способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата и устройство для его осуществления
Классы МПК: | G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению |
Автор(ы): | Абадеев Эдуард Матвеевич (RU), Бонк Ромуальд Иванович (RU), Ежов Владимир Васильевич (RU), Ляпунов Владимир Викторович (RU), Макаров Николай Валентинович (RU), Пучков Александр Михайлович (RU), Сыров Анатолий Сергеевич (RU), Трусов Владимир Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РАДУГА" ИМЕНИ А.Я. БЕРЕЗНЯКА" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-05-25 публикация патента:
20.11.2007 |
Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Для достижения данного результата устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата содержит измеритель углового положения, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения. При этом второй вход блока сравнения соединен с выходом измерителя углового положения, второй вход первого суммирующего усилителя соединен с выходом измерителя угловой скорости. Первый ограничитель сигнала дополнительно содержит последовательно соединенный интегрирующий усилитель. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, включающий задание сигнала управления, измерение сигнала углового положения летательного аппарата, измерение сигнала угловой скорости летательного аппарата, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигнала рассогласования, усиление сигнала угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости и ограничение сигнала суммы, отличающийся тем, что масштабируют сигнал рассогласования, интегрируют масштабированный сигнал рассогласования, ограничивают интегральный сигнал и суммируют ограниченный интегральный сигнал с ограниченным сигналом суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости.
2. Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала, отличающееся тем, что содержит последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а выход является выходом устройства.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами (ЛА).
Известны способы и системы управления и стабилизации углового положения ЛА. Наиболее близким к предлагаемому изобретению являются способ и система управления каналом тангажа летательного аппарата, входящие в "Систему управления угловым движением беспилотного летательного аппарата" (патент РФ №2234117, кл. G05D 1/08, 2004 г.).
Этот способ управления состоит в том, что задают сигнал управления, измеряют сигнал углового положения ЛА, измеряют сигнал угловой скорости ЛА, формируют сигнал рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения ЛА, усиливают сигнал рассогласования, усиливают сигнал угловой скорости, формируют управляющий сигнал как сумму усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости и ограничивают сигнал суммы.
Устройство для формирования сигнала управления по этому способу содержит измеритель углового положения ЛА, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, управляемый переключатель, первый и второй ограничители сигнала, сумматор, первый вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а второй вход подключен к выходу второго ограничителя сигнала, и исполнительное устройство объекта управления.
Существенными признаками прототипа-способа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие признаки: способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, включающий задание сигнала управления, измерение сигнала углового положения летательного аппарата, измерение сигнала угловой скорости летательного аппарата, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигнала рассогласования, усиление сигнала угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости и ограничение сигнала суммы.
Существенными признаками прототипа-устройства, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие признаки: устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала.
Недостатками способа и устройства, принятого за прототип, являются ограниченность функциональных возможностей управления и невысокая точность при больших углах атаки, поскольку на поддержание балансировочного угла атаки ЛА расходуется основная часть сигнала управления, а для реализации эволюций при разворотах ЛА остается незначительная часть ограниченного сигнала управления.
Указанный недостаток особенно заметно проявляется в реальных условиях при управлении летательным аппаратом, рулевые поверхности которого задействуются во всех трех каналах управления (т.е. не только по тангажу, но и по курсу и крену).
Решаемой в предлагаемых способе и устройстве технической задачей является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности управления.
Для решения названной технической задачи в способе формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, включающем задание сигнала управления, измерение сигнала углового положения летательного аппарата, измерение сигнала угловой скорости летательного аппарата, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигнала рассогласования, усиление сигнала угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости и ограничение сигнала суммы, дополнительно масштабируют сигнал рассогласования, интегрируют масштабированный сигнал рассогласования, ограничивают интегральный сигнал и суммируют ограниченный интегральный сигнал с ограниченным сигналом суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости.
Для решения названной технической задачи устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала, дополнительно содержит последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а выход является выходом устройства.
Отличительными признаками предлагаемого технического решения - способа формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата - является то, что масштабируют сигнал рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения летательного аппарата, интегрируют масштабированный сигнал рассогласования, ограничивают интегральный сигнал и суммируют ограниченный интегральный сигнал с ограниченным сигналом суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости.
Отличительными признаками предлагаемого технического решения - устройства формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата является то, что в него введены последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а выход является выходом устройства.
Предложенные способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата и устройство для его осуществления, как показывает проведенное математическое моделирование, позволяют расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом (т.е. дают возможность отрабатывать интенсивные медленно меняющиеся "опорные" сигналы управления и быстро меняющиеся стабилизационные сигналы) и повысить при этом точность управления. По существу, сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным балансировочным и быстрым маневренным движением ЛА.
Способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата и устройство для его осуществления могут найти применение в системах управления маневренными летательными аппаратами, к которым предъявляются достаточно высокие требования по точности управления при ограниченных энергетических или динамических ресурсах исполнительных органов систем управления.
Предлагаемые технические решения поясняются блок-схемой, на которой представлена структурная схема устройства формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата.
Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата содержит измеритель углового положения ЛА 1, измеритель угловой скорости 2, последовательно соединенные задатчик сигнала управления 3, блок сравнения 4, второй вход которого подключен к выходу измерителя углового положения 1, первый суммирующий усилитель 5, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости 2, первый ограничитель сигнала 6, последовательно соединенные интегрирующий усилитель 7, вход которого подключен к выходу блока сравнения 4, второй ограничитель сигнала 8 и второй суммирующий усилитель 9, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала 6, а выход является выходом устройства.
Устройство с реализацией способа работает следующим образом.
Задатчиком сигнала управления 3 формируется (задается) сигнал управления зад.(t), основными составными компонентами которого являются:
- медленная компонента зад.м(t), соответствующая медленным разворотам ЛА с балансировочными углами атаки бал и балансировочными углами отклонения рулей бал;
- быстрая компонента зад.б(t), соответствующая маневренным разворотам ЛА.
Таким образом,
Закон регулирования (управления и стабилизации) формируется по сигналу управления зад(t), сигналу углового положения ЛА, (t) и угловой скорости ЛА z(t). Основная, базовая компонента сигнала управления б(t) формируется в суммирующем усилителе 5 в виде:
где (t) - сигнал рассогласования,
формируемый блоком сравнения 4 по сигналам зад(t) от задатчика 3 и (t) от измерителя углового положения 1;
K , К z - передаточные числа;
z(t) - сигнал угловой скорости ЛА, поступающий от измерителя угловой скорости 2,
Сигнал б(t) ограничивается по уровню первым ограничителем сигнала 6, и ограниченный сигнал поступает на второй суммирующий усилитель 9. Уровень ограничения, установленный на первом ограничителе 6, определяет величину сигналов рассматриваемого канала управления, необходимую для отработки их соответствующими рулевыми поверхностями, с учетом бездефицитности отработки этими же рулями сигналов смежных каналов (курса и крена, здесь не рассматриваемых).
Сигнал, сформированный в соответствии с базовым законом управления (2), дополняется сигналом интегральной компоненты и(t), который формируется интегрирующим усилителем 7 по сигналу рассогласования (3)
где Ки - масштабный передаточный коэффициент интегрирующего усилителя 7. Величина этого коэффициента назначается пропорционально передаточному коэффициенту по рассогласованию K :
Сигнал и(t) ограничивается вторым ограничителем сигнала 8, уровень ограничения которого соответствует рассчитанному значению балансировочного отклонения рулей бал. Ограниченный сигнал интегральной компоненты огр и(t) со второго ограничителя 8 поступает на сумматор 9, сигнал на выходе которого равен:
и является выходным сигналом устройства.
Введение канала интегральной компоненты - блоков 7, 8, 9 - обеспечивает отработку балансировочной, медленной компоненты сигнала управления зад.м(t). Действительно, пусть зад.б=0; зад.м 0. Тогда в силу того, что закон формирования выходного сигнала представленного устройства является астатическим законом нулевого порядка, установившееся значение сигнала рассогласования для такого режима
Тогда, в соответствии с (3) установившееся значение уст:
Очевидно также, что для этого режима Следовательно, и установившееся значение интегральной компоненты и уст соответствует балансировочному значению угла отклонения рулевых поверхностей ЛА:
Поскольку для рассматриваемого режима уст=0, zуст=0, то и буст=0 и огр буст=0.
При поступлении на вход прямой цепи устройства (блоки 4, 5, 6, 9) быстрой компоненты сигнала управления зад.б(t) для управления маневром ЛА отработка его будет осуществляться относительно балансировочного движения ЛА и будет симметричной для сигналов зад.б(t) разных знаков, т.е. будет производиться относительно нуля характеристики первого ограничителя 6 (ограничителя прямой цепи формирования управляющего сигнала вых(t)), что повышает точность отработки управляющих воздействий на ЛА в целом.
Введение ограничения сигнала интегральной компоненты позволяет уменьшить колебательность в замкнутом контуре регулирования и выбросы (перерегулирование) в переходных процессах.
Таким образом, предложенные способ формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата и устройство для его осуществления позволяют расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и повысить при этом точность управления. Сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным балансировочным и быстрым маневренным движением ЛА.
Положительный эффект предложения подтвержден результатами анализа и математического моделирования.
Все составные операции способа, звенья и блоки устройства управления могут быть выполнены на современных элементах автоматики и вычислительной техники, а также и программно-алгоритмически в бортовых вычислительных машинах ЛА.
Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению