБ системы координат.

Предложенная БИНС 1 включает в себя три акселерометра 2.1, 2.2 и 2.3 и два ДУС 3.1 и 3.2. Выходы акселерометров 2.1, 2.2 и 2.3 и ДУС 3.1 и 3.2 соединены с вычислительным устройством 4. Кроме этого БИНС1 включает в себя первый имитатор 5.1 ДУС и второй имитатор 5.2 ДУС. Выходы и первые входы обоих имитаторов 5.1 и 5.2 соединены с вычислительным устройством 4, второй вход первого имитатора 5.1 соединен с внешним устройством 6 коррекции, а второй вход второго имитатора 5.2 соединен с внешним ГС 7.

Следует пояснить, что при включении БИНС в состав БО требуется начальная выставка (НВ) БИНС при подготовке изделия к пуску. НВ БИНС производится с помощью внешнего УК БИНС, описанного, например, в [2], соединенного как с выставляемой БИНС, так и с базовым источником навигационной информации (например, ИНС) носителя.

Модернизируемый БПЛА обычно содержит в составе контуров стабилизации инерциальные датчики, причем для стабилизации угла крена используют ГС с аналоговым выходом по углу крена изделия. Вследствие ограничений по углам прокачки ГС разарретируют (переводят в режим измерения) в момент пуска изделия. На участке автономной работы БИНС выходной сигнал данного ГС может быть использован вместо ДУС по продольной оси изделия.

Таким образом, путем реализации данного изобретения можно обеспечить сокращение состава БИНС модернизируемых изделий, содержащих ГС, обеспечивая при этом НВ и автономную работу БИНС в усеченном составе. При этом на участке автономной работы БИНС может быть использован выход ГС, измеряющего угол крена изделия.

Все компоненты, входящие в состав заявленной БИНС, известны, в частности имитаторы ДУС можно выполнить программным путем или на дискретных компонентах, что не составляет предмета отдельного изобретения.

Заявленная БИНС работает следующим образом.

В процессе НВ БИНС 1 в УК 6 поступают из ИНС носителя углы Эйлера ориентации носителя, которые УК 6 передает на вход первого имитатора 5.1 ДУС. Используя эти углы Эйлера имитатор 5.1 ДУС определяет компоненты вектора угловой скорости вращения на оси связанной с носителем системы координат Ox0 у0z0 (фиг.2). На второй вход имитатора 5.1 ДУС из ВУ 4 поступает матрица ориентации выставляемой БИНС 1. Имитатор 5.1 ДУС, используя углы Эйлера, полученные из УК 6 и матрицу ориентации из ВУ 4 определяет матрицу рассогласования между связанными системами координат носителя Ox0у0z 0 и выставляемой БИНС ОхБу БzБ (фиг.3). Используя компоненты вектора угловой скорости и элементы матрицы рассогласования, имитатор 5.1 ДУС определяет проекцию угловой скорости на продольную ось БИНС и передает ее на вход ВУ 4.

В процессе автономной работы БИНС на второй вход второго имитатора 5.2 ДУС поступает угол ориентации, измеренный ГС 7, на первый вход имитатора 5.2 ДУС из ВУ 4 поступает матрица ориентации БИНС 1 и угловые скорости, измеренные ДУС 3.1 и 3.2 БИНС 1. Используя угол ориентации ГС 7, матрицу ориентации и угловые скорости БИНС 1, имитатор 5.2 ДУС определяет проекцию угловой скорости вращения БИНС 1 на ее продольную ось и передает эту проекцию на вход ВУ 4.

Работа БИНС на участке НВ.

На участке начальной выставки в процессе совместного полета в [3, стр.157] приведены кинематические соотношения между проекциями угловой скорости вращения на оси связанной системы координат и углами Эйлера (фиг.2).

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

На малых интервалах времени бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 t

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

Подставляя (2) в (1), получим проекции угловой скорости на оси связанной с носителем системы координат.

Используя углы Эйлера ориентации носителя бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 , бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 , бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 , в соответствии с [3, стр.144] найдем матрицу перехода от нормальной земной (g) к связанной с носителем системе координат

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

БИНС 1 передает по первому входу имитатора 5.1 ДУС матрицу ориентации БИНС 1 от связанной с БИНС 1 к земной системе координат AgБ.

Тогда матрица рассогласования между связанными системами координат А (фиг.3) определяется по формуле

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

проекция угловой скорости на ось Ox Б - по формуле

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

Параметр бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 ХБ из имитатора 5.1 ДУС поступает на вход ВУ 4.

Работа БИНС на автономном участке.

До начала автономной работы БИНС 1 производится разарретирование ГС 7 (перевод ГС 7 в режим измерения). В момент начала работы ГС 7 в режиме измерения угла имитатор 5.2 ДУС сохраняет текущую ориентацию БИНС 1 в виде, например, матрицы ориентации А и одновременно - измеренный ГС 7 угол крена бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 0.

Расчет угловой скорости на выходе имитатора 5.2 ДУС производится с учетом установки ГС 7. Ниже приведен расчет угловой скорости для следующей установки ГС 7 на изделии:

- кинетический момент ГС 7 в момент раззаретирования совпадает с направлением оси О;

- внутренняя рамка ГС 7 в момент разарретирования совпадает с осью ОУБ;

- наружная/измерительная рамка ГС 7 в момент разарретирования совпадает с осью О ХБ.

Последовательность поворотов от неподвижной системы координат ГС 7 к системе координат, связанной с корпусом изделия (система координат ОхБу БzБ (фиг.3), бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г, бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г, бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г совпадает с последовательностью поворотов [3, стр.72]. В соответствии с [3, стр.161] проекция угловой скорости на ось ОХБ

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

Для малых интервалов времени бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 t

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

В соответствии с [3, стр.72]

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

Матрица А определяется имитатором 5.2 ДУС с использованием текущей и запомненной на момент разарретирования ГС 7 матрицы БИНС 1.

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 - матрица ориентации связанных осей БИНС 1 относительно ориентации этих осей на момент разарретирования ГС 7.

Таким образом, схема работы имитатора 5.2 ДУС следующая:

1) в момент разарретирования ГС 7 имитатор 5.1 сохраняет:

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 - угол измерений ГС 7,

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 - матрицу ориентации БИНС 1.

2) в соответствии с частотой обновления угловой скорости имитатор 5.2 ДУС:

а) принимает по своим входам:

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г - угол измерений ГС 7,

A Бg - матрицу ориентации БИНС 1,

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 УБ, бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 - угловые скорости, измеренные ДУС 3.1 и 3.2 БИНС 1 по осям ОУБ, Oz Б.

б) определяет угол бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 Г=arcsin(a13 )

в) определяет текущую угловую скорость

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385

г) передает полученную угловую скорость бесплатформенная инерциальная навигационная система, патент № 2309385 ХБ на вход ВУ 4 БИНС 1.

Источники информации:

1. О.А. Степанов "Особенности построения и перспективы развития инерциально-спутниковых систем", стр.26, 27. В сборнике статей и докладов "Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации". Санкт-Петербург, 2001 г.

2. Патент РФ №2193754, МПК G01C 21/10, 2002 г.

3. О.А. Горбатенко, Э.М. Макашов и др. "Механика полета", 1969 г., М., "Машиностроение", стр.72, 144, 157, 161.

Класс G01C21/16 путем суммирования скорости или ускорения 

способ определения курса путем поворота инерциального устройства -  патент 2499223 (20.11.2013)
способ определения навигационных параметров для носителя и устройство гибридизации -  патент 2495377 (10.10.2013)
безгироскопная инерциальная навигационная система -  патент 2483279 (27.05.2013)
система и способ управления инерционной платформой подвижного объекта -  патент 2442962 (20.02.2012)

система управления для транспортных средств -  патент 2385447 (27.03.2010)
способ и устройство для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата -  патент 2350905 (27.03.2009)
способ определения начальной выставки бесплатформенного инерциального блока управляемого объекта -  патент 2348010 (27.02.2009)
бесплатформенная инерциальная система -  патент 2337316 (27.10.2008)
способ инерциальной навигации и устройство для его осуществления -  патент 2334198 (20.09.2008)
способ определения параметров ориентации и навигации и бесплатформенная инерциальная навигационная система для быстровращающихся объектов -  патент 2256881 (20.07.2005)
Наверх