двухмодульная подводная лодка с аварийно-спасательной системой, оснащенная оперативно-тактическим комплексом
Классы МПК: | B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок |
Автор(ы): | Киселев Владимир Владимирович (RU), Вагулин Владимир Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Киселев Владимир Владимирович (RU), Вагулин Владимир Викторович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-28 публикация патента:
10.11.2007 |
Атомная подводная лодка с аварийно-спасательной системой, включающей корпус с герметизируемыми отсеками, рубку с постом управления и выдвижными устройствами вентиляции, забора воздуха, перископом и антенной, реакторную установку, содержит закрепленный на подводной лодке всплывающий спасательный модуль со средствами его отделения от нее. Спасательный модуль выполнен по типу подводной лодки, а его рубка является единой для спасательного модуля и подводной лодки. В верхней носовой и средней частях по левому и правому борту основного корпуса лодки имеются герметизируемые отсеки с выдвижными контейнерами, на которых транспортируются и из которых сбрасываются в заданном районе гермоконтейнеры с изделиями комплекса оперативно-тактического оружия подводного базирования. Такое выполнение лодки позволит расширить ее функциональные возможности. 1 з.п ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Атомная подводная лодка с аварийно-спасательной системой, включающая корпус с герметизируемыми отсеками, рубку с постом управления и выдвижными устройствами вентиляции, забора воздуха, перископом и антенной, реакторную установку, содержащая закрепленный на подводной лодке всплывающий спасательный модуль со средствами его отделения от нее, причем спасательный модуль выполнен по типу подводной лодки, а рубка является единой для спасательного модуля и подводной лодки, отличающаяся тем, что в верхней носовой и средней частях по левому и правому борту основного корпуса лодки имеются герметизируемые отсеки с выдвижными контейнерами, на которых транспортируются и из которых сбрасываются в заданном районе гермоконтейнеры с изделиями комплекса оперативно-тактического оружия подводного базирования.
2. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что она имеет раздельную систему электроснабжения рубки, носовых и кормовых отсеков, т.е. содержит три автономных части системы электроснабжения, которые при неисправности одной из них позволяют с помощью переключателя и встроенной дополнительной электропроводки подсоединяться к линиям электроснабжения первого, второго или третьего участка системы электроснабжения, минуя неисправные участки сети.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования.
Заявляемая система представляет собой подводную ложу двухмодульной конструкции, оснащенную оперативно-тактическим комплексом подводного базирования (далее «ОТО») и спасательным модулем, обеспечивающим спасение всего экипажа подводной лодки и последующее автономное плавание модуля в подводном или надводном положении.
Аналоги и прототип не известны.
Аналогом можно считать суда - минные заградители, которые предназначены для установки минных заграждений под водой в заданном районе и на расчетной глубине.
Заявляемая подводная лодка представляет собой АПЛ двухмодульной конструкции, первый модуль которой основной - транспортирующий, а второй модуль является спасательным для всего экипажа подводной лодки. Спасательный модуль является автономным, который в случае аварии отделяется от основного корпуса АПЛ и может плыть самостоятельно как под водой, так и по воде. Заявляемое изобретение направлено на решение технической задачи, которая состоит в создании атомной подводной лодки - носителя и установщика «ОТО» (оперативно-тактического оружия) в заданном районе океана (моря), предназначенного для решения боевых стратегических задач.
Решение технической задачи достигается:
1. Созданием АПЛ двухмодульной конструкции, оборудованной необходимыми устройствами для доставки и «установки» под водой изделий типа «ОТО».
2. Созданием в верхней части основного корпуса АПЛ, вдоль его бортов, герметизируемых транспортировочных отсеков с выдвижной системой, которая в выдвинутом положении транспортировочных контейнеров позволяет сбрасывать за борт транспортируемые на них изделия «ОТО» в герметичных пусковых контейнерах цилиндрической формы.
3. Созданием выдвижной системы транспортных отсеков АПЛ с гидравлическими силовыми приводами.
4. Созданием системы управления сбросом, контроля за сбросом и снятием «ОТО» с боевого дежурства.
5. Созданием изделий «ОТО» и установкой их в герметичные пусковые контейнеры.
6. Осуществлением сброса «ОТО» (в герметичных пусковых контейнерах).
7. Осуществлением управления пуском «ОТО» или снятием «ОТО» и осуществлением контроля за установкой в транспортировочные отсеки пусковых контейнеров изделий «ОТО», снятых с дежурства.
Заявляемая АПЛ отличается от других подводных судов назначением и устройством.
АПЛ такой конструкции позволит решать стратегические боевые задачи с большей надежностью и точностью, со значительно меньшими финансовыми и материальными затратами. Это выгодно и в тактическом плане, т.к. данная подводная система позволяет иметь меньшее подлетное время и, следовательно, меньшее отклонение от направления на цель.
Развернуть систему с новыми средствами поражения без создания дополнительных средств их доставки не представляется возможным. Поэтому создание АПЛ такой конструкции оправдывается ее боевыми возможностями и новыми качествами подводного судна.
Создавать при меньшем количестве носителей достаточный баланс сил - важнейшее достоинство заявляемой системы «ПЛ-ОТО».
Заявляемая ПЛ может использоваться не только в подводном флоте ВМС, но и в научно-исследовательских целях.
Предложенная АПЛ, оснащенная «ОТО», представлена на фиг.1-4.
На фиг.1 представлен общий вид двухмодульной АПЛ, оснащенной «ОТО», которая содержит:
- основной корпус 1 АПЛ, в котором размещается все необходимое для АПЛ оборудование, силовая установка 4А, кислородная установка, компрессоры, электрогенераторы и другое оборудование.
Примечание: передняя (носовая) часть основного корпуса АПЛ заявляемой конструкции должна быть прочнее, чем у АПЛ, находящихся в строю, что объясняется размещением «ОТО» в носовой и средней части корпуса лодки, где размещено отделение боепитания.
- Спасательный модуль 2, построенный в виде дизельной подводной лодки, установленной и закрепленной на ложементах основного корпуса, который при аварийной обстановке отделяется от АПЛ и предназначен для спасения всего личного состава АПЛ в случае аварии под водой, когда необходимо всему экипажу покинуть лодку,
- рубка 3, которая является единой и для АПЛ и для спасательного модуля,
- силовая установка спасательного модуля, которая содержит два двигателя (левый и правый) 4в вертикальной тяги, два реверсивных двигателя 4г горизонтальной тяги и один (два) резервных дизельных двигателя 4д,
- бортовой отсек 5 основного корпуса АПЛ с выдвижными бортовыми транспортировочными контейнерами 6, в которых размещены и транспортируются комплекты «ОТО» в пусковых гермоконтейнерах,
- выдвижные транспортировочные контейнеры - 6.
На фиг.2 представлен бортовой отсек с выдвижными транспортировочными контейнерами, в которых транспортируются до момента сброса термоконтейнеры с «ОТО». Один из контейнеров выдвинут:
- основной корпус 1 АПЛ,
- бортовой отсек 5 для размещения, транспортирования и сброса в заданном районе гермоконтейнеров с «ОТО»,
- герметизируемые выдвижные транспортировочные контейнеры 6,
- гидроусилители (гидроцилиндры) 7,
- толкатель 8 гермоконтейнера 9 с «ОТО»,
- пусковые гермоконтейнеры 9 с «ОТО»,
- несущие направляющие 10 в бортовом отсеке,
- окно 11 в донной части транспортировочного контейнера 6, через которое пусковой гермоконтейнер 9 с «ОТО» сбрасывается (выталкивается) в воду.
На фиг.3 представлено устройство пускового гермоконтейнера, содержащего:
- предохранительный кожух 12 радиобуя (далее кожух радиобуя),
- кожух 13 якоря (якорного устройства),
- якорь 14,
- штифты-фиксаторы 15 кожуха якоря,
- штифты-фиксаторы 16 кожуха радиобуя;
- штифты-фиксаторы 16а радиобуя;
- электропривод 17 лебедки якоря;
- лебедка 18 троса якоря;
- радиобуй 19;
- программный блок 20 радиобуя;
- электропривод 21 лебедки радиобуя;
- лебедка 22 фала-электрокабеля 29 радиобуя;
- металлический баллон 23 сжатого азота,
- перепускной электроклапан 24
- соединительная трубка (шланг) 25,
- надувной резиновый баллон 26,
- телескопическая приемопередающая антенна 27,
- «бугель» - два бугеля для подъема радиобуя 19. Аккумулятор, автоматическое зарядное устройство аккумулятора, приемопередающее радиоустройство управляющих команд на фиг.2 не показаны, размещены внутри корпуса радиобуя 9,
- чувствительные (приемные) элементы 28 гидрофонов, принимающие кодированные сигналы - команды от гидролокатора АПЛ, оснащенной системной «ОТО» или от надводного корабля; фал (трос) - электрокабель 29 на барабане лебедки 22 радиобуя, служит для соединения с пусковым гермоконтейнером 9 и его электросхемой,
- опорный цилиндр 30 для установки изделия «ОТО» в пусковом гермоконтейнере,
- сопловой блок 31 с диафрагмой сопла изделия,
- газовая камера 32,
- амортизатор-ограничитель 33 продольного перемещения изделия в гермоконтейнере,
- электрические контакты 34 запуска двигателя изделия,
- газовые каналы 35 для прохода выхлопных газов к поршневым стопорам штифтов крепления верхней крышки гермоконтейнсра,
- поршневые стопоры 36 штифтов крепления верхней крышки,
- штифты 37 крепления верхней крышки,
- верхняя крышка 38 гермоконтейнера изделия «ОТО»,
- двойные стенки 39 гермоконтейнера,
- электрический герморазъем 40,
- блок преобразования сигналов 41,принятых гидрофонами радиобуя,
- приемные устройства 42 взрывателя изделия «ОТО»,
- электропривод 43 для сбрасывания барабана лебедки якоря,
- клапаны 44 для выпуска выхлопных газов при достижении расчетного давления, при котором обеспечивается сброс верхней крышки гермоконтейнера,
- узел крепления 45 фала и присоединения электрокабеля к электросхеме пускового гермоконтейнера,
- размыкатель (концевой выключатель) 46 цепи пусковых контактов.
На фиг.4 представлена работа АПЛ по сбросу и установке «ОТО» в пусковых контейнерах в расчетной зоне подводного базирования на заданной глубине погружения:
- основной корпус 1 ПЛ,
- бортовой выдвижной транспортировочный контейнер 6,
- пусковой термоконтейнер 9,
- кожух 12 радиобуя,
- кожух 13 якоря,
- якорь 14,
- лебедка 18 троса якоря,
- радиобуй 19,
- фал (трос)-эл.кабель 29 радиобуя,
- верхняя крышка 38 пускового гермоконтейнера 9,
- «трос» - трос якоря гермоконтейнера.
До прибытия в район океана (моря), где запланирован сброс (установка) «ОТО» подводного базирования, все системы АПЛ (ПЛ) работают в штатном режиме, а система «ОТО» и органы ее управления выключены и закрыты предохранительными устройствами, исключающими случайное или несанкционированное включение.
Бортовые отсеки 5 (фиг.2) закрыты двойными внешними стенками транспортировочных контейнеров 6 и загерметизированы. Гермоконтейнеры с «ОТО» в сборке находятся на направляющих 10 бортового отсека 5 в транспортировочных контейнерах 6.
Количество загружаемых гермоконтейнеров с «ОТО» определяется заданием на их транспортировку и установку.
Система «ОТО» оборудована отдельным пультом управления и контроля (на фиг. не показан - устанавливается в удобном месте).
По прибытии в район сброса (установки) «ОТО» скорость хода АПЛ уменьшают до расчетной или подводную лодку вообще останавливают, уточняют место сброса «ОТО», выполняют разведку места сброса и обстановки, после чего включают органы управления сбросом и контролем за сбросом «ОТО».
По команде «Сброс» разгерметизируют бортовые транспортировочные контейнеры 6 (фиг.2), открывают замки транспортировочных контейнеров, из которых запланировано выполнить сброс «ОТО» в гермоконтейнерах (например, из первого транспортировочного контейнера по левому борту АПЛ). В гидроприводах (гидроцилиндрах) 7, которые приводят в движение толкатель 8 гермоконтейнера 9 с «ОТО», нарастает давление, штоки гидроприводов 7 (по два гидропривода на каждый толкатель), соединенные с силовой рамой толкателя 8, выдвигаются и перемещают по направляющим 10 в бортовом отсеке 5 толкатель 8 вместе с присоединенным к нему выдвижным транспортировочным контейнером 6. При этом цилиндрический гермоконтейнер 9 с «ОТО», проворачиваясь вокруг своей продольной оси на несущих направляющих 10, выталкивается толкателем 8 в окно 11 транспортировочного контейнера 6 (фиг.2) и погружается в воду по направлению из окна 11 вниз параллельно борту АПЛ.
Примечание:
1. Для защиты от механических повреждений борта АПЛ облицованы накладкой из материала на резиновой основе (не показано).
2. Для исключения шумовых эффектов и повреждения гермоконтейнеров с «ОТО» на их металлический (цилиндрической формы) корпус могут быть надеты резиновые кольца.
Таким же образом сбрасывается «ОТО» из последнего транспортировочного отсека по правому борту, т.е. сброшены два изделия «ОТО», противоположные и максимально удаленные один от другого. Что никак не должно влиять на стабильное положение судна в воде (при этом не возникают ни крен, ни дифферент). Сброс остальных контейнеров с изделиями «ОТО» выполняют в таком же порядке (левый-правый). Выполнив запланированный сброс и установку контейнеров с «ОТО» в зоне их подводного базирования, бортовые транспортировочные отсеки герметизируют и АПЛ выходит в открытое море (нейтральные воды).
Примечание:
1. При сбросе всего одного изделия «ОТО» так же не оказывается значительного влияния на положение АПЛ в воде подобно пуску торпеды из носового торпедного аппарата.
2. При разгерметизации и выдвижении транспортировочного контейнера забортная вода заполняет всю нишу этого контейнера с «ОТО», а после сброса «ОТО», уборки транспортировочного контейнера в нишу и его герметизации заполнившая отсек данного контейнера вода выбрасывается через стравливающий клапан давлением сжатого воздуха.
3. Вытеснение заполнившей отсеки контейнера воды можно выполнять и после выхода АПЛ из зоны подводного базирования.
4. Все транспортировочные контейнеры «ОТО» разделены перегородками так, что вода, заполнившая один из контейнеров, не может попасть из него в другой транспортировочный контейнер.
5. Количество устанавливаемых пусковых гермоконтейнеров с «ОТО» в одном месте подводного базирования определяется оперативным планом.
6. Необходимым является рассмотрение вопросов маркировки изделий и внешнего их оформления на случай обнаружения контейнера (ов) с «ОТО» в приграничной зоне подводного базирования другой стороной.
Гермоконтейнер 9 в сборке после его сброса через окно 11 (фиг.2, 3) транспортировочного контейнера 6 сразу же разделяется на три части:
Первая часть - якорное устройство 14 (фиг.3) (далее якорь), опрокидывая в воде кожух 13 из-за нарушения равновесия, опускается на дно, сматывая трос с барабана лебедки 18 якоря 14 под действием своего веса.
Для удобства транспортировки и сброса якорь 14 находится в кожухе 13 до сброса гермоконтейнера 9 за борт ПЛ. Длина троса якоря определена заданием, указана на корпусе гермоконтейнера 9 и позволяет установить гермоконтейнер с «ОТО» на заданной расчетной глубине подводного базирования.
Вторая часть - пусковой гермоконтейнер 9 с «ОТО» - рассчитан как плавучее средство с небольшим коэффициентом плавучести, благодаря чему он не опускается на дно (как якорь), но и не всплывает на поверхность воды, т.е. находится в положении подвсплытия.
А так как гермоконтейнер выполнен по принципу «ванька-встанька», то он стремится занять вертикальное положение, накрениваясь при сбросе своей более тяжелой нижней частью вниз. К тому же гермоконтейнер 9 находится между якорем 14 и радиобуем 19.
Якорь удерживает его тросом снизу, а радиобуй стремится всплыть на поверхность воды и удерживает гермоконтейнер прочным фалом-кабелем 29 сверху. Силы, действующей вверх (обеспечивающей всплытие радиобуя), не достаточно, чтобы поднять гермоконтейнер вместе с якорем. Поэтому система (связка) радиобуй - гермоконтейнер может находиться в подвсплытии и удерживаться якорем.
Третья часть - дистанционно управляемый радиобуй 19 (фиг.3) прочным фалом (тросом)-электрокабелем 29 соединен с верхним узлом крепления пускового гермоконтейнера 9.
Фал-эл.кабель 29 (фиг.4) - позволяет радиобую 19 после отделения от корпуса пускового гермоконтейнера 9 находиться на расчетной глубине под водой, оставаясь связанным с гермоконтейнером механически - посредством фала (троса), и иметь электрическую связь с помощью эл.кабеля 29, составленного из 3-х, 4-х проводов расчетного сечения и проложенного в виде центральной «жилы» фала (троса). Такая электрическая связь необходима для обеспечения электропитания программного блока 20 управления приводом лебедки 22 радиобуя 19 для выдачи команды на запуск двигателя изделия «ОТО», а как же для подачи электроэнергии на электропривод, обеспечивающий сброс барабана 18 якоря с целью отцепки якоря от гермоконтейнера после пуска «ОТО» или при снятии «ОТО» с дежурства, т.к. в этих случаях оставлять в воде (на воде) радиобуй и пусковой гермоконтейнер нецелесообразно и может быть небезопасно для проходящих судов.
Примечание:
При небольших глубинах подводного базирования «ОТО» указанные работы по снятию «ОТО» с дежурства могут быть выполнены водолазами из состава водолазной группы ПЛ.
Для обеспечения работы электросхемы управления лебедками радиобуя, якоря и электросхемой пускового гермоконтейнера радиобуй и изделие «ОТО» снабжены аккумуляторами постоянного тока и бесконтактными автоматическими выключателями электропитания (не показано), которые включаются по радиокомандам, принимаемым приемно-передающей антенной радиобуя из пункта управления (через спутник, с надводного корабля или от гидролокатора ПЛ) по срабатыванию программного блока 20, управляющего электросхемой, а через нее агрегатами радиобуя.
Предохранительный кожух 12 радиобуя и кожух 13 якоря фиксируются на пусковом гермоконтейнере 9 с помощью четырех штифтов-фиксаторов 15, 16 (фиг.3). При перемещении пускового контейнера по направляющим транспортировочного контейнера 6 кожух 12 радиобуя и кожух 13 якоря не могут сняться со штифтов-фиксаторов, т.к. ограничены боковыми стенками транспортировочного выдвижного контейнера 6 (фиг.2) до момента сброса пускового гермоконтейнера 9 через окно 11 в днище транспортировочного выдвижного контейнера 6.
После выхода из окна 11 транспортировочного контейнера 6 кожухи 12, 13 радиобуя и якоря, освободившись от его боковых стенок, отталкиваются от корпуса пускового гермоконтейнера 9 витыми пружинами, установленными на штифты-фиксаторы 15, 16 при сборке во время их установки в выдвижной транспортировочный контейнер 6.
В момент сброса кожуха 12 радиобуя срабатывает концевой выключатель (не показан, размещен в нижней части корпуса радиобуя) и замыкает цепь перепускного электроклапана 24 для перепуска сжатого осушенного азота расчетного давления из металлического баллона 23 в надувной резиновый баллон 26, прикрепленный к корпусу радиобуя 19 выше его центра тяжести, который после заполнения азотом приобретает форму тора и придает радиобую 19 свойство всплывать и удерживаться на поверхности воды.
Радиобуй, установленный на верхнюю крышку гермоконтейнера 9 при сборке, фиксируется на гермоконтейнере с помощью четырех штифтов-фиксаторов 16а, которые имеют небольшую длину (15 мм) и свободно устанавливаются в соответствующие им несквозные отверстия в верхней крышке 38, поэтому при сбросе гермоконтейнера в воду радиобуй 19 (фиг 3, 4) и гермоконтейнер 9 легко разъединяются.
При этом действующая при сбросе сила инерции замыкает инерционные электроконтакты (не показаны) радиобуя, через которые на электропривод 21 лебедки 22 подается эл.ток, вследствие чего лебедка сразу же начинает сматывать трос (фал) - электрокабель 29 с барабана, отпуская радиобуй на всплытие по заданной программным блоком программе (на заданную глубину).
Реле времени, установленное внутри корпуса радиобуя (не показано), своими нормально разомкнутыми контактами размыкает цепь электропривода 21 лебедки 22, барабан лебедки останавливается, т.е. буй не всплывает на поверхность воды, тем самым обеспечивается безопасный проход над буем судов, а также это позволяет исключить повреждение и обнаружение радиобуя.
Очередная команда выдается программным блоком 20 (согласно суточному временному графику работы программного блока) и обеспечивает срабатывание электропривода 21 лебедки 22 радиобуя: лебедка сматывает фал (трос)-электрокабель 29 с барабана лебедки и радиобуй 19 всплывает на поверхность воды.
При всплытии на поверхность воды электроконтакты 40, закрепленные на корпусе радиобуя выше линии заглубления, «размыкаются» (их замыкала морская вода): цепь электропривода 21 лебедки 22 обесточивается - барабан лебедки останавливается, т.к. далее сматывать фал 29 нет необходимости. Время нахождения радиобуя 19 на поверхности воды определяется необходимым временем для получения той или иной команды из пункта управления «ОТО» подводного базирования через спутник, с надводного корабля или подводной лодки.
При всплытии на поверхность воды срабатывает реле управления электроприводом (электродвигателем) (не показано) телескопической приемопередающей антенны: антенна 27 (фиг.3) выпускается на полную длину, автоматически включается приемопередатчик, который посылает в эфир пеленгационные радиосигналы.
На поверхности воды радиобуй находится расчетное время (например, 1-2 часа). Если за это время приемопередатчик не получит радиокоманды из пункта управления «ОТО», то программный блок 20 радиобуя 19 выдает команду на погружение радиобуя, по которой привод 21 лебедки 22 меняет направление вращения барабана лебедки на противоположное (подключается по другой цепи электросхемы): фал (трос)-кабель 29 наматывается на барабан лебедки 22 (т.е. фал (трос) «укорачивается»), вследствие чего радиобуй 19 уходит на глубину, обеспечивающую проход над радиобуем судов различного водоизмещения.
Цикл режимов «всплытия-погружения» повторяется благодаря работе программного блока 20 радиобуя.
При этом радиокоманды из пункта управления «ОТО» могут иметь два назначения:
- «Оставаться на боевом дежурстве» (продолжать работать в программном режиме) или
- «Осуществить пуск изделия «ОТО»»
Пуск изделия осуществляется по кодированной радиокоманде, которая принимается радиоприемным устройством радиобуя через телескопическую антенну 27 (передается через спутник из пункта управления «ОТО», надводного корабля или АПЛ, оборудованной «ОТО»), декодируется и выдается в виде постоянного тока расчетной величины от аккумулятора радиобуя на электроконтакты 34 запуска двигателя изделия.
Электроконтакты 34 соединены с пирозатворами, снаряженными пиропатронами поджига воспламенителя (не показаны), лучом огня от которого поджигается шашка ТТД изделия «ОТО».
Истекающими из сопла изделия газами выбивается диафрагма герметизации сопла и, распространяясь из соплового отсека по четырем газовым каналам 35, давление газов воздействует на поршневые стопоры 36 штифтов 37 крепления верхней крышки 38 гермоконтейнера: поршневые стопоры 36 выдавливаются вверх и освобождают подпружиненные штифты 37 верхней крышки 38, пружины, воздействуя на буртик штифтов, выталкивают штифты из гнезд наружу, освобождая верхнюю крышку гермоконтейнера, крышка под давлением газов сбрасывается - изделие стартует из пускового гермоконтейнера.
Чтобы при пуске от быстрого нарастания давления не разорвало нижнюю часть пускового гермоконтейнера, в донной части соплового отсека гермоконтейнера имеются клапаны 44 выпуска выхлопных газов.
Верхняя крышка 38 гермоконтейнера имеет разбалансировочный груз - «свинцовую навеску» с целью опрокидывания крышки на ребро при сбросе, для более надежного освобождения пространства стартующему изделию.
В случае отмены дежурства «ОТО» в местах подводного базирования, при окончании установленных сроков дежурства возникает необходимость снятия их с дежурства подготовленными для этой цели АПЛ (ПЛ или надводным кораблем). Поиск объектов «ОТО» осуществляется этими же средствами по буям, в устройстве которых имеются гидрофоны 28 (фиг.3), принимающие сигналы от гидролокатора ПЛ, т.к. радиобуи могут находиться в подвсплытии (т.е. под водой) на расчетной глубине над термоконтейнерами «ОТО».
Если перед моментом обнаружения радиобуй будет находиться на поверхности воды, то его телескопическая приемно-передающая антенна 27 с круговой диаграммой направленности, выдвинутая на ее полную длину, включает радиоприемопередатчик и излучает пеленгационные радиосигналы на расчетную дальность (например, до 500 метров), которые принимает радиоприемное пеленгующее устройство ПЛ и выдает звуковой и световой сигналы об обнаружении радиобуя дежурной смене экипажа.
Обнаружив радиобуй, экипаж приступает к выполнению задания по подъему радиобуя и пускового контейнера с «ОТО» или без «ОТО» (если производился пуск) на борт лодки (корабля) согласно инструкции.
При этом может возникнуть необходимость освободить гермоконтейнер от якоря, т.е. сбросить барабан лебедки 18 с тросом и якорем, что значительно облегчит и ускорит подъем гермоконтейнера 9. Для этой цели на приемно-передающую антенну 27 из пункта управления АПЛ с «ОТО» или надводного корабля выдается дополнительная радиокоманда «отцепка» через программный блок 20 радиобуя на электропривод 17 сброса барабана лебедки 18: барабан лебедки сбрасывается вместе с тросом и якорем.
Команду «отцепка» в виде электросигнала можно выдать на электропривод сброса лебедки якоря и через свободный (дополнительный) герморазъем радиобуя (не показан) с борта АПЛ или корабля.
Создание предлагаемого комплекса устройств и изделия «ОТО» объясняется необходимостью учитывать наличие наступательного оружия массового поражения уже у нескольких зарубежных стран, а также необходимостью иметь дополнительные боевые и аварийно-спасательные средства в подводном флоте ВМС России. Реализацией заявляемого комплекса устройств и изделия «ОТО», созданием АПЛ, оснащенной новыми техническими средствами, позволяющими решать боевые задачи по безусловному поражению стратегических объектов с упреждением, причем повышается точность и надежность доставки поражающих средств к намеченным целям, достигается возможность решать более надежно, с меньшими затратами стратегические задачи.
С реализацией заявленного изобретения АПЛ, оснащенной комплексом «ОТО» и аварийно-спасательной системой, представляется возможность создания двухмодульной АПЛ, обеспечивающей транспортировку, сброс и установку оружия «ОТО» подводного базирования в расчетных пунктах морских акваторий; обеспечивающей так же возможность спасения всего экипажа при аварии в подводном положении и возвращение его в базу подводных лодок, а также возможности спасения экипажей терпящих бедствие судов (в том числе подводных судов); решения других задач подводного флота и научно-исследовательских учреждений.
Причем представляется возможность выполнять боевые задачи значительно с меньшими затратами времени, при повышенной точности и надежности; выполнять другие задачи с большей скоростью и надежностью, что имеет решающее значение при спасении терпящих бедствие судов и подводных лодок.
Возможность создания и применения АПЛ предлагаемой конструкции подтверждается прототипом двухмодульной ПЛ по Патенту №2229419 от 27.05.2004 года, Россия; принципиально известными и применяемыми в ВМФ России морскими транспортными средствами, различных типов двигателями и устройствами, применяемыми в соответствии с заявляемым изобретением, а также существующими боевыми средствами тактического назначения.
Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Класс B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок