вертолет
Классы МПК: | B64C27/04 вертолеты B64C11/18 аэродинамические характеристики |
Патентообладатель(и): | Востропятов Иван Давыдович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-03-24 публикация патента:
10.11.2007 |
Изобретение относится к области несущих винтов летательных аппаратов. Вертолет имеет несущий винт, фюзеляж, двигатели, органы управления. Задняя и передняя кромки лопастей несущего винта образованы пересечением двух парабол. Конец лопасти длиной 1,5 м загнут на угол 60° и имеет механическое кольцевое соединение. Соосно с соответствующим несущим винтом сверху над фюзеляжем либо снизу фюзеляжа установлен усеченный параболоид вращения. Изобретение направлено на решение задачи повышения подъемной силы. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
Формула изобретения
1. Вертолет, имеющий по меньшей мере один несущий винт, фюзеляж, двигатели, органы управления, отличающийся тем, что задняя и передняя кромки лопастей несущего винта образованы пересечением двух парабол: Y1=K1 X1/2; Y2=2R 0+K2X1/2 или трех парабол: Y1=K1 X1/2; Y2=2R 0+K2X1/2; Y 3=K3X1/2, касающихся окружности радиусом R R0, центр которой находится на расстоянии 2/3L, где L - проекция длины лопасти на координату X; изначально задают следующие величины: угол атаки 7°, параметры R, R0, L, 2/3L, коэффициенты рассчитываются по формулам K 1=Y1A/X1A 1/2 и К2=Y2B -2Ro/X2B l/2, где точки А и В - точки касания парабол Y 1 и Y2 окружности радиусом R, профиль нижней и верхней лопасти образованы пересечением двух парабол: Y4=K4X 1/2, Y5=2R'+K 5X1/2, передняя острая кромка закруглена радиусом R' Ro' задняя кромка образуется параболой: Y6=К6Х 1/2, служащей для уменьшения завихрений с напуском M Ro' на конце лопасти и уменьшающейся до нуля на 1/3 длины лопасти от начала координаты X, конец лопасти загнут на угол 60°, конец лопасти длиной 1,5 м имеет механическое кольцевое соединение для уменьшения продольных и поперечных колебаний, лопасть длиной более 1,5 м имеет продольный профиль в виде параболы Y7=K7X 1/2 с возможностью уменьшения продольных колебаний, коэффициенты выбираются из следующих величин:
К3 1; К4 1; К5=/0,5÷0,8/K 4; К5 1; К6 1; К7 1.
2. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что нижняя и верхняя поверхности фюзеляжа спроектированы по формулам двух парабол: Y1=K1X 1/2; Y2=2R0 +K2X1/2, касающихся окружности радиусом R R0, центр которой расположен на расстоянии 2/3L, где L - проекция длины фюзеляжа на координату X; коэффициенты K1 и К2 рассчитаны по формулам
K1=Y 1A/X1A 1/2; K2=Y2B-2R o/X2B 1/2, где точка А - точка пересечения перпендикуляра, восстановленного из точки 2/3L с линией угла атаки 7°; точка В - противоположный конец диаметра, отложенного от точки А, изначально задаются: угол атаки 7°, радиусы R0 и R, величины проекций L и 2/3L.
3. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что соосно с соответствующим несущим винтом установлен усеченный параболоид вращения, выполненный по формуле Y=-X2/R 2, где R - радиус несущей лопасти, при этом параболоид вращения установлен сверху над фюзеляжем, либо снизу фюзеляжа.
Описание изобретения к патенту
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ.
Изобретение относится к авиации - к вертолетам одновинтовой схемы, к вертолетам двухвинтовой соосной схемы и двухвинтовой продольной схемы /4/. Цель изобретения - повышение аэродинамических качеств вертолета. Техническим решением является построение несущей лопасти, фюзеляже с использованием формул двух, трех парабол; создание соосно расположенного над несущим винтом усеченного параболоида вращения.
Известна лопасть воздушного винта /1/, где передняя и задняя кромки образуются по формулам двух парабол: Y1=K 1·X1/2; Y2 =2R0+K2X 1/2; Y3=K3X 1/2; Y4=2R0 +K4X1/2; при этом плоскости пересекаются под острым углом на передней кромке.
Недостатком данной лопасти является малая рабочая площадь, что снижает подъемную силу.
Известен вертолет, содержащий фюзеляж с установленными на нем несущими крыльями, несущий винт и хвостовое оперение, у которого фюзеляж выполнен в виде крыла /2/.
Недостатком данной конструкции является отсутствие подъемной силы нижней части фюзеляжа, так как она линейна.
Известен скоростной воздушный аппарат /3/, который содержит фюзеляж с хвостовым оперением, с двумя соосно расположенными несущими винтами и снабжен средством для создания аэродинамической подъемной силы в виде соосно расположенной и закрепленной над несущими винтами полусферы.
Недостатком данной конструкции является малая эффективность полусферы.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Для повышения эффективности лопасти несущего винта, лопасти рулевого винта, /крыла/ задняя и передняя кромки образуются пересечением трех или двух парабол:
Y1=K 1X1/2; Y2=2R 0+K2X1/2; Y 3=-K3X2 /фиг.1/ или Y1=K1X 1/2; Y2=2R0 +K2X1/2 /фиг.2/, касающиеся окружности радиусом R R0, центр которой находится на расстоянии l 2/3L, где L - проекция длины лопасти на координату X.
Изначально задаются следующие величины:
- 7° - угол атаки;
- параметры R 0, R, L, l 2/3L.
Коэффициенты К1 и К 2 рассчитываются по формулам:
где точки А и В - точки касания парабол Y 1 и Y2 с окружностью радиусом R. Точка А находится пересечением линии угла атаки 7° с перпендикуляром, восстановленным из точки l 2/3L; точка В - конец диаметра, отложенного на перпендикуляре от точки А окружности радиусом R. Профиль нижней и верхней лопасти образуется пересечением двух парабол:
Передняя острая кромка закруглена радиусом задняя кромка образуется параболой: Y6 =K6X1/2 - служащая для уменьшения завихрений с напуском /фиг.3-2/ на конце лопасти и уменьшающаяся до нуля на 1/3 длины лопасти от начала координат. Конец лопасти загнут на угол 60° для направления центробежного потока для увеличения подъемной силы. Конец лопасти длиной до 1,5 м имеет механическое кольцевое соединение для уменьшения продольных и поперечных колебаний. Для возможности управления поворотом лопасти рулевого винта лопасть соединяется с кольцом пружинной пластиной. Лопасть длиной более 1,5 м имеет продольный профиль в виде параболы:
Y 7=K7X1/2 - для уменьшения продольных колебаний /фиг.4/.
Коэффициенты выбираются из следующих величин:
К3 1; К4 1; К5=(0,5÷0,8)К 4; К5 1; К6 1; К7 1.
Лопасть изготавливается из композиционных материалов /патент №1363699 от 6.02.1997 г./ /фиг.1, фиг.2, фиг.3/ или /4/.
Фюзеляж вертолета одновинтовой схемы, вертолетов двухвинтовой соосной схемы, двухвинтовой продольной схемы /4/ мало участвует в подъемной силе, хотя имеет большую несущую площадь.
Для повышения подъемной силы нижняя и верхняя поверхности фюзеляжа проектируются по формулам двух парабол:
Y 1=K1X1/2; Y 2=2R0+K2X 1/2; /фиг.6÷фиг.11-1/, касающиеся окружности радиусом R Ro, центр которой расположен на расстоянии l 2/3·L, где L - проекция длины фюзеляжа на координату X. Коэффициенты К1 и К2 рассчитываются по формулам:
где точка А - точка пересечения перпендикуляра, восстановленного из точки l 2/3·L с линией угла атаки 7°. Точка В - противоположная точка диаметра, отложенного от точки А на восстановленном перпендикуляре. Изначально задаются следующие величины:
- угол атаки 7°;
- радиусы R0 и R;
- величины проекции L и l 2/3·L.
Определив коэффициенты К 1 и К2 проводят параболы Y 1 и Y2; это и будет фюзеляж вертолета, его профиль /фиг.6÷фиг.11-1/.
Применяя усеченный параболоид вращения: Y=X2/R2 /5/, /фиг.5/, соосно расположенный над несущим винтом вертолета, обеспечиваем повышение аэродинамического эффекта. Используя каноническую формулу параболы: Y2=2PX; /5/, проведем предварительный расчет усеченного параболоида вращения. К примеру, радиус несущей лопасти вертолета МИ-8 равен 11,5 м. Уменьшим его в три раза получим - X=R=3,5 м. Зададим величину Y=3 м. Рассчитаем величину фокусного расстояния: P=Y2/2X=9/7 1,3 м. Величина X0 на уровне фокусного расстояния Р равна - X0=Y 2/2P=9/2·1,3 2,7 м. Высота усеченного параболоида вращения равна h=Y-P=1,7 м.
Уменьшение радиуса несущего винта в три раза влечет за собой повышение числа оборотов в мин в три раза и увеличение результирующей площади несущего винта в три раза. Все это может адекватно обеспечить подъемную силу вертолета МИ-8.
Повернем на 180° усеченный параболоид вращения /фиг.5/ и, соосно расположив над несущим винтом, сверху над фюзеляжем получим вертолет одновинтовой схемы /фиг.6/, вертолет двухвинтовой соосной схемы /фиг.7/, двухвинтовой продольной схемы /фиг.8/. Проект вертолета, вписанного снизу под фюзеляж усеченного параболоида вращения, соосно расположенного над несущим винтом - это вертолет одновинтавой схемы /фиг.9/, вертолеты двухвинтовой соосной схемы /фиг.10/ и двухвинтовой продольной схемы /фиг.11/. Проектирование вертолетов и проектов вертолетов по формулам двух парабол с применением усеченного параболида вращения по сравнению с /4/ дает следующие технические результаты:
- повышение подъемной силы несущего винта более 20% при уменьшении его длины в два раза, соответственно с увеличением и числа оборотов в два раза;
- фюзеляж параболоидной формы повышает подъемную силу до 10;
- установка усеченного параболоида вращения сверху над фюзеляжем вертолета и снизу фюзеляжа проекта вертолета повышает подъемную силу на 10%;
- уменьшение продольных и поперечных колебаний несущей лопасти более 20%.
На фиг.1 изображена лопасть несущего винта, где 1 - загиб конца лопасти на угол 60°; 2 - узлы крепления; 2а - напуск; 3 - лонжероны; 4 - хвостовой отсек. На фиг.2 изображена аналогичная лопасть несущего винта. На фиг.3 изображен профиль лопасти несущего винта, где 2а - напуск, 3 - лонжероны, 4 - хвостовой отсек. На фиг.4 изображен продольный профиль несущей лопасти. На фиг.5 изображен параболоид вращения. На фиг.6 изображен профиль вертолета одновинтовой схемы, где 1 - физеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 3 - органы управления, 4 - несущие лопасти, 6 - крыло, 5 - узлы крепления параболоида к фюзеляжу. На фиг.6а изображена часть профиля вертолета фиг.6. На фиг.9 изображен профиль проекта вертолета одновинтовой схемы с обозначением элементов аналогично фиг.6 за исключением позиции 5 узла крепления параболоида к фюзеляжу /то же на фиг.10, фиг.11/.
На фиг.7 изображен профиль вертолета двухвинтовой схемы где 1 - фюзеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 3 - органы управления вертолетом, 4 - несущие лопасти, 6 - крыло, 5 - узлы крепления усеченного параболоида вращения.
На фиг.10 изображен профиль проекта вертолета двухвинтовой схемы с обозначением элементов аналогично фиг.7, исключая поз.5. На фиг.8 изображен профиль вертолета двухвинтовой продольной схемы, где 1 - фюзеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 4 - несущие лопасти, 5 - узлы крепления параболоида вращения к фюзеляжу. На фиг.11 изображен профиль проекта вертолета двухвинтовой продольной схемы с обозначением элементов аналогично фиг.8, исключая поз.5.
РАБОТА ВЕРТОЛЕТА.
Параболообразная несущая лопасть при вращении создает повышенное давление на нижней плоскости и разрежение на верхней плоскости, сила которых пропорциональна угловой скорости. Воздушный поток устремляется вниз, создавая подъемную силу и некоторое разрежение под усеченным параболоидом вращения. Воздушный поток устремляется под купол, создавая дополнительную подъемную силу. Вертолет взлетает и движется по маршруту. Воздушный поток создает на нижней кромке фюзеляжа повышенное давление, на верхней кромке - пониженное давление, создавая дополнительную подъемную силу. Вертолет прибывает к месту назначения и садится.
Исследования, проведенные на макете вертолета одновинтовой схемы, показали что подъемная сила несущего винта увеличивается более 20% по сравнению с /4/ при уменьшении его длины в два раза. Подъемная сила с применением усеченного параболоида вращения повышает подъемную силу примерно на 10%. Фюзеляж параболоидной формы повышает подъемную силу примерно до 10%.
Уменьшаются продольные и поперечные колебания несущей лопасти более 20%.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент №2228882 от 20 мая 2004 г.
2. Патент №20896455 1997 г.
3. Патент №2101214 от 22 апр. 1997 г.
4. "Вертолет труженик и воин" Изд. ДОСААФ СССР, 1984 г., г.Москва.
5. Справочник по математике. Гос. изд. тех. литературы, 1957 г., г.Москва.
Класс B64C11/18 аэродинамические характеристики
лопасть винта, винт, летательный аппарат и способ - патент 2524757 (10.08.2014) | |
движитель (винт) - патент 2469906 (20.12.2012) | |
профиль крыла летательного аппарата (варианты) - патент 2461492 (20.09.2012) | |
способ и устройство для перемещения в газообразной или жидкой среде - патент 2412082 (20.02.2011) | |
пропеллер (варианты) - патент 2351504 (10.04.2009) | |
вертолет - патент 2333867 (20.09.2008) | |
воздушный винт - патент 2318698 (10.03.2008) | |
способ создания силы в газообразной среде - патент 2306240 (20.09.2007) | |
лопасть воздушного винта, парабола в аэродинамике - патент 2278058 (20.06.2006) | |
воздушный винт - патент 2256585 (20.07.2005) |