способ получения кулирного многоцветного жаккардового трикотажа
Классы МПК: | D04B21/06 узорчатые изделия D04B1/00 Способы кулирного вязания для изготовления трикотажных изделий, не обусловленные конструктивными особенностями используемых машин; изделия, изготовленные данными способами |
Автор(ы): | Дзюба Виктор Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-01-24 публикация патента:
10.11.2007 |
Изобретение относится к области текстильных изделий, а именно к технологии получения рисунчатого трикотажа. Техническим результатом является новый порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета, что позволило бы получить жаккардовый трикотаж, имеющий высокую прочность петельной структуры. Это достигается тем, что способ изготовления кулирного многоцветного жаккарда включает в себя предварительное, последовательное определение прочности каждой петли и максимальной прочности петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка, заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета в порядке, соответствующем полученной максимальной прочности. Максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка рассчитывали исходя из вероятности неразрушения петель в раппорте по формуле:
Формула изобретения
1. Способ изготовления кулирного многоцветного жаккардового трикотажа, характеризующийся заправкой петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета и образованием петель каждой нитью согласно раппорту рисунка, в котором предварительно последовательно, определяют, прочность каждой петли, образующей раппорт рисунка, и максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка, а заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета осуществляют в порядке, соответствующем полученной максимальной прочности.
2. Способ по п.1, в котором максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка рассчитывают, исходя из вероятности неразрушения петель в раппорте по формуле:
где Q0 - показатель максимальной прочности петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка, равный вероятности неразрушения петель в раппорте;
- перестановки из N цветов в К комплектах, представляющие собой порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета;
N - цветность жаккарда (количество систем в комплекте);
рi - показатель прочности петли индекса i, равный вероятности ее разрушения;
ni - количество петель индекса i в раппорте.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии трикотажного производства, а именно к процессам получения рисунчатого трикотажа - кулирного многоцветного жаккарда.
Известен способ получения регулярного многоцветного жаккарда, включающий заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета и образование петель каждой нитью согласно раппорту рисунка [Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения.- М.: Легкая и пищевая пр-сть, 1984, с.171-175]. Известный способ имеет произвольный порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета, зачастую обеспечивает недостаточную прочность петельной структуры.
Известен способ получения кулирного многоцветного трикотажа жаккардового переплетения, характеризующийся вязанием жаккардового ряда в нескольких петлеобразующих системах с образованием нитями разного цвета петель в соответствии с программой отбора игл и согласно раппорту рисунка [патент RU 2178026 C1, D04B 21/06, D04B 1/10, 10.01.2002]. Известный способ имеет произвольный порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета, что также приводит к недостаточной прочности петельной структуры. Жаккардовые петли повышенного индекса образуются за счет растяжения образованных первоначально петель базового переплетения, что приводит к напряженному их состоянию и повышенной обрывности. Прочность петельной структуры определяется количеством петель повышенного индекса в раппорте и величиной их индекса. Трикотаж, полученный известным способом, имеет большое количество петель повышенного индекса, создающее недостаточную прочность петельной структуры.
Техническим результатом изобретения является разработка такого способа получения кулирного многоцветного жаккарда, который путем выполнения новых операций и нового порядка заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета позволил бы получить трикотаж, имеющий высокую прочность петельной структуры.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе получения кулирного многоцветного жаккарда, включающем заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета и образование петель каждой нитью согласно раппорту рисунка, предварительно определяют, последовательно, прочность каждой петли, образующей раппорт рисунка, и максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка, а заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета осуществляют в порядке, соответствующем полученной максимальной прочности.
Целесообразно, чтобы максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка рассчитывали исходя из вероятности неразрушения петель в раппорте по формуле:
где Q0 - показатель максимальной прочности петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка, равный вероятности неразрушения петель в раппорте;
- перестановки из N цветов в К комплектах, представляющие собой порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета;
N - цветность жаккарда (количество систем в комплекте);
рi - показатель прочности петли индекса i, равный вероятности ее разрушения;
ni - количество петель индекса i в раппорте.
Предварительное последовательное определение прочности каждой петли, образующей раппорт рисунка, и максимальной прочности петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка и заправка петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета в порядке, соответствующем полученной максимальной прочности, приводят к уменьшению среднего индекса петель в раппорте, что позволяет получить трикотаж с высокой прочностью петельной структуры.
На чертеже (фиг.1 а-г) показаны: а - рисунок-оригинал; б - произвольный порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины нитями четырех цветов (2134, 2134, 2134, 2134), Q 0=0.0012; в - порядок заправки петлеобразующих систем трикотажной машины (4213, 4213, 4213, 3214), соответствующий максимальной прочности трикотажа, Q0=0.0286; г - результат определения известным способом вероятности разрушения петли в зависимости от величины ее индекса.
Способ осуществляется следующим образом.
1. Для заданного раппорта рисунка определяют прочность каждой петли индекса i (т.е. петли с индексом 0, 1, 2 и т.д.), образующей раппорт рисунка, - вероятность ее разрушения, рi, в течение определенного времени (в данном случае рi определяют путем опытной носки в течение 14 дней, фиг.1г). Опытная носка и анализ ее результатов регламентируются соответствующими ГОСТами и отраслевыми стандартами, например:
ГОСТ 11215-65. Чулочно-носочные изделия. Измерения для проектирования изделий. - Введ. 01.01.1966. - М.: Издательство стандартов, 1964. - 40 с.;
ГОСТ 8847-85. Полотна трикотажные. Методы определения разрывных характеристик и растяжимости при нагрузках, меньше разрывных. Взамен ГОСТ 8847-75. - Введ. 01.01.87 - 01.01.92. - М.: Издательство стандартов, 1985. - 36 с.
Для всех петель одного типа прочность принимается одинаковой (конечно, с учетом сырья нити, диаметра нити) и определяется до заправки. Петля является элементом проектируемой конструкции - раппорта трикотажной структуры. Изучать свойства элементов можно как расчетным, так и экспериментальным (что, вообще говоря, точнее) путем. А затем использовать полученную информацию для проектирования конструкции. Упрощенно говоря, до проектирования раппорта структуры мы определяем, насколько нить в растянутом состоянии (петля с высоким индексом) менее прочная по сравнению с обычной, не растянутой петлей. Очевидно, что, чем меньше в конструкции будет «слабых» элементов (петель повышенного индекса в раппорте), тем прочнее будет сама конструкция. Далее, количество петель повышенного индекса (в одном и том же раппорте) зависит от порядка заправки систем нитями разного цвета. Поэтому совершенно естественно выбрать такую заправку систем (оптимальную), которая и обеспечит максимальную прочность раппорта, а следовательно, и всего изделия в целом. То есть для заданного раппорта, который мы желаем вязать, существует множество вариантов заправки систем, каждому из которых соответствует своя прочность.
2. Оптимальная заправка систем (или что то же самое - максимальная прочнось петельной структуры раппорта) может также определяться расчетным и экспериментальным (что гораздо дороже: трудозатраты, время, расход сырья) путем. В данном случае расчет выполняется по формуле (1). Рассчитывают максимальную прочность петельной структуры раппорта рисунка для данных трикотажной машины и раппорта рисунка-оригинала (в данном случае N=4, n0=3, n 1=7, n2=28, n3 =151, n4=28, n5=10, n6=1, вероятность неразрушения петель в раппорте за то же самое время, Q0=0.0286; перестановка показана на фиг.1в). Результат расчетов по формуле (1) можно проверить непосредственной подстановкой приведенных данных в формулу. Поиск же максимального значения Q 0=0.0286 осуществлялся на ЭВМ перебором всех возможных вариантов заправки систем [Решение частной задачи поиска экстремума функции на перестановках: Математическое моделирование и информационные технологии в технических, естественных и гуманитарных науках // Сборник трудов третьей региональной научной конференции 17-19 апреля 2003 г., Георгиевск. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. - 270 с., с.75-83].
3. Заправку петлеобразующих систем трикотажной машины нитями разного цвета осуществляют в соответствии с технологическим регламентом предприятия и в зависимости от типа машины в порядке (фиг.1в), соответствующем полученной максимальной прочности Q 0=0.0286.
В результате возможность осуществления изобретения в целом, по мнению заявителя, определяется возможностью осуществления трех действий:
- определения прочности петли каждого типа (индекса);
- расчета по формуле (1) максимального значения прочности Q0;
- заправки петлеобразующих систем трикотажной машины в оптимальном порядке (соответствующем максимальной прочности).
Для иллюстрации рассмотрим выработку кулирного четырехцветного жаккарда в 16-ти вязальных системах (четырех комплектах) с раппортом (12 рядов на 19 столбиков) рисунка, показанным на фиг.1а.
Имеем 12×19=228 жаккардовых петель различного индекса. Возможные значения индекса: от 0 до 6. То есть 7 типов жаккардовых петель, образующих раппорт. Экспериментально устанавливаем прочность каждой петли (фиг.1г).
Берем произвольную заправку систем 2134, 2134, 2134, 2134 (такая заправка является характерной, поскольку в ней одинаково чередуются цвета нитей, а каких-либо предпочтений пока нет, фиг.1б). Рассчитанная по приведенной в заявке формуле (1) прочность (вероятность неразрушения) раппорта при такой заправке составляет Q 0=0.0012. Перебирая всевозможные заправки (их количество равно (N!)K, N - количество цветов (4), К - количество комплектов (4); всего 3.3×10 5 вариантов) и вычисляя для каждой прочность раппорта, находим такую, которая обеспечивает максимальную прочность (Q 0=0.0286, фиг.1в).
Эту заправку и следует использовать при вязании раппорта (фиг.1а.). То есть в первую вязальную систему следует заправить нить цвета 4, во вторую - цвета 2, в третью - цвета 1, в четвертую - цвета 3, в пятую - цвета 4. И так далее в соответствии с порядком фиг.1в для 16-ти систем.
Таким образом, предлагаемый способ обеспечит получение кулирного многоцветного жаккарда, имеющего высокую прочность петельной структуры.
Класс D04B21/06 узорчатые изделия
Класс D04B1/00 Способы кулирного вязания для изготовления трикотажных изделий, не обусловленные конструктивными особенностями используемых машин; изделия, изготовленные данными способами