установка для осмотра стволов и аварийного подъема людей
Классы МПК: | B66B17/10 пассажирские |
Автор(ы): | Фурсов Евгений Григорьевич (RU), Садыков Геннадий Рафгатович (RU), Дюдин Юрий Константинович (RU), Денисов Михаил Эдуардович (RU), Козлов Игорь Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский, проектный и конструкторский институт горного дела и металлургии цветных металлов" ФГУП "Гипроцветмет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-18 публикация патента:
27.11.2007 |
Изобретение относится к средствам для осмотра стволов при их эксплуатации, в частности в горнодобывающей промышленности. Технический результат - обеспечение безопасности работ при осмотрах стволов, необорудованных клетьевым или скиповым подъемником, и в аварийных ситуациях на подземных работах. Для достижения этого технического результата установка содержит подвесной путь (1) и подъемную люльку (20). Подвесной путь смонтирован по внутреннему периметру ствола (2), подвижные тележки (5) соединены между собой продольной балкой, на которой закреплены подъемный и страховочный тросы. К продольной балке прикреплена поперечина, к которой присоединены продольные и диагональные балки, по концам поперечины закреплены пограничные стойки, которые снизу соединены поперечинами. Пограничные стойки и контактирующие с ними угловые стойки рамы люльки снабжены соединительными элементами. Указанные подъемный и страховочный тросы пропущены через приводной механизм опускания люльки. Соединительные элементы выполнены в виде шарнирно закрепленных на пограничных стойках корпусов с двумя спиралеобразными выступами, имеющими отверстия, и выступов с отверстиями, жестко закрепленных на угловых стойках рамы люльки. 1 з.п. ф-лы, 12 ил.
Формула изобретения
1. Установка для осмотра стволов и аварийного подъема людей, включающая подвесной путь, тележки, подъемную люльку, приводной механизм опускания люльки, отличающаяся тем, что подвесной путь расположен по внутреннему периметру ствола, тележки соединены между собой продольной балкой, на которой закреплены подъемный и страховочный тросы, к продольной балке прикреплена поперечина, к которой присоединены продольные и диагональные балки, по концам поперечины закреплены пограничные стойки, которые снизу соединены поперечинами, пограничные стойки и контактирующие с ними угловые стойки рамы люльки снабжены соединительными элементами, причем указанные подъемный и страховочный тросы пропущены через приводной механизм опускания люльки.
2. Установка для осмотра по п.1, отличающаяся тем, что соединительные элементы выполнены в виде шарнирно закрепленных на пограничных стойках корпусов с двумя спиралеобразными выступами, имеющими отверстия, и выступов с отверстиями, жестко закрепленных на угловых стойках рамы люльки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам и способам осмотра стволов при их эксплуатации и может быть использовано в горнодобывающей промышленности.
Известны установки для осмотра стволов, включающие подъемные машины, копры и подъемные сосуды (клети, скипы, бадьи).
Для осмотра ствола лицо надзора размещается на крыше незагруженного подъемного сосуда, застраховывается предохранительным поясом, прикрепленным к канату или прицепному устройству подъемного сосуда. (Единые правила безопасности при отработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом. М., Издательство Госгортехнадзора, 2004 г., параграф 305.)
В ряде случаев такой способ перемещения используется для аварийного подъема людей.
В случае подъема полезного ископаемого в клетях или скипах, последние служат также и для осмотра стволов.
Однако при использовании вертикального подъема полезного ископаемого в элеваторных установках типа «Paketlift» («Пакетлифт», Германия), последние не могут быть использованы для осмотра стволов, и для этих целей стволы должны быть дополнительно оснащены подъемной машиной, копром, подъемным сосудом или специальной платформой.
Известна подвесная дорога, прикрепленная к карнизам зданий, и используемая для мытья окон и стен. (Петренко О.С. Подвесной внутризаводской транспорт. М. Машгиз, 1949, с. 311.)
На подвесной дороге размещены тележки, оснащенные тросами, с помощью которых перемещаются по вертикали и горизонтали помосты (люльки).
Установка не приемлема в качестве средства для осмотра стволов, поскольку при своем движении по горизонтали она должна менять направление движения в двух горизонтальных направлениях, что приведет к столкновению помоста (люльки) со стенками ствола.
Наиболее близким техническим решением является установка, включающая подвесной путь, тележки, подъемную люльку, приводной механизм опускания люльки (по патенту RU 2052100 С1, 10.01.1996 - 6 с.). Недостатком такого решения является громоздкость всей конструкции и отсутствие фиксации люльки в устойчивое положение в момент передвижения мостового крана.
Указанные недостатки названных выше решений снижают их технологические возможности.
Целью настоящего изобретения является повышение технологических возможностей установки для осмотра стволов и аварийного подъема людей.
Указанная цель достигается тем, что в известных установках для осмотра стволов и аварийного подъема людей, включающих подвесной путь, тележку, подъемную люльку, приводной механизм опускания люльки, согласно изобретению подвесной путь расположен по внутреннему периметру ствола, тележки соединены между собой продольной балкой, на которой закреплены подъемный и страховочный трос, к продольной балке прикреплена поперечина, к которой присоединены продольные и диагональные балки, по концам поперечины закреплены пограничные стойки, которые снизу соединены поперечинами, пограничные стойки и контактирующие с ними угловые стойки рамы люльки снабжены соединительными элементами, причем указанные подъемный и страховочный тросы пропущены через приводной механизм опускания люльки, а соединительные элементы выполнены в виде шарнирно закрепленных на пограничных стойках корпусов с двумя спиралеобразными выступами, имеющими отверстия, и выступов с отверстиями, жестко закрепленных на угловых стойках рамы люльки.
Изобретение поясняется чертежами:
где, на фиг.1 показан вид ствола сверху с трассой подвесного пути,
на фиг.2 - продольный разрез ствола с установкой для осмотра,
на фиг.3 - вид с боку на подвесной путь,
на фиг.4 - разрез по подвесному пути,
на фигурах 5,6,7 показаны общий вид рамы установки с боков и в плане,
на фиг.8 - вид сбоку на подъемную люльку,
на фиг.9 - общий вид соединительного элемента,
на фиг.10 - разрез по соединительному элементу,
на фиг.11 показан продольный разрез по стволу с подъемной люлькой в рабочем положении,
на фиг.12 показан разрез ствола с размещением установки в его другой части.
Установка состоит из подвесного пути 1 (двутавровая балка), закрепленного по внутреннему периметру ствола 2 с помощью выдвижных опорных балок 3, опирающихся на бетонную крепь 4 устья ствола.
На подвесной путь навешиваются тележки 5.
С помощью скоб 6 и через опорный шар 7 тележки 5 соединяются с продольной балкой 8.
На концах балки 8 размещаются фиксаторы 9 грузового 10 и страховочных 11 тросов.
К продольной балке 8 закреплена поперечина 12, к которой присоединены продольные 13 и диагональные 14 балки.
По концам поперечины 12 закреплены вертикальные пограничные стойки 15, которые по низу соединены поперечинами 16.
Элементы по позициям 8,12,13,14, 15,16 составляют единую раму 17.
На стойках 15 единой рамы 17 размещены соединительные элементы 18, а на угловых стойках 19 рамы люльки 20 закреплен выступ 21 с отверстием.
К верхним перекладинам 22 люльки 20 присоединен предохранительный козырек 23. Тросы 10 и 11 пропущены через приводной механизм 24 люльки.
Соединительный элемент выполнен в виде корпуса 25, имеющего два спиралевидных выступа 26 с отверстием 27 и втулки 28.
Втулка жестко закреплена на стойках 15 контейнера, а корпус 25 относительно втулки 28 закреплен шарнирно.
В устьевой части ствола смонтирован посадочный пункт 29.
В исходном положении контейнер и соединенная с ним люлька находятся у посадочного пункта 29.
Спиральные выступы 26 корпуса 25 обхватывают выступы 21 на угловых стойках 19 рамы люльки 20.
Отверстия в выступах при этом должны быть совмещены, а люлька 20 и единая рама 17 заштифтованы между собой.
Установка работает следующим образом.
Через посадочный пункт 29 лица осматривающие ствол производят посадку в люльку 20.
Соединенные вместе единая рама 17 и люлька 20 с помощью тележки 5 перемещается по подвесному пути 1 к той части периметра ствола, против которого должен производиться осмотр ствола.
После фиксации тележек производится расштифтовка соединительных элементов 25 единой рамы 17 и 21 люльки 20.
Спиралевидные выступы 26 корпуса поворачиваются относительно втулки 27 до полного выхода из контакта с соединительным элементом люльки 21, включается приводной механизм 24 люльки и последняя спускается вниз по стволу.
Возврат установки в исходное состояние производится в обратном порядке. Установка позволяет в условиях ограниченного пространства ствола и с криволинейными стенками производить осмотр и ремонт крепи стволов и в аварийных ситуациях может служить для подъема людей из шахты.