способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой работы компрессора

Классы МПК:F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем. В способе, включающем измерение давления воздуха за компрессором, определение скорости изменения этого давления, сравнение с ее пороговым значением и при его превышении формирование сигнала на выключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре, согласно изобретению дополнительно измеряют давление воздуха на входе в двигатель Рвх*, частоту вращения ротора высокого давления n вд, по измеренному значению n вд определяют ее первую производную способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 и при последующем снижении скорости изменения давления воздуха за компрессором ниже ее порогового значения формируют сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания, причем дозирование топлива производится по закону управления способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Технический результат данного изобретения заключается в повышении безопасности полета за счет восстановления исходного режима работы двигателя на всех этапах полета, в том числе и в процессе взлета. 1 ил. способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

Формула изобретения

Способ защиты двигателя от возникновения неустойчивой работы компрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором, определение скорости изменения этого давления, сравнение с ее пороговым значением, и при его превышении формирование сигнала на выключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре, отличающийся тем, что дополнительно измеряют давление воздуха на входе в двигатель Рвх *, частоту вращения ротора высокого давления nвд, по измеренному значению n вд определяют ее первую производную способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 и при последующем снижении скорости изменения давления воздуха за компрессором ниже ее порогового значения формируют сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания, причем дозирование топлива производится по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД) путем прекращения помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части двигателя.

Известны способы диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, в которых контролируемыми параметрами служат полное давление воздуха за компрессором высокого давления Рк , частота вращения роторов высокого и низкого давлений n вд, n нд, яркостная температура излучения нагретых поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя Т* (патент РФ №2187711, патент РФ №2098668, «Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов», М.: Машиностроение, 1989 г., стр.102).

В известных способах используется принцип измерения контролируемых параметров и/или их производных, последующего сравнения их фактических величин с соответствующими величинами предельно допустимых (пороговых) значений. При превышении фактических величин над соответствующими допустимыми подается сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости. При этом известные способы не предусматривают действий по восстановлению исходного режима ГТД, существовавшего до формирования сигнала критической ситуации «помпаж» и/или действий, выполняемых по этому сигналу при последующем после формирования сигнала критической ситуации «помпаж» и/или действий, выполняемых по этому сигналу, снижении контролируемых параметров и/или их производных ниже соответствующих допустимых пороговых величин, что в реальных условиях эксплуатации двигателей на самолете может привести к нежелательным последствиям: усложнение условий пилотирования, аварийная ситуация.

Известны устройства, которые предусматривают также измерение ряда двигательных параметров: частоты вращения вала компрессора, давления в компрессоре, температуры в компрессоре, и при обнаружении режима срыва потока в компрессоре (помпажа) на основе измеренных параметров обеспечивают управление механизацией компрессора, т.е. открытие перепуска воздуха (Патент US №5379583 A, F02C 9/20, патент US №5375412 A, F02C 9/16).

Известные устройства не предусматривают управление расходом топлива при обнаружении режима срыва потока воздуха в компрессоре и поэтому в ряде случаев не обеспечивают устранение срыва (помпажа) с требуемым быстродействием или не обеспечивают устранение срыва (помпажа).

Наиболее близким к заявляемому является способ защиты турбокомпрессора от помпажа, в котором при превышении контролируемыми параметрами пороговых величин формируется сигнал на перепуск воздуха компрессора и выключение подачи топлива в ГТД (патент РФ №2041399 - прототип).

Известный способ не предусматривает действий по восстановлению исходного режима ГТД при последующем снижении контролируемых параметров ниже пороговых величин. То есть в реальных условиях эксплуатации при формировании сигнала критической ситуации «помпаж» может произойти выключение подачи топлива в двигатель. Это вызовет резкое падение тяги двигателя и как следствие усложнение условий пилотирования, аварийную ситуацию и т.п.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении безопасности полета за счет восстановления исходного режима работы ГТД, а следовательно, и тяги двигателя на всех этапах полета, в том числе и в процессе взлета.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой работы компрессора, включающем измерение давления воздуха за компрессором, определение скорости изменения этого давления, сравнение с ее пороговым значением и при его превышении формирование сигнала на выключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре, согласно изобретению дополнительно измеряют давление воздуха на входе в двигатель Рвх *, частоту вращения ротора высокого давления n вд, по измеренному значению nвд определяют ее первую производную способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 и при последующем снижении скорости изменения давления воздуха за компрессором ниже ее порогового значения формируют сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания, причем на таких режимах работы ГТД, где перепуск воздуха открыт полностью, дозирование топлива производится по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

Включение подачи топлива с дозированием расхода топлива по закону управления приемистостью позволяет быстро восстановить тягу, которую обеспечивал двигатель до начала формирования сигнала «помпаж».

Существует большое количество разнообразных законов управления приемистостью: Gт к *=const, Gтк *=f(n вх пр), способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 и др. («Динамика авиационных ГТД», М.: Машиностроение, 1989 г., стр.141-144).

В заявляемом способе используется закон способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 чтобы исключить влияние на подачу топлива возможных колебаний величины давления Рк, а также оптимизировать величину избытков топлива на приемистости при увеличении высоты полета, уменьшении Рвх * для минимизации тепловых нагрузок на турбину. Величина n вд выбирается из условия заданного использования запасов газодинамической устойчивости компрессора способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Ку и минимального времени приемистости.

На чертеже представлена структурная схема для реализации заявляемого способа.

Блок 1 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине давления за компрессором Рк. В блоке 1 осуществляется вычисление первой производной Рк по времени способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 .

Блок 2 - блок сравнения, который осуществляет сравнение текущего значения способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 с параметром способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 порог, представляющим собой предельно допустимое значение параметра способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 при помпаже двигателя.

Блок 3 представляет собой блок формирования сигнала на включение подачи топлива в КС и на выдачу блоком 5 управляющего сигнала для дозирования топлива по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 При поступлении на вход блока 3 в первую очередь сигнала на выключение подачи топлива в камеру сгорания (I 2=1) при последующем снятии этого сигнала (I 2=0) на выходе 3 формируется сигнал I3 =1 на включение подачи топлива в камеру сгорания и на выдачу блоком 5 управляющего сигнала для дозирования топлива по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

Блок 4 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине частоты вращения ротора высокого давления n вд. В блоке 4 осуществляется вычисление первой производной n вд по времени способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 (ускорение), поступающей на вход блока 5.

Блок 5 - блок управления, вырабатывающий управляющий сигнал на дозирование топлива по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 при наличии входного сигнала I3=1. Для реализации программы способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 в блоке 5 используется входной сигнал n вд, поступающий с выхода блока 4, и входной сигнал величины давления Рвх *.

Способ осуществляется следующим образом. На вход блока 1 поступает сигнал, характеризующий величину давления за компрессором Рк. Выходной сигнал I1 с блока 1, характеризующий величину способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 , поступает на вход блока 2, где осуществляется сравнение текущего значения способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 с пороговой величиной способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 порог. При способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 >способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 порог с первого выхода блока 2 выдается сигнал I 2=1 на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение перепуска воздуха в компрессоре. Сигнал I 2=1 поступает также на вход блока 3. При способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 <способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 Рк/способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 порог с выхода блока 2 выдается сигнал I 2=0, поступающий на вход блока 3. На выходе блока 3 формируется сигнал I3, значение которого определяется очередностью следования значений сигнала I2 . На вход блока 5 поступают сигнал способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 с выхода блока 4 и сигнал о величине давления Р вх *. Сигналы о величине способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 и Рвх * используются при выработке управляющего сигнала на дозирование топлива для реализации закона управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100 При поступлении на вход блока 3 в первую очередь сигнала I2=1, а затем сигнала I 2=0 на выходе блока 3 формируется сигнал I 3=1 на включение подачи топлива в камеру сгорания и на выдачу блоком 5 управляющего сигнала для дозирования топлива по закону управления приемистостью способ защиты газотурбинного двигателя от возникновения неустойчивой   работы компрессора, патент № 2310100

Класс F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 

способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
способ и устройство для регулирования компрессора для хладагента и их использование в способе охлаждения потока углеводородов -  патент 2490565 (20.08.2013)
Наверх