депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения

Классы МПК:C10L1/16 углеводороды 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):ООО НПЦ "Инвента" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-08-08
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 5-35% СКЭП или СКЭПТ и 65-95% фракции депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 . Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам заключается в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающаяся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

СКЭП или СКЭПТ5-35
Фракция депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 65-95

2. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающийся в том, что предварительно приготовленный 5-35%-ный раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 мин.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу и способу получения депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С 3÷C18 (патент РФ, 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996).

Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив. Однако депрессорный эффект данной присадки сравнительно низок (-17°С), а значение коэффициента фильтруемости Кф в пределах 1,8->10 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кфдепрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 3).

Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав и способ получения присадки, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф.

Поставленная задача решается созданием депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающейся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

СКЭПилиСКЭПТ5-35
Фракция депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов C2026 95-65

Задача решается также способом получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающимся в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут.

В качестве сополимера этилена с пропиленом применяли этилен-пропиленовый каучук (СКЭП) и этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) любых марок, выпускаемые согласно ТУ 2294-022-05766801-94. Эффективность этих каучуков показана на примере СКЭП-50 и СКЭПТ-50.

Фракция депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С20-C16 - побочный продукт при производстве депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов C810 , C10-C12, C 12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.

Депрессорную присадку готовили в следующей последовательности: СКЭП или СКЭПТ в расчетных количествах вводили во фракцию депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов С2026 , оставляли на сутки для набухания, затем при температуре 80°С перемешивали до полной однородности. Полученный раствор подвергали ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Полученную депрессорную присадку вводили в дизельное топливо в количестве 0,01-0,05 мас.%.

Составы образцов приготовленных депрессорных присадок и продолжительность их ультразвуковой обработки приведены в табл.1.

Температуру замерзания дизельных топлив (tз.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (t ф) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости (К ф) по ОКСТУ-0209.

Как следует из табл.2, предлагаемая депрессорная присадка к дизельным топливам, полученная по предлагаемому способу, превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом Кф составляет 1,1÷1,7 против 1,8÷(>10) для прототипа.

Таблица 1

Состав композиционных депрессорных присадок и продолжительность

ультразвукового воздействия.
№№

Образца
Состав, мас.% Время ультразвукового воздействия, мин
СКЭП Т-50СКЭП-50Фракция

депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 -олефинов

С20 26
1 5-95 1
2- 595 2
310 -90 3
4- 1590 4
520 -85 5
6- 2585 1
730 -80 3
8- 3575 5

Таблица 2.

Результаты испытаний депрессорной присадки к дизельным топливам.
№№

образца
Концентрация присадки в топливе, мас.%tзаст. , °Сдепрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 tзаст., °C tфильт. °Cдепрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения, патент № 2311444 tфильт. °C Kфильт.
Исходное дизельное топливо- -15,0--5,0 ->10
1 0,01-34,0 -19,0-21-16,0 1,7
2 0,03-36,0-21,0 -22,0-17,0 1,6
30,05 -39,0-24,0 -26,5-21,51,4
40,01 -36,0-21,0-26,0 -21,01,3
50,03 -38,0-23,0-25,0 -20,01,5
60,05 -40,0-25,0-30,0 -25,01,2
70,01 -37,5-24,5-26,0 -21,01,4
80,05 -40,5-25,5-29,5 -24,51,1
Прототип0,03÷0,1 (-26)÷(-33)(-10)÷(17) (-17)÷(-28)(-10)÷(-21) >10÷1,8

Класс C10L1/16 углеводороды 

способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
химический маркер и способ его получения -  патент 2489476 (10.08.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
топливо для импульсного детонационного двигателя -  патент 2484123 (10.06.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения характеристик хладотекучести, и средний дистиллят -  патент 2475516 (20.02.2013)
Наверх