способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения

Классы МПК:G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
G01N33/44 смол; пластиков; резин; кожи 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-08-25
публикация патента:

Изобретение относится к методам исследования свойств многослойных полимерных материалов, используемых для изготовления эластичных резервуаров, поддонов, рукавов, фильтроэлементов, трубопроводов, бочек, канистр, барабанов, внутренних покрытий и т.д. Способ заключается в том, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы из исследуемого многослойного полимерного материала для определения исходных физико-механических показателей предварительно исследуют барьерные свойства многослойного полимерного материала, определяя максимальную Пmax проницаемость нефтепродукта и отрезок ТПmax времени ее достижения при температуре предполагаемой зоны использования технического средства. При Пmax>35 г/м 2сут бракуют материал, а при Пmax <35 г/м2сут готовят образцы заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели, при величине рассогласования с нормативными значениями более чем на 20, материал бракуют, а менее 20% осуществляют односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом, массу которого определяют по коэффициенту вместимости Кв конкретного технического средства, полученному экспериментально, и площади контакта многослойного полимерного материала (площадь посадочного места). После одностороннего контакта многослойного полимерного материала с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение времени ТПmax готовят образцы заданной геометрической формы. Достигается повышение достоверности результатов исследования за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации. 7 табл., 1 ил. способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841

способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841

Формула изобретения

Способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, включающий подготовку исходных образцов многослойного полимерного материала заданной геометрической формы, измерение в качестве физико-механических показателей исходных разрывных нагрузок материала F и шва Fш, удлинения l при разрыве, прочности связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р между слоями при расслоении, сопротивления раздиру Fp и температуры хрупкости Т хр, сравнение их с заданными значениями и отбраковку материала при отклонении хотя бы одного из этих показателей, а при отсутствии рассогласования - осуществление взаимодействия образцов с нефтепродуктом при температуре (70±2)°С в течение заданного времени, определение тех же показателей после воздействия нефтепродукта и оценку по величине отклонения физико-механических показателей от исходных возможности использования испытуемого многослойного полимерного материала в техническом средстве нефтепродуктообеспечения, отличающийся тем, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы определяют максимальную проницаемость П max, г/м2сут конкретного нефтепродукта через исследуемый многослойный полимерный материал при температуре предполагаемой зоны использования технического средства, фиксируют отрезок времени способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 достижения максимальной проницаемости и при П maxспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 35 г/м2сут определяют физико-механические показатели образцов заданной геометрической формы, при отсутствии рассогласования значений которых от нормативных задают коэффициент вместимости конкретного технического средства для конкретного нефтепродукта, массу которого определяют путем умножения коэффициента вместимости конкретного технического средства на площадь посадочного места герметичного контейнера, в котором осуществляют с полученной массой нефтепродукта односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение отрезка времени способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 достижения максимальной проницаемости, по истечении которого из этого многослойного полимерного материала изготавливают идентичные исходным образцы заданной геометрической формы, разделяют их на партии, определяют физико-механические показатели одной партии образцов и при отклонении полученных значений от исходных менее чем на 20% следующую партию образцов дополнительно выдерживают при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч, охлаждают до комнатной температуры, определяют те же физико-механические показатели и при отклонении каждого из определяемых показателей менее чем на 20% от исходных делают заключение о возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления конкретных технических средств нефтепродуктообеспечения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к методам исследования свойств многослойных полимерных материалов, применяемых для изготовления эластичных резервуаров, поддонов, рукавов, фильтроэлементов, трубопроводов, бочек, канистр, барабанов, внутренних покрытий и т.д., и может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.

Технические средства нефтепродуктообеспечения предназначены для хранения и транспортирования товарных нефтепродуктов, представляющих собой сложную смесь углеводородов различной групповой принадлежности, молекулярной массы и строения, а также неуглеводородных (сернистых, азотистых, кислородных) соединений и различных (вязкостных, противоизносных, моющих и других) присадок.

В последние годы все более актуальной становится проблема снижения габаритно-массовых характеристик с одновременным повышением надежности эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения за счет использования в их конструкции полимерных материалов.

Применение полимеров обусловлено рядом преимуществ перед металлическими материалами: низкая плотность, высокая прочность, стойкость к агрессивным средам, долговечность, способность принимать требуемую форму, возможность использования современных технологий производства, хранения и утилизации [В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская. Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург, издательство «Профессия», 2003, с.6].

В настоящее время проявляется повышенный интерес к многослойным полимерным материалам, обладающим барьерными свойствами к нефтепродуктам, кроме этого комбинация слоев позволяет добиться лучших механических свойств, при этом суммарная толщина многослойного материала может быть на 15-20% меньше, чем однослойного [А.Павленко. Оборудование для производства полимерных пленок и перспективы использования полученной на нем продукции. Тематическое приложение к журналу «Индустрия упаковки», №2-3, 2005, с.36]. Улучшение барьерных свойств достигается за счет наличия в полимерном материале нанокомпозита, который содержит полимер (сополимер этилена и винилового спирта EVON, найлон 6, MXD6, полиакрилнитрил ПАН, полиэтилентерефталат ПЭТФ, поликетон, термопластик и этилен/малеиновый ангидрид ЭМА) и частицы модифицированной глины, имеющие наноразмеры (патент РФ № 2270146, МПК B65D 35/08). Известно также, что эксплуатационные свойства полимерных материалов: прочность, плотность, электропроводность, теплоемкость, фрикционность, стойкость к биоповреждениям и др. повышают с помощью специальных добавок [В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург, издательство «Профессия», 2003, с.16, 17].

Применение современных многослойных полимерных материалов (L 328 NESU, ТПОЭР ТУ 405831-2005, «Полифуд С(30)140» ТУ 2245-001-52186250-2005 и др.) в технических средствах нефтепродуктообеспечения позволяют обеспечить высокую надежность и экологическую безопасность эксплуатации.

Особенностью эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения является периодический контакт внутренней поверхности топливостойкого слоя с нефтепродуктом (заполнение, хранение и опорожнение), а также испарение и проницаемость нефтепродукта через многослойный полимерный материал.

Проницаемость нефтепродукта - важнейший эксплуатационный показатель оценки возможности использования многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения. Проницаемость позволяет определить не только количественные потери нефтепродукта, но и степень пожароопасности, загрязнения окружающей среды, влияния на обслуживающий персонал и другие факторы при эксплуатации технических средств.

Практика показала, что при контакте с нефтепродуктом из многослойного полимерного конструкционного материала экстрагируются наполнители: антифризы, антистарители, пластификаторы, отвердители, реологические добавки, красители, антисептики, антистатики. Экстракция наполнителей ухудшает деформационно-прочностные свойства не только технического средства из многослойного полимерного материала, но и качество хранимых (транспортируемых) нефтепродуктов.

Кроме того, средства нефтепродуктообеспечения используются в различных климатических районах I1-II12 (очень холодный - очень жаркий) с интервалом температур от минус 50 до плюс 70°С [ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей, Москва, Издательство стандартов, 1986, с.2].

Температура оказывает существенное влияние на многослойные полимерные материалы: с повышением температуры степень и скорость изменения физико-механических свойств многослойных полимерных материалов при контакте с нефтепродуктами увеличивается.

Одной из проблем эффективного применения многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения является прогнозирование надежности эксплуатации в конкретных климатических условиях.

Известен способ определения стойкости полимерных материалов (пластмасс) к действию химических сред, включающий подготовку стандартных образцов пластмасс, образцов реагентов: жидких химических веществ, растворов твердых химических веществ и технических жидких сред (топлива, масла и т.п.) заданного качества и определения при заданных температуре и времени их стойкости к указанному воздействию по изменению величины одного или нескольких показателей: массы, линейных размеров и механических свойств в ненапряженном и напряженно-деформированном состоянии [ГОСТ 12020-72 Пластмассы. Методы определения стойкости к действию химических сред, Москва, Издательство стандартов, 1980, с.1].

Недостатком известного способа определения стойкости полимерных материалов к действию химических сред является низкая достоверность оценки изменения физико-механических показателей полимерных материалов после воздействия агрессивной среды, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду.

Известен способ оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов, включающий подготовку образцов полимерных материалов заданной массы, взаимодействие этих образцов с агрессивной средой при заданной температуре в течение заданного времени и последующее определение информативного показателя по расчетной формуле. При этом задают коэффициент кратности конкретного изделия заданной вместимости светлого нефтепродукта, который используют в качестве агрессивной среды, готовят образец светлого нефтепродукта с заданной концентрацией фактических смол и разделяют его на две равные по массе части, по отношению массы одной части образца к заданному коэффициенту кратности определяют массу образца полимерного материала, который помещают в одну из частей образца светлого нефтепродукта, выдерживают в герметичном контейнере обе части образца светлого нефтепродукта при температуре от 20 до 50°С, причем выдержку светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала осуществляют до достижения этим образцом равновесного состояния набухания, которое устанавливают по достижении образцом постоянного значения массы, охлаждают обе части образца светлого нефтепродукта до комнатной температуры и определяют концентрации фактических смол в обеих частях этого образца, а в качестве информативного показателя используют разность этих концентраций, которая для полимерного материала, применимого для хранения данного светлого нефтепродукта, составляет для авиационных бензинов и реактивных топлив от 0,1 до 3 мг/100 см 3, для автомобильных бензинов от 0,1 до 5 мг/100 см 3, для дизельных топлив от 0,1 до 10 мг/100 см 3 [заявка № 2005123851/04 (026855) от 27.07.2005 г., МПК 7 G01N 33/44, решение о выдаче патента от 12 мая 2006 г.].

Недостатками известного способа являются:

низкая достоверность оценки показателей после воздействия агрессивной среды, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду;

контакт образца многослойного полимерного материала с агрессивной средой осуществляется без учета барьерных свойств (максимальной проницаемости нефтепродукта через испытуемый материал) топливостойкого слоя;

оценка влияния нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов по изменению углеводородного состава является необходимым, но недостаточным условием для принятия решения о допуске полимерного материала к применению в технических средствах нефтепродуктообеспечения и требует проведения исследований изменения физико-механических показателей полимерного материала после контакта с нефтепродуктом.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является метод определения стойкости полимерных материалов (резин) в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред, включающий подготовку образцов полимерного материала заданной геометрической формы, воздействие на эти образцы жидких агрессивных сред заданного качества при заданных температуре и продолжительности и последующее определение их стойкости к указанному воздействию по изменению значения одного или нескольких показателей физико-механических свойств, рассчитываемому по математической зависимости [ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред», метод В с.43].

Недостатками известного способа, взятого за прототип, являются:

низкая достоверность оценки изменения физико-механических показателей полимерных материалов после воздействия агрессивных сред, не отражающая реальных условий эксплуатации, что связано с характером контакта (объемное погружение) испытуемых образцов в агрессивную среду;

использование стандартных жидкостей А, Б, В, Г, Д, Е [ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред» метод В с.45, приложение 1, табл.3] в качестве рабочих сред не моделирует реальные условия эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения, что не позволяет достоверно оценить изменение физико-механических показателей испытуемых полимерных материалов при контакте с нефтепродуктами.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что известный способ не позволяет корректно оценить возможность использования многослойных полимерных материалов для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения без определенной доработки, касающейся особенностей их эксплуатации (температурные зоны эксплуатации конкретных технических средств для конкретных нефтепродуктов).

Технический результат изобретения - повышение точности и достоверности результатов за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, включающем подготовку исходных образцов многослойного полимерного материала заданной геометрической формы, измерение исходных разрывных нагрузок материала F и шва Fш, удлинения l при разрыве, прочности связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р между слоями при расслоении, сопротивления раздиру Fp и температуры хрупкости Т хр, сравнение их с заданными значениями и отбраковку материала при отклонении хотя бы одного из этих показателей, а при отсутствии рассогласования - осуществление взаимодействия образцов с нефтепродуктом при температуре (70±2)°С в течение заданного времени, определение тех же показателей после воздействия нефтепродукта и оценку по величине отклонения физико-механических показателей от исходных возможности использования испытуемого многослойного полимерного материала в техническом средстве нефтепродуктообеспечения, согласно изобретению перед подготовкой образцов заданной геометрической формы определяют максимальную проницаемость П max г/м2сут конкретного нефтепродукта через исследуемый многослойный полимерный материал при температуре предполагаемой зоны использования технического средства, фиксируют отрезок времени ТПmax достижения максимальной проницаемости и при Пmaxспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 35 г/м2сут определяют физико-механические показатели образцов заданной геометрической формы, при отсутствии рассогласования значений которых от нормативных задают коэффициент вместимости конкретного технического средства для конкретного нефтепродукта, массу которого определяют путем умножения коэффициента вместимости конкретного технического средства на площадь посадочного места герметичного контейнера, в котором осуществляют с полученной массой нефтепродукта односторонний контакт многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение отрезка времени ТПmax достижения максимальной проницаемости, по истечении которого из этого многослойного полимерного материала изготавливают идентичные исходным образцы заданной геометрической формы, разделяют их на партии, определяют физико-механические показатели одной партии образцов и при отклонении полученных значений от исходных менее чем на 20% следующую партию образцов дополнительно выдерживают при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч, охлаждают до комнатной температуры, определяют те же физико-механические показатели и при отклонении каждого из определяемых показателей менее чем на 20% от исходных делают заключение о возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления конкретных технических средств нефтепродуктообеспечения.

Техническая сущность изобретения заключается в том, что авторы, обработав большое количество статистических данных по техническим средствам нефтепродуктообеспечения (эластичные резервуары, трубопроводы, бочки, канистры с внутренним полимерным покрытием; пластиковые трубопроводы, рукава, полимерная тара, и др.) для хранения и транспортирования нефтепродуктов, получили зависимости площади внутренней поверхности конкретного технического средства от массы хранимого нефтепродукта. Фрагменты результатов статистической обработки результатов исследования эксплуатационных характеристик технических средств нефтепродуктообеспечения представлены в табл. 1-5:

табл.1 - результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров;

табл.2 - результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов;

табл.3 - результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов;

табл.4 - результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих;

табл.5 - результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов.

На основе проведенного исследования получен коэффициент вместимости К в, представляющий собой отношение массы нефтепродукта к площади контактирующей с ним внутренней поверхности конкретного технического средства (табл.1-5, строки 6, 7, 8).

Учитывая, что образцы заданной геометрической формы должны быть изготовлены из многослойного полимерного материала, который предварительно подвергают одностороннему контакту с нефтепродуктом со стороны топливостойкого слоя, авторы экспериментально доказали, что площадь контакта (площадь посадочного места) должна быть больше суммарной площади всех образцов заданной геометрической формы. Исходя из этого требования, экспериментально доказано, что для оценки качества топливостойкого слоя многослойного полимерного материала необходимо и достаточно конкретной массы нефтепродукта, которую предлагается определять как произведение коэффициента вместимости и площади посадочного места. Для удобства выполнения исследований при осуществлении одностороннего контакта можно использовать известные герметичные контейнеры с площадью посадочного места способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 490 см2 (для 3-6 образцов заданной геометрической формы).

Максимальную Пmax проницаемость и отрезок времени ТПmax достижения максимальной проницаемости нефтепродукта через многослойный полимерный материал определяют известным методом [ГОСТ 27896-88 «Резины, полимерные эластичные материалы, прорезиненные ткани и ткани с полимерным эластичным покрытием. Методы определения топливопроницаемости» с.8] при температуре предполагаемой зоны использования.

Контейнер для одностороннего контакта многослойных полимерных материалов с нефтепродуктом со стороны топливостойкого слоя изготавливается из материала, стойкого к действию нефтепродуктов (сплава из алюминия, легированной или нержавеющей стали), и состоит из цилиндрического металлического стакана с промежуточным кольцом и зажимной втулкой. В верхней части стакана имеется внутренняя резьба, на которую навинчивается зажимная втулка, обеспечивающая герметичность.

Объем контейнера выбирают с учетом максимальной массы нефтепродукта, необходимой для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя, при этом габаритные размеры контейнера выбирают из условий возможности его размещения в термостате.

Проведя исследования различных многослойных полимерных материалов, авторы экспериментально получили предельнодо пустимые значение максимальной проницаемости Пmax (35 г/м2сут) нефтепродукта через многослойный полимерный материал, а также величину рассогласования исходных значений физико-механических показателей (F, l, Fш, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р, Fp, Т хр) и этих же показателей образцов, изготовленных после одностороннего контакта с нефтепродуктом многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя при температуре предполагаемой зоны использования в течение отрезка времени Т Пmax достижения максимальной проницаемости (менее чем на 20% от исходных).

Так, установлено, что многослойный полимерный материал можно рекомендовать для изготовления конкретного технического средства нефтепродуктообеспечения при следующих условиях:

максимальная проницаемость Пmax нефтепродукта составляет не более 35 г/м2сут;

отклонение значений физико-механических показателей (Fн , lн, Fшн, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 рн, Fрн, Т хр.н.) многослойного полимерного материала после одностороннего контакта со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования в течение отрезка времени ТПmax составляет менее чем 20% от исходных (F, l, Fш, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 p, Fp, Т хр);

отклонение значений физико-механических показателей (Fи, lи, F ши, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 ри, Fри, Т хр.и) после дополнительной выдержки образцов многослойного полимерного материала при температуре (70±2)°С в течение (72±2) ч составляет менее чем 20% от исходных (F, l, F ш, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р, Fp, Т хр).

По каждому из определяемых показателей можно оценить физическое состояние технических средств нефтепродуктообеспечения с достаточной степенью достоверности.

Так, разрывная нагрузка F многослойного полимерного материала и сопротивление F p раздиру характеризуют его предельное сопротивление механическому разрушению при деформациях растяжения и раздира соответственно.

Разрывная нагрузка Fш шва определяет прочность шва (сварного, клеевого и т.д.) многослойного полимерного материала и технического средства в целом.

Прочность связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р между слоями при расслоении определяет силу сцепления полимерного материала с силовой оболочкой и способность многослойного полимерного материала противостоять различным деформациям без расслоений.

Удлинение l при разрыве позволяет прямо или косвенно оценить высокоэластические и упругие свойства материала при воздействии деформаций растяжения, сжатия, изгиба, сдвига и др.

Температура Тхр хрупкости характеризует морозостойкость многослойного полимерного материала, возможность эксплуатации технических средств нефтепродуктообеспечения в различных климатических зонах.

Таким образом, суть способа заключается в том, что перед подготовкой образцов заданной геометрической формы из исследуемого многослойного полимерного материала для определения исходных физико-механических показателей (F, l, F ш, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р, Fp, T xp) предварительно исследуют барьерные свойства многослойного полимерного материала, определяя максимальную П max проницаемость нефтепродукта и отрезок Т Пmax времени ее достижения при температуре предполагаемой зоны использования технического средства. При П max>35 г/м2сут бракуют материал, а при Пmax>35 г/м2 сут как и в прототипе готовят образцы заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели, при величине рассогласования с нормативными значениями >20% материал бракуют, а способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 20% осуществляют односторонний контакт самого многослойного полимерного материала со стороны топливостойкого слоя с нефтепродуктом, массу которого определяют по коэффициенту вместимости К в конкретного технического средства, полученному экспериментально, и площади контакта многослойного полимерного материала (площадь посадочного места). После одностороннего контакта многослойного полимерного материала с нефтепродуктом при температуре предполагаемой зоны использования технического средства в течение времени Т Пmax готовят образцы заданной геометрической формы.

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки ТПОЭР ТУ 405831-2005 г. производства ОАО «Тульский завод РТИ» для изготовления эластичного резервуара вместимостью 25 м3 (ЭР-25) для хранения автомобильных бензинов [ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия, Москва, Издательство стандартов, 1999] в климатическом районе II12 (очень жаркий сухой) со средней месячной температурой воздуха июля выше 30°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку высокооктанового автобензина Регуляр-92 по ГОСТ Р 51105-97, имеющего в своем составе ароматические углеводороды, а также кислородсодержащие антидетонационные (октаноповышающие) присадки.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (70±2)°С - максимальная температура эксплуатации эластичных резервуаров в экстремальных условиях [С.В.Левинин. Мягкие резервуары для хранения и транспортирования нефтепродуктов, часть II, Москва, Издательство «ЦНИИТЭнефтехим», 1993, с.24]).

В соответствии с алгоритмом (см. чертеж) реализации способа оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3) автобензина Регуляр-92 через испытуемый материал, фиксируют отрезок Т Пmax времени (этап 4) достижения максимальной проницаемости при температуре (70±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 48 часов Пmax автобензина Регуляр-92 через многослойный материал марки ТПОЭР составила 449 г/м2 сут.

Полученное значение максимальной проницаемости в ˜13 раз превышает допустимое (Пmaxспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 35 г/м2сут.). Материал бракуют (этап 14).

Вывод: многослойный полимерный материал марки ТПОЭР ТУ 405831-2005 г. производства ОАО «Тульский завод РТИ» не может применяться в конструкции эластичного резервуара вместимостью 25 м3 (ЭР-25) для хранения автомобильных бензинов в очень жарком сухом климатическом районе.

Пример 2. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак» в качестве конструкционного материала для изготовления эластичного резервуара вместимостью 4 м 3 (ЭР-4) для хранения и транспортирования топлив для реактивных двигателей [ГОСТ 10227-86 Топливо для реактивных двигателей. Технические условия, Москва, Издательство стандартов, 1998] в климатическом районе II12 (очень жаркий сухой) со средней месячной температурой воздуха июля выше 30°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку топлива для реактивных двигателей ТС-1 по ГОСТ 10227-86.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (70±2)°С - максимальная температура эксплуатации эластичных резервуаров в экстремальных условиях.

Определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3 алгоритма) топлива ТС-1 через испытуемый материал, фиксируют отрезок ТПmax времени (этап 4 алгоритма) достижения максимальной проницаемости при температуре (70±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 9 суток Пmax топлива ТС-1 через многослойный материал марки «Полифуд С(30)» составила 8 г/м2 сут., что меньше предельнодопустимого значения (Пmaxспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 35 г/м2 сут.).

Из испытуемого материала готовят образцы (этап 5 алгоритма) заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели (этап 6 алгоритма) известными методами.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам для эластичных резервуаров, определяются следующие показатели: разрывные нагрузки F (этап 7 алгоритма) материала, Fш (этап 9 алгоритма) шва и удлинение (этап 8 алгоритма) при разрыве по ГОСТ 30303-95, температура Тхр (этап 12 алгоритма) хрупкости по ГОСТ 16783-71.

Получены следующие значения показателей: F по основе и утку - 415 Н и 405 Н соответственно; l по основе и утку - 437% и 492% соответственно; Fш - 350 Н; Тхр - ниже минус 58°С.

Сравнивают (этап 13 алгоритма) полученные результаты с заданными (см. табл.6).

Таблица 6
Результаты испытаний многослойного полимерного материала марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак», г.Санкт-Петербург
ПоказательЗаданное (предельно допустимое) значениеФактически
основауток
Проницаемость, П max, г/м2сут Не более 358
Разрывная нагрузка, Нисходная, F Не менее 400415405
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, Fн Не менее 320402385
после испарения топлива ТС-1, F и408394
Удлинение при разрыве, % исходное, lНе менее 300 437492
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, l нНе менее 240 441486
после испарения топлива ТС-1, lи 433460
Разрывная нагрузка сварного шва, Нисходная, FшнНе менее 340 350
после контакта с топливом TC-1 Fш Не менее 272280
после испарения топлива ТС-1,F ши325
Температура хрупкости, °Сисходная, ТхрНе выше - 50 Ниже - 58
после контакта с топливом TC-1, Тхр.н Не выше - 40 Ниже - 60
после испарения топлива ТС-1, Txp.и - 52

Все значения соответствуют заданным. Продолжают исследования.

Задают для ЭР-4 коэффициент вместимости (этап 15 алгоритма) Кв=M TC-1/Sпов.ЭР -4=3200/267800=11,9 г/см2 (см. табл.1).

Площадь (S пов.ЭР-4) внутренней поверхности в см2 резервуара ЭР-4, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, рассчитывается по формуле [В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988, с.402]:

Sпов.ЭР-4=2(ab+bc+ac),

где а - длина, см; b - ширина, см; с - высота в заполненном состоянии, см.

Sпов.ЭР-4=(360×260+260×65+360×65)=267800 см2

Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1 при плотности способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 составляет 3200 кг.

Массу (mТС-1 ) топлива ТС-1, необходимого для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала, определяют по формуле m ТС-1=Sпов.обр Kв =490,6×11,9=5855 г или по табл.1 (этап 16 алгоритма).

Для определения физико-механических показателей многослойного полимерного материала необходимо три контейнера: два - для разрывной Fн нагрузки и удлинения l н при разрыве по основе и утку и один - для разрывной F шн нагрузки шва. Образцы для определения температуры хрупкости имеют сравнительно небольшие геометрические размеры (6,5×25 мм) и не требуют дополнительного контейнера.

В каждый контейнер мерным цилиндром заливают рассчитанную mТС-1 массу топлива ТС-1 (5855 г), устанавливают в каждое посадочное место образец (Sпов.обр=490 см 2) многослойного полимерного материала топливостойким слоем внутрь. Контейнеры в сборе переворачивают образцом многослойного полимерного материала вниз и проверяют их герметичность известным способом (например, по отсутствию видимого подтекания топлива).

Затем герметичные контейнеры помещают в предварительно нагретые до максимальной температуры климатического района II 12 (70±2)°С термостаты (этап 17 алгоритма) и выдерживают в течение отрезка времени TПmax =9 сут. (этап 4 алгоритма).

После истечения 9 сут контейнеры извлекают из термостата и охлаждают при температуре (23±2)°С не менее 0,5 ч до комнатной температуры (этап 18 алгоритма), разбирают контейнеры по одному, готовят из этого многослойного полимерного материала образцы заданной (в виде полосок - 6 шт.) геометрической формы (этап 19 алгоритма), разделяют их на две равные партии (этапы 20 и 21 алгоритма), одну из которых (этап 20 алгоритма) помещают в эксикатор и не позднее чем через 30 с определяют физико-механические показатели (этап 22 алгоритма) образцов Fн=402 Н и 385 Н, l н=441% и 486% по основе и утку соответственно, F шн=280 Н, Тхр.н=ниже минус 60°С (табл.6) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 9, 12 алгоритма).

Результаты испытаний показывают, что изменение физико-механических показателей образцов материала «Полифуд С(30) 140» после одностороннего контакта с топливом ТС-1 не превышает 20% от исходных значений.

Переходят к следующему этапу испытаний. Вторую партию образцов заданной геометрической формы дополнительно выдерживают как в прототипе при температуре (70±2)°С в течение 72 ч (этап 23 алгоритма) и после охлаждения до комнатной температуры (этап 24 алгоритма) определяют известными методами значения тех же физико-механических показателей (этап 25 алгоритма) F и=408 Н и 394 Н, lи=433% и 460% по основе и утку соответственно, Fши=325 Н, Тхр.и.=минус 52°С (см. табл.6) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 9, 12 алгоритма).

Как показали полученные результаты, рассогласование значений физико-механических показателей не превышает 20% от исходных.

Вывод: многослойный полимерный материал марки «Полифуд С(30) 140» ТУ 2245-001-52186250-2005 производства ООО «Технопак» может применяться в качестве конструкционного материала эластичного резервуара вместимостью 4 м 3 (ЭР-4) для хранения и транспортирования топлив для реактивных двигателей в очень жарком сухом климатическом районе (этапы 26 и 27 алгоритма).

Пример 3. Необходимо оценить возможность использования многослойного полимерного материала марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86 «Рукава резиновые для перекачивания авиатоплив и авиамасел на нефтяной основе» для перекачивания автомобильных бензинов в климатическом районе II 4 (умеренно холодный) со средней месячной температурой воздуха июля до 25°С.

В качестве нефтепродукта для проведения испытаний использовали широко применяемую марку высокооктанового автобензина Регуляр-92 по ГОСТ Р 51105-97, имеющего в своем составе ароматические углеводороды, а также кислородосодержащие антидетонационные (октаноповышающие) присадки.

За температуру предполагаемой зоны использования принимают температуру (23±2)°С.

Определяют максимальную проницаемость Пmax (этап 3 алгоритма) автобензина Регуляр-92 через испытуемый материал, фиксируют отрезок ТПmax времени (этап 4 алгоритма) достижения максимальной проницаемости при температуре (23±2)°С известным методом по ГОСТ 27896-88. По результатам испытаний определено, что через 7 суток Пmax автобензина Регуляр-92 через многослойный материал марки 2-1000 составил 34 г/м2сут, что меньше предельно допустимого значения (Пmaxспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 35 г/м2сут).

Из испытуемого материала готовят образцы (этап 5 алгоритма) заданной геометрической формы и определяют исходные физико-механические показатели (этап 6 алгоритма) известными методами.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалам для напорно-всасывающих рукавов, определяются следующие показатели: разрывная нагрузки F (этап 7 алгоритма) материала и удлинение l при разрыве (этап 8 алгоритма) по ГОСТ 30303-95, прочность связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р между слоями при расслоении (этап 10 алгоритма) по ГОСТ 6768-75, сопротивление F p раздиру (этап 11 алгоритма) по ГОСТ 30304-95, температура Тхр (этап 12 алгоритма) хрупкости по ГОСТ 16783-71.

Получены следующие значения показателей: F по основе и утку - 1015 Н и 1005 Н соответственно; l по основе и утку - 237% и 298% соответственно; способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р=25 Н/см; Fp по основе и утку - 56 Н и 53 Н соответственно; Т хр - минус 52°С.

Сравнивают (этап 13 алгоритма) полученные результаты с заданными (см. табл.7).

Таблица 7
Результаты испытаний многослойного полимерного материала марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86
ПоказательЗаданное (предельно допустимое) значениеФактически
основауток
Проницаемость, П max, г/м2сут, Не более 3534
Разрывная нагрузка, Нисходная, F Не менее 10001015 1005
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, Fн Не менее 800902890
Удлинение при разрыве,% исходное, lНе менее 200 237298
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, l нНе менее 160 240285
Прочность связи между слоями, Н/смисходная. способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 pНе менее 20,0 25
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 рнНе менее 16,010
Сопротивление раздиру, Нисходное, F pНе менее 50 5653
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, Fрн Не менее 4045 41
Температура хрупкости, °Сисходная, T xpНе выше - 50 - 52
после одностороннего контакта с топливом ТС-1, Тхр.н Не выше - 40Ниже - 60

Все значения соответствуют заданным. Продолжают исследования.

Задают для напорно-всасывающего рукава диаметром способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100 мм длиной 6 м коэффициент вместимости (этап 15 алгоритма).

КвРегуляр-92 /Sпов.способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100=18997/34,4=1,8 г/см2 (см. табл.4).

Площадь (Sпов.способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100) внутренней поверхности в см2 рукава, имеющего форму цилиндра, рассчитывается по формуле [В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы, Москва, Просвещение, 1988, с.403].

Sпов.способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100=2способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 RH+2способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 R2,

где R - радиус основания цилиндра, см;

Н - высота цилиндра, см;

S пов.способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100=2×3,14×5×600+2×3,14×5 2=18997 см2

Масса автобензина Регуляр-92 в рукаве диаметром способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100 мм длиной 6 м при плотности способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 составляет 34,4 кг.

Массу (mрегуляр-92 ) автобензина Регуляр-92, необходимого для одностороннего контакта с образцом многослойного полимерного материала, определяют по формуле mРегуляр-92=Sпов.обр Кв=490,6×1,8=882 г или по табл.1 (этап 16 алгоритма).

Для определения физико-механических показателей многослойного полимерного материала необходимо семь контейнеров: два - для разрывной F нагрузки и удлинения l при разрыве по основе и утку и один - для прочности связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 р, четыре - для сопротивления F p раздиру по основе и утку. Образцы для определения температуры хрупкости имеют сравнительно небольшие геометрические размеры (6,5×25 мм) и не требуют дополнительного контейнера.

В каждый контейнер мерным цилиндром заливают рассчитанную mрегуляр-92 массу автобензина Регуляр-92 (882 г), устанавливают в каждое посадочное место образец (S пов.обр=490 см2) многослойного полимерного материала топливостойким слоем внутрь. Контейнеры в сборе переворачивают образцом многослойного полимерного материала вниз и проверяют их герметичность известным способом (например, по отсутствию видимого подтекания автобензина).

Затем герметичные контейнеры выдерживают при температуре климатического района II 4(23±2)°C (этап 17 алгоритма) в течение отрезка времени ТПmax=7 сут (этап 4 алгоритма).

После истечения 7 сут разбирают контейнеры по одному, готовят из этого многослойного полимерного материала образцы заданной (в виде полосок) геометрической формы (этап 19 алгоритма), разделяют их на две равные партии (этапы 20 и 21 алгоритма), одну из которых (этап 20 алгоритма) помещают в эксикатор и не позднее чем через 30 с определяют физико-механические показатели (этап 22 алгоритма) образцов Fн=902 Н и 890 Н, l н=240% и 285% по основе и утку соответственно, способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 рн=10 Н/см; Fрн по основе и утку - 45 Н и 41 Н соответственно; Т хр.н - ниже минус 60°С (табл.7) и сравнивают с исходными (этапы 7, 8, 10, 11, 12 алгоритма).

Результаты испытаний показывают, что изменение прочности связи способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 рн между слоями при расслоении образцов материала 2-1000 после одностороннего контакта с автобензином Регуляр-92 составило 37,5% по отношению к исходному значению, что превышает 20%. Материал бракуют (этап 14 алгоритма), испытания прекращают.

Вывод: многослойный полимерный материал марки 2-1000 производства ЗАО «Курскрезинотехника» не может применяться для изготовления напорно-всасывающих рукавов диаметром способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100 длиной 6 м ТУ 38 105620-86 «Рукава резиновые для перекачивания авиатоплив и авиамасел на нефтяной основе» для перекачивания автомобильных бензинов в умеренно-холодном климатическом районе.

Таким образом, способ оценки возможности использования многослойного полимерного материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения позволяет:

повысить достоверность результатов исследования за счет приближения условий испытаний к условиям эксплуатации конкретных технических средств из многослойных полимерных материалов в различных климатических районах;

обеспечить надежность и экологическую безопасность эксплуатации технических средств из многослойных полимерных материалов (получены максимальное значение проницаемости товарных нефтепродуктов через многослойный полимерный материал, а также предельно допустимое изменение его физико-механических показателей после контакта с нефтепродуктами по отношению к исходным).

Изобретение может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.

Таблица 1
Результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров
№ п.п Наименование показателяЧисловые значения
1 234 56
1 Вместимость, м3 4610 25
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см 2267800280800 421200938800
3Масса М Регуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 29004400 730018300
4Масса М ТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 32004800 800020000
5Масса М ДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 34005000 840021000
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см2 10,82915,670 17,33119,493
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см2 11,94917,094 18,99321,3
8Коэффициент вместимости К вДТ-Л, г/см2 12,69617,80619,943 22,369
9 Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см 2490490 490490
10Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г 530676788492 9552
11 Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г58558376 930710437
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г6221 8725977210961

Таблица 2
Результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов
№ п.п.Наименование показателя Числовые значения
1 234 567 8910 11
1Вместимость, л3241 485165 105127227 250
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см 279047756 89188770 106131455316082 2254824492
3Масса М Регуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2330 353748 7793166 183
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2633 384152 84102182 200
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2735 414355 89108193 213
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см 22,93,9 3,94,2 4,55,35,8 7,47,5
7 Коэффициент вместимости КвТС-1 г/см23,3 4,34,34,7 4,95,86,3 8,18,2
8 Коэффициент вместимости КвДТ-Л , г/см23,4 4,54,64,9 5,26,16,7 8,68,7
9 Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490 490490490 490490490 490490
10 Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г1421 191119112058 22052597 284236263675
11Масса m ТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г 161721072107 23032401 284230873969 4018
12 Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г16662205 225424012548 29893283 42144263

Таблица 3
Результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов
№ п.п. Наименование показателя Числовые значения
1 234 567 8
1Вместимость, л35 112131 63
2Площадь Sпов внутренней поверхности, см 217212381 36005559 701211882
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2,23,7 8,015,3 22,646,0
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2,44,0 8,816,8 24,850,4
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 2,64,3 9,417,9 26,453,6
6Коэффициент вместимости К вРегуляр-92, г/см2 1.31,62,2 2,83,23,9
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см2 1,41,7 2,43,03,5 4,2
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см 21,51,8 2,63,2 3,84,5
9 Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490 490490490 490490
10 Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г637 78410781372 15681911
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г686 83311761470 17152058
12Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г735 88212741568 18622205

Таблица 4
Результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих
№ п.п.Наименование показателя Числовые значения
1 234 567 8
1Длина 6 м, диаметр, ммспособ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 32способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 38способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 50способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 65способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 75способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100
2 Площадь Sпов внутренней поверхности, см 260457182 945912312 1421818997
3Масса МРегуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 3,504,96 8.6014,50 19,534,40
4Масса МТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 3,905,44 9,4215,90 21,237,70
5Масса МДТ-Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 4,105,80 10,0016,90 22,540,0
6Коэффициент вместимости K вРегуляр-92, г/см2 0,60,70,9 1,21,41,8
7Коэффициент вместимости КвТС-1, г/см2 0,70,8 1,01,31,5 2,0
8Коэффициент вместимости KвДТ-Л, г/см 20,70,8 1,11,4 1,62,1
9 Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490 490490490 490490
10 Масса mРегуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г294 343441588 686882
11 Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г343 392490637 735980
12 Масса mДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г343 392539686 7841029

Таблица 5
Результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов
№ п.пНаименование показателя Числовые значения
123 456
1Длина 6 м, диаметр, мм способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 75способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 100способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 150способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 200
2 Площадь Sпов внутренней поверхности, см 21421818997 2861338308
3Масса М Регуляр-92 хранимого автобензина Регуляр-92, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 19,334,4 77,4137,5
4Масса М ТС-1 хранимого топлива ТС-1, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 21,237,7 84,8150,7
5Масса М ДТ.Л хранимого топлива ДТ-Л, кг, при способ оценки возможности использования многослойного полимерного   материала для изготовления технических средств нефтепродуктообеспечения, патент № 2310841 22,540,0 90,1160,1
6Коэффициент вместимости КвРегуляр-92, г/см2 1,41,8 2,73,6
7 Коэффициент вместимости КвТС-1 , г/см21,5 2,03,03,9
8Коэффициент вместимости КвДТ-Л, г/см2 1,62,1 3,14,2
9 Площадь Sпов.обр. посадочного места контейнера для образца многослойного полимерного материала, см2490 490490490
10Масса m Регуляр-92 автобензина Регуляр-92 для испытания, г 686882 13231764
11Масса mТС-1 топлива ТС-1 для испытания, г735 98014701911
12Масса m ДТ-Л топлива ДТ-Л для испытания, г 78410291519 2058

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)

Класс G01N33/44 смол; пластиков; резин; кожи 

способ определения марки вулканизированной резины -  патент 2486513 (27.06.2013)
способ оценки концентрации смолоподобных веществ в суспензии -  патент 2472135 (10.01.2013)
устройство для определения физико-механических характеристик кожи и подобных ей мягких композитов -  патент 2460996 (10.09.2012)
способ оценки влияния нанокомпонентов на санитарно-химические свойства полимерных материалов -  патент 2458345 (10.08.2012)
способ распознавания натуральной кожи и кожеподобных материалов -  патент 2454664 (27.06.2012)
способ создания хрупкого покрытия на поверхности изделий из светостабилизированного полиэтилена -  патент 2454663 (27.06.2012)
способ определения характеристического параметра образца пластмассы, армированной углеродным волокном -  патент 2449271 (27.04.2012)
способ определения межструктурных расстояний в коллагене -  патент 2422823 (27.06.2011)
способ и набор для иммуноферментного определения функциональной активности компонента c1q комплемента человека -  патент 2413224 (27.02.2011)
способ оценки усиливающих свойств сажи в резинах -  патент 2409815 (20.01.2011)
Наверх