скоростное крыло

Классы МПК:B64C3/10 форма крыла 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ОАО "ЦК ФПГ "Российский авиационный консорциум" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-14
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации. Скоростное стреловидное крыло самолета состоит из центроплана и консоли. Крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при скоростное крыло, патент № 2311315 и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при скоростное крыло, патент № 2311315 . При переходе от бортовых сечений по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений скоростное крыло, патент № 2311315 у борта до значений скоростное крыло, патент № 2311315 в концевых сечениях. Крыло выполнено с удлинением скоростное крыло, патент № 2311315 =9-11, сужением скоростное крыло, патент № 2311315 =3,5-4,2, углами стреловидности по передней кромке до скоростное крыло, патент № 2311315 пк=35°. Верхние образующие профилей выполнены так, что на расчетных режимах максимальные разрежения не превышают предельно допустимых значений Ср махдоп. Относительная толщина профилей формируется по двум законам: от передней кромки до скоростное крыло, патент № 2311315 в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 и от скоростное крыло, патент № 2311315 до задней кромки в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 и максимальные толщины профилей располагаются при скоростное крыло, патент № 2311315 . Изобретение направлено на повышение скорости полета. 8 ил. скоростное крыло, патент № 2311315

скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315 скоростное крыло, патент № 2311315

Формула изобретения

Скоростное стреловидное крыло самолета, состоящее из центроплана и консоли, выполненное с удлинением скоростное крыло, патент № 2311315 =9-11, сужением скоростное крыло, патент № 2311315 =3,5-4,2, углами стреловидности по передней кромке до скоростное крыло, патент № 2311315 пк=35°, отличающееся тем, что крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при скоростное крыло, патент № 2311315 и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при скоростное крыло, патент № 2311315 а при переходе от бортовых сечений далее по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений скоростное крыло, патент № 2311315 у борта до значений скоростное крыло, патент № 2311315 в концевых сечениях, верхние образующие профилей выполнены так, что на расчетных режимах максимальные разрежения не превышают предельно допустимых значений Срмахдоп,, при этом относительная толщина профилей формируется по двум законам: от передней кромки до скоростное крыло, патент № 2311315 в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 и от скоростное крыло, патент № 2311315 до задней кромки в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 и максимальные толщины профилей располагаются при скоростное крыло, патент № 2311315

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования скоростных стреловидных крыльев для дозвуковых самолетов.

Известны различные схемы стреловидных крыльев (см. Техническая информация ЦАГИ № 23, 1980 года, авторское свидетельство 1580737 по классу: 6В64С 3/14, энциклопедию "Авиация". /Под редакцией Г.П.Свищева, М.: Издательство "Российские энциклопедии", 1988 г.). В последнее время такие крылья выполняются с использованием сверхкритических профилей.

Прототипом предлагаемого решения является крыло самолета Ту-204, защищенное авторским свидетельством СССР №1783723, кл. В64С 3/14. Для повышения аэродинамического качества и уменьшения волновых потерь на этом крыле сверхкритические профили выполнены со средними линиями, имеющими на участке от 10 до 40% местных хорд "полочный" характер с отношением соответствующих ординат средних линий 0,75-1,0. Это позволяет получить относительно высокие значения аэродинамического качества до скоростей, соответствующих числам М<0,75-0,8. При этом крыло выполнено со стреловидностью передней кромки скоростное крыло, патент № 2311315 =20-24.

Средние значения стреловидности не позволяют в полном объеме реализовать преимущества выбранного сверхкритического профиля и реально получить значительное увеличение скорости полета. Кроме того, крыло-прототип, использующее "эффект закрылка", создает большие отрицательные значения коэффициента продольного момента при нулевой подъемной силе (mzo ˜-0,1), что приводит к значительным потерям качества при продольной балансировке самолета. Углы схода в хвостовой части профиля на верхней поверхности достигают 14-15 градусов, что приводит к появлению ранних отрывов потока не только на крейсерских числах М, но и на взлетно-посадочных режимах (при относительно малых углах атаки).

Задачей настоящего изобретения является увеличение значений максимальных эксплуатационных скоростей полета самолета до скоростей, соответствующих числам М=0,85-0,92 при сохранении на этих режимах высокого аэродинамического качества, а также существенное уменьшение неблагоприятных отрицательных значений коэффициента mzo.

Для достижения этой цели крыло сформировано как единая пространственная система на базе неплоской срединной поверхности, имеющей в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовых частях при скоростное крыло, патент № 2311315 и положительной вогнутостью f=0,015-0,02 при скоростное крыло, патент № 2311315 , а при переходе от бортовых сечений далее по размаху отрицательная вогнутость постепенно исчезает и положения максимальной положительной вогнутости плавно смещаются назад по хорде от значений скоростное крыло, патент № 2311315 у борта до значений скоростное крыло, патент № 2311315 в концевых сечениях, при этом относительные толщины профилей формируются по двум законам: от передней кромки до скоростное крыло, патент № 2311315 в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 и от скоростное крыло, патент № 2311315 до задней кромки в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 при этом максимальные толщины располагаются при скоростное крыло, патент № 2311315 , а верхние образующие профилей выполнены так, что на расчетных режимах максимальные разрежения не превышают предельно допустимых значений Срмахдоп.

На фиг.1 показана схема и форма в плане предлагаемого скоростного стреловидного крыла. На фиг.2 совмещены основные сечения (профили показаны в полетном положении). На фиг.3 показана принципиальная схема формирования профилей предлагаемого крыла. На фиг. 4 показана схема формирования предлагаемого крыла по размаху. На фиг.5 показано отличие профилей предлагаемого крыла и прототипа. На фиг.6 показан примерный закон изменения положения средних линий профилей предлагаемого крыла и прототипа. На фиг.7 приведены законы изменения относительной толщины различных элементов предлагаемого крыла по размаху в зависимости от стреловидности. На фиг.8 представлены расчетные зависимости балансировочного максимального аэродинамического качества для предлагаемого крыла и лучшего из прототипов.

Предлагаемое скоростное стреловидное крыло 1 состоит из центроплана 2 и консолей 3 с углом стреловидности по передней кромке до скоростное крыло, патент № 2311315 пк=35 градусов. Крыло 1 имеет средства управления (элероны) 4 и средства механизации (закрылки) 5 и известными методами закреплено с фюзеляжем самолета 6 (фиг.1).

Сечения крыла формируются на базе расчетных профилей 5 (фиг.2). Предлагаемое крыло создается на базе пространственной срединной поверхности, включающей определенные формы средних линий и закон изменения геометрической крутки по размаху, найденные из решения задач оптимизации при заданных условиях. В бортовых сечениях крыла средние линии имеют S-образную форму с отрицательной вогнутостью в хвостовой части и положительной вогнутостью fmax˜0,02 при скоростное крыло, патент № 2311315 . Далее по размаху положение максимальной положительной вогнутости плавно смещается до значения скоростное крыло, патент № 2311315 , а отрицательная вогнутость исчезает. Каждое сечение крыла устанавливается под определенным углом геометрической крутки. Закон распределения угла геометрической крутки по размаху является нелинейным.

Относительные толщины профилей (фиг.3) формируются по двум законам: от передней кромки до скоростное крыло, патент № 2311315 в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 . От сечения на скоростное крыло, патент № 2311315 до задней кромки относительная толщина изменяется в диапазоне скоростное крыло, патент № 2311315 . Максимальные толщины профилей располагаются при скоростное крыло, патент № 2311315 . Для выбранного распределения максимальных относительных толщин профилей крыла по размаху с учетом выбранной формы в плане (фиг.7) определяются ординаты "у" верхней поверхности крыла в точках расположения максимальных толщин x смах=0,51-0,56. Эти точки лежат ниже по потоку, чем точки максимальной вогнутости скоростное крыло, патент № 2311315 . В каждом поточном сечении крыла через точки (0, 0), (Х стах, Увстах), (1, 0) при одновременном выполнении условия по ограничению угла схода на задней кромке (скоростное крыло, патент № 2311315 =6-7 градусов) проводятся верхние образующие крыла. Ограничивающим для построения является условие, что максимально допустимое разрежение не должно превышать величин, соответствующих значениям коэффициента давления Cmaxdon, который может быть приближенно вычислен по формуле

скоростное крыло, патент № 2311315

где скоростное крыло, патент № 2311315 =l,4 - коэффициент адиабатического расширения,

скоростное крыло, патент № 2311315 - угол стреловидности по передней кромке крыла,

М - число М полета.

Нижние образующие профилей в поточных сечениях определяются из соотношения: Ун =Ув-2усрл.

По размаху (и стреловидности) относительная толщина уменьшается (фиг.3-7). Таким образом, геометрическая форма предлагаемого крыла оказывается полностью определена.

Преимущества предлагаемого скоростного крыла иллюстрируют зависимости на фиг.8. Во-первых, снижение относительной толщины в передней части профиля приводит к увеличению значений критического значения числа М. Переходная зона с изменением законов изменения относительной толщины способствует тому, что переход на звуковые скорости происходит при относительно небольших числах М с соответствующим снижением уровня потерь давления при этом переходе.

Во-вторых, предлагаемое крыло не имеет больших отрицательных значений коэффициента mzo, в отличие от крыла-прототипа. Это объясняется тем, что предлагаемое крыло имеет в бортовых сечениях S-образную форму средних линий с отрицательной вогнутостью в хвостовой части (фиг.5 и 6), а крыло-прототип имеет большую положительную вогнутость средних линий в хвостовой части во всех сечениях по размаху. Уменьшение отрицательных значений mzo уменьшает потери аэродинамического качества на балансировку, снижает отрицательное нагружение горизонтального оперения, что увеличивает суммарную подъемную силу и уменьшает лобовое сопротивление самолета в целом. Увеличение максимальных крейсерских скоростей (чисел М) обусловлено тем, что верхняя поверхность крыла спроектирована так, что максимальное разрежение на ней не превышает допустимых значений коэффициента давления на расчетном режиме (Мрасч=0,87-0,92) и поэтому волновые потери являются относительно слабыми. К тому же уменьшение углов наклона верхней поверхности в хвостовой части профилей на предлагаемом крыле устраняет возможность возникновения ранних отрывов на расчетных крейсерских режимах и на взлетно-посадочных режимах.

В целом отмеченные особенности способствуют уменьшению сопротивления и повышению значений Кmax , а также улучшает характеристики устойчивости и управляемости самолета.

Все отмеченные качества и преимущества предложенного решения подтверждены расчетами и испытаниями.

Класс B64C3/10 форма крыла 

законцовка крыла летательного аппарата -  патент 2495787 (20.10.2013)
крыло летательного аппарата -  патент 2494917 (10.10.2013)
высокоэффективное сверхзвуковое крыло с ламинарным потоком -  патент 2494008 (27.09.2013)
концевые крылышки, содержащие поверхности с углублением, и соответствующие системы и способы -  патент 2492111 (10.09.2013)
конфигурация законцовки крыла, в частности крыла самолета -  патент 2490171 (20.08.2013)
треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов -  патент 2487050 (10.07.2013)
законцовка крыла летательного аппарата -  патент 2481242 (10.05.2013)
законцовка крыла летательного аппарата -  патент 2481241 (10.05.2013)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
летательный аппарат со смешанным режимом аэродинамического и космического полета и способ его пилотирования -  патент 2441815 (10.02.2012)
Наверх