присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива

Классы МПК:C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Новацкий Герман Николаевич (RU),
Водолажский Сергей Васильевич (RU),
Соколов Борис Геннадиевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-07-12
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам присадок, повышающих цетановое число дизельного топлива. Присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива состоит из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафиновых углеводородов нормального строения от С 9 до С20 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4. Дизельное топливо содержит эту присадку в количестве 0,05-0,75 мас.%. Присадка обладает синергетическим эффектом. Прирост цетанового числа дизельного топлива от ее использования превышает суммарный эффект от использования каждого составляющего компонента. Присадка за счет ее большей растворимости облегчает процесс смешения с топливом и дешевле всех известных. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива, состоящая из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафиновых углеводородов нормального строения от С 9 до С20 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4.

2. Топливная композиция на основе дизельного топлива, содержащая присадку из предварительно смешанных циклогексилнитрата и фракции парафинов нормального строения от С9 до С20 при массовом соотношении указанных компонентов от 4:1 до 1:4, в количестве присадки 0,05-0,75 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу присадок для повышения цетанового числа (показателя воспламеняемости) дизельного топлива.

Известно использование в качестве цетаноповышающих присадок (промоторов воспламенения) органических соединений следующих классов: альдегиды, простые и сложные эфиры, нитросоединения, пероксидные соединения, моно- и полинитраты алифатических и алициклических спиртов [Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. М.: Химия, 1979, 222 с.]. Однако, в силу ряда причин, практическое применение из них нашли лишь нитраты алифатических и алициклических спиртов и некоторые органические пероксиды [Данилов A.M. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, 227 с.].

Известно также применение в качестве промотора воспламенения циклогексилнитрата (ЦГН), который по эффективности и ряду эксплуатационных свойств превосходит присадки из класса алифатических нитратов, в частности 2-этилгексилнитрат (2-ЭГН) [Данилов A.M. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, 227 с.]. Недостатками известных присадок являются их относительно высокая стоимость и ограниченная совместимость с топливом.

Добавление парафиновых углеводородов повышает ЦЧ дизельного топлива, однако требующиеся для этого концентрации парафинов (5-15 мас.%) позволяют рассматривать их скорее не в качестве присадки, а в качестве компонента ДТ, при этом ниже допустимого ухудшаются низкотемпературные свойства ДТ (температуры помутнения и застывания).

Известна присадка для повышения ЦЧ ДТ, состоящая из 1 мас.% изопропилнитрата (ИПН) и 2% парафинов C18-C23 , последовательно добавленных к ДТ марки Л-0.2-40, которые повышают ЦЧ исходного топлива с 48 до 61 пункта, в то время как добавленные по отдельности 3% парафинов и 2 мас.% ИПН повышают ЦТ соответственно на 3 и 11 пунктов [Бегак О.Ю., Сыроежко A.M. Повышение цетанового числа дизельных топлив // ЖПХ. 2003, т.76, вып.8, с.1389-1391 (прототип)].

Недостатками этой присадки являются высокие концентрации взятых присадок, высокая температура плавления фракции парафинов С1823 , способная ухудшить низкотемпературные свойства ДТ, относительно невысокая эффективность (количество присадки на 1 пункт повышения ЦЧ) и высокая стоимость присадки. Кроме того, последовательное введение присадок осложняет технологию производства ДТ.

Целью изобретения является разработка композиционной присадки, эффективно повышающей ЦЧ и снижение ее себестоимости.

Задача решается путем введения в состав ДТ композиционной цетаноповышающей присадки, содержащей ЦГН и парафиновые углеводороды нормального строения из группы С9 20 (НУВ), производимые промышленно при массовом соотношении компонентов от 1:4 до 4:1.

Введение нормальных углеводородов С920 в состав присадки на основе нитратов спиртов позволяет при заданном значении прироста ЦЧ расширить сырьевую базу и снизить себестоимость композиционной цетаноповышающей присадки. Предлагаемая композиция может вводиться в ДТ любых марок в концентрациях 0.05-0.75 мас.%, без ухудшения основных эксплуатационных свойств топлив.

Присадку согласно данному изобретению готовят путем предварительного смешения нитратов спиртов с НУВ С920 . Присадку вводят в летнее дизельное топливо марки Л 02-40 по ГОСТ 305-82 производства ООО «Киришинефтеоргсинтез» с содержанием серы 0.2 мас.%, и определяли цетановое число по ГОСТ 3122 - 67 (с изм. 1-4). Для испытаний брали ЦГН с содержанием основного вещества 98.5 мас.% и НУВ фракций С9 13, C14-C17 и С1720 по ТУ 0255-041-04689375-95.

Результаты испытаний предлагаемой присадки иллюстрируются примерами, сведенными в таблицу:

№ примера Концентрация присадки, мас.%Массовое соотношение компонентовНаименование компонентовЦЧ Прирост ЦЧ
1 2
Базовое топливо --- -48-
прототип3.0 1:2ИПНС 182361 +13
прототип 0.1- ИПН-54 +2
прототип 0.31:2ИПН С1417 50+2
1 0.1- ЦГН-51 +3
20.2 -- C14-C17 480
3 5.0- -С14 1750+2
40.3 1:2ЦГНC 14-C1755 +7
5 0.21:1ЦГН Cl417 53+5
6 0.751:4 ЦГНC14-C 1756+9
70.75 4:1ЦГНC 14-C1762 +14
7 0.31:2ЦГН C9-C13 55+7
8 0.31:2 ЦГНCl7-C 2054+6
90.05 4:1ЦГНC 14-C1751 +3

Прирост цетанового числа (ЦЧ) после добавления 0.1% известных присадок ИПН и ЦГН составил 2 и 3 пункта соответственно (пример 1).

Добавка 0.2% парафинов С1417 не повлияла на ЦЧ базового топлива, их влияние становится заметным лишь при концентрации выше 5 мас.% (примеры 2-3).

Введение в топливо предлагаемой присадки (примеры 4-9) дает такой прирост ЦЧ дизельного топлива, который не вытекает из суммарного действия тех же компонентов, введенных по отдельности (примеры 1-3), что свидетельствует о наличии синергетического эффекта у предлагаемой композиции.

Применение в составе предлагаемой присадки относительно недорогих промышленно производимых нормальных углеводородов С920 помимо того, что дает неочевидный прирост цетанового числа дизельного топлива, позволяет облегчить процесс смешения ее с топливом за счет ее большей растворимости и достичь улучшения воспламеняемости топлива при неизменном содержании наиболее дорогого нитратного компонента, снизить затраты у потребителя в расчете на 1 пункт прироста цетанового числа. Например, если принять за единицу затраты на 1 пункт прироста цетанового числа при использовании только нитратной присадки, то у композиционной присадки, содержащей также НУВ, эта величина составит 0.7 для соотношения компонентов 1:1 и 0.5 для соотношения 1:3.

Класс C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты

Наверх