депрессорная присадка к дизельным топливам и способ ее получения
Классы МПК: | C10L1/16 углеводороды |
Автор(ы): | Кемалов Алим Фейзрахманович (RU), Ганиева Тамилла Фатхиевна (RU), Фахрутдинов Рево Зиганшинович (RU), Дияров Ирик Нурмухаметович (RU), Хазимуратов Рафаил Ханифович (RU), Кемалов Руслан Алимович (RU), Магдеева Самира Рашидовна (RU), Ванина Кафия Мубараковна (RU) |
Патентообладатель(и): | ООО НПЦ "Инвента" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-08-08 публикация патента:
27.11.2007 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу депрессорной присадки к дизельным топливам. Депрессорная присадка к дизельным топливам содержит 5-35% СКЭП или СКЭПТ и 65-95% фракции -олефинов С20-С26 . Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам заключается в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции -олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Депрессорная присадка к дизельным топливам превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающаяся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию -олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СКЭП или СКЭПТ | 5-35 |
Фракция -олефинов С20-С26 | 65-95 |
2. Способ получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающийся в том, что предварительно приготовленный 5-35%-ный раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции -олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 мин.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к составу и способу получения депрессорной присадки к дизельным топливам. Известна многофункциональная присадка к дизельному топливу на основе нитрата алифатического спирта С 3÷C18 (патент РФ, 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996).
Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с данной присадкой не обладает требуемыми низкотемпературными характеристиками.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом с диспергирующими добавками: ОП-4 или Н, или Б-5 (С.Т.Башкатова и др. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. - ХТТМ, 2001, №3, с.27, прототип). Композиция улучшает низкотемпературные характеристики летних дизельных топлив. Однако депрессорный эффект данной присадки сравнительно низок (-17°С), а значение коэффициента фильтруемости Кф в пределах 1,8->10 (согласно требованиям, предъявляемым к дизельным топливам с присадкой, Кф 3).
Задачей, на решение которой направлен заявляемый состав и способ получения присадки, является достижение большего эффекта в улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива, в том числе и показателя Кф.
Поставленная задача решается созданием депрессорной присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом в сочетании с добавкой, отличающейся тем, что в качестве добавки и одновременно растворителя она содержит фракцию -олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СКЭПилиСКЭПТ | 5-35 |
Фракция -олефинов C20-С26 | 95-65 |
Задача решается также способом получения депрессорной присадки к дизельным топливам, заключающимся в том, что предварительно приготовленный 5-35% раствор СКЭП или СКЭПТ во фракции -олефинов С20-С26 подвергается ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут.
В качестве сополимера этилена с пропиленом применяли этилен-пропиленовый каучук (СКЭП) и этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) любых марок, выпускаемые согласно ТУ 2294-022-05766801-94. Эффективность этих каучуков показана на примере СКЭП-50 и СКЭПТ-50.
Фракция -олефинов С20-C16 - побочный продукт при производстве -олефинов C8-С10 , C10-C12, C 12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.
Депрессорную присадку готовили в следующей последовательности: СКЭП или СКЭПТ в расчетных количествах вводили во фракцию -олефинов С20-С26 , оставляли на сутки для набухания, затем при температуре 80°С перемешивали до полной однородности. Полученный раствор подвергали ультразвуковому воздействию на установке УЗДН-2Т, генерирующего с частотой 22 кГц, в течение 1-5 минут. Полученную депрессорную присадку вводили в дизельное топливо в количестве 0,01-0,05 мас.%.
Составы образцов приготовленных депрессорных присадок и продолжительность их ультразвуковой обработки приведены в табл.1.
Температуру замерзания дизельных топлив (tз.) определяли по ГОСТ 20287-91, предельную температуру фильтруемости (t ф) по ГОСТ 22254-91, коэффициент фильтруемости (К ф) по ОКСТУ-0209.
Как следует из табл.2, предлагаемая депрессорная присадка к дизельным топливам, полученная по предлагаемому способу, превосходит прототип по степени улучшения всех низкотемпературных характеристик дизельного топлива. При этом Кф составляет 1,1÷1,7 против 1,8÷(>10) для прототипа.
Таблица 1 Состав композиционных депрессорных присадок и продолжительность ультразвукового воздействия. | ||||
№№ Образца | Состав, мас.% | Время ультразвукового воздействия, мин | ||
СКЭП Т-50 | СКЭП-50 | Фракция -олефинов С20-С 26 | ||
1 | 5 | - | 95 | 1 |
2 | - | 5 | 95 | 2 |
3 | 10 | - | 90 | 3 |
4 | - | 15 | 90 | 4 |
5 | 20 | - | 85 | 5 |
6 | - | 25 | 85 | 1 |
7 | 30 | - | 80 | 3 |
8 | - | 35 | 75 | 5 |
Таблица 2. Результаты испытаний депрессорной присадки к дизельным топливам. | ||||||
№№ образца | Концентрация присадки в топливе, мас.% | tзаст. , °С | tзаст., °C | tфильт. °C | tфильт. °C | Kфильт. |
Исходное дизельное топливо | - | -15,0 | - | -5,0 | - | >10 |
1 | 0,01 | -34,0 | -19,0 | -21 | -16,0 | 1,7 |
2 | 0,03 | -36,0 | -21,0 | -22,0 | -17,0 | 1,6 |
3 | 0,05 | -39,0 | -24,0 | -26,5 | -21,5 | 1,4 |
4 | 0,01 | -36,0 | -21,0 | -26,0 | -21,0 | 1,3 |
5 | 0,03 | -38,0 | -23,0 | -25,0 | -20,0 | 1,5 |
6 | 0,05 | -40,0 | -25,0 | -30,0 | -25,0 | 1,2 |
7 | 0,01 | -37,5 | -24,5 | -26,0 | -21,0 | 1,4 |
8 | 0,05 | -40,5 | -25,5 | -29,5 | -24,5 | 1,1 |
Прототип | 0,03÷0,1 | (-26)÷(-33) | (-10)÷(17) | (-17)÷(-28) | (-10)÷(-21) | >10÷1,8 |