способ эксплуатации судов и составов
Классы МПК: | B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам |
Патентообладатель(и): | Бимбереков Павел Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-01-27 публикация патента:
10.12.2007 |
Изобретение относится к эксплуатации и ремонту водного транспорта. Способ эксплуатации судов и составов включает анализ состояния конструкций, гидромеханических характеристик судов. Проводят профилактические работы, например очистные, шпаклевочные, окрасочные. Производят восстановление параметров шероховатости. Осуществляют ремонт, например правку, наложение накладных листовых конструкций. Устраняют остаточные деформации в виде гофрировок, бухтин судовой обшивки. При формировании составов судов суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Обеспечивается оптимальная эксплуатация судов. 4 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ эксплуатации судов и составов, включающий анализ состояния конструкций, отличающийся тем, что предварительно производится анализ их гидромеханических характеристик, преимущественно путем оценки влияния ряда факторов, например повреждений, обрастания, возможно, гидромеханические характеристики оцениваются экспериментально, в частности, в натурных и модельных условиях, и принимается решение о порядке дальнейшей эксплуатации, в частности проведении: профилактических работ, в том числе очистных, шпаклевочных, шлифовальных, окрасочных и их комбинаций, например, производят восстановление геометрии обшивки, возможно, частичное, в частности параметров шероховатости; ремонта, в том числе, правки, наложение накладных листовых конструкций, например, производят восстановление геометрии обшивки, возможно, частичное, в частности устраняют остаточные деформации в виде гофрировки, бухтин обшивки; использования по назначению, в том числе, при формировании составов судов, например суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками, при принятии решения о порядке дальнейшей эксплуатации учитывают состояние среды существования судов, например, экономическую целесообразность, технологичность, безопасность, в частности суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками и/или производят ремонт, например, наложением накладных листовых конструкций.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают со стороны потребного увеличения крутящего момента состава, например, вперед и снаружи в сторону расположения буксира-толкача, преимущественно расположенного не в месте равнодействующей сопротивлению воды в составе.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что снижают параметры шероховатости, возможно, только на части шпации, в частности половине шпации, считая от кормы судна.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что восстановление геометрии обшивки производят, например, правкой, заменой, накладными листовыми элементами, преимущественно через одну шпацию по длине корпуса судна и, возможно, снижают в пределах выправленных шпаций параметры шероховатости.
5. Способ по п.4, отличающийся тем, что снижение шероховатости в следующих к корме после шпаций с восстановленной геометрией, производят на протяжении до 30% шпации от кормы.
Описание изобретения к патенту
Способ относится к эксплуатации водного транспорта, а точнее к профилактике, ремонту, расстановке судов при формировании составов из них.
Известен способ эксплуатации судов и составов из них [1]. Он включает предварительный анализ поврежденности судов, выделение судов большей и меньшей поврежденности, предпочтительно по каждой регламентирующей конструкции, а затем суда формируют в составы, располагают их в зависимости от степени поврежденности. Данный способ не полностью учитывает состояние регламентирующих конструкций, например обрастание поверхности, кроме этого, отсутствует учет возможного влияния, в том числе нейтрализации различных видов повреждений друг другом, например шероховатости обшивки и местных остаточных деформаций. В частности, в случае, если удельный коэффициент сопротивления на единицу площади обшивки при отрывном течении за гофрами меньше, чем коэффициент сопротивления трения вследствие шероховатости обшивки, то у судов с большим распространением регулярных деформаций типа гофрировки гидродинамические качества могут быть выше, чем у менее деформированных, при одинаковой шероховатости обшивки.
Задачей, на которую направлено изобретение, является обеспечение наиболее рационального порядка эксплуатации судов и составов путем анализа, поддержания и восстановления гидромеханических качеств судов, в частности путем учета влияния отдельных отрицательных факторов друг на друга.
Техническим результатом является обеспечение оптимальной эксплуатации судов.
Упомянутая задача достигается тем, что предварительно производится анализ их гидромеханических характеристик судов, преимущественно путем оценки влияния ряда факторов, например повреждений, обрастания, и принимается решение о порядке дальнейшей эксплуатации, в частности проведении: профилактических работ, в том числе очистных, шпаклевочных, окрасочных; ремонта, в том числе правки, оснащения накладными листовыми элементами; использования по назначению, в том числе при формировании составов судов, при этом учитывают состояние среды существования судов, например экономическую целесообразность, технологичность, безопасность. Гидромеханические характеристики предусматривается оценивать, в том числе экспериментально, в частности, в натурных и модельных условиях. Далее, чтобы снизить их отрицательное влияние, суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Иначе в случае расположения толкача-буксировщика не в месте равнодействующей сопротивления воды в составе (например, не по продольной оси симметрии в симметричном составе) и/или с учетом особенностей фарватера суда с худшими гидромеханическими характеристиками располагают со стороны буксира-толкача или в сторону потребного крутящего момента в плоскости состава, причем преимущественно наружу и вперед относительно судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Предусматривается восстановление геометрии обшивки, возможно, частичное, в частности параметров шероховатости (микрогеометрии). При этом снижение параметров шероховатости, возможно, только на части шпации, в частности половине шпации в корму судна. Восстановление макрогеометрии (устранение бухтин, гофрировки) обшивки предполагается производить, например, правкой, заменой, накладными листовыми элементами, преимущественно через одну шпацию по длине корпуса судна, после чего на этих участках, преимущественно в пределах выправленных шпаций снижают параметры шероховатости использованием очистных, шпаклевочных, шлифовальных, окрасочных работ и их комбинаций. После восстановления макрогеометрии отдельных шпаций снижение микрогеометрии у геометрии у следующих шпаций допустимо только на протяжении до 30% шпаций, считая от кормы.
Эксплуатирующиеся суда и составы из них имеют обшивку, которая вследствие износа, истирания, обрастания, различных ударов становится шероховатой и значительно увеличивает сопротивление движению этих судов и составов. Кроме того, в обшивке накапливаются остаточные деформации в виде, например, гофрировки, бухтин, которые при относительной величине стрелки прогиба к величине пролета такой деформации (например, шпации) более 3% гарантированно имеют зону отрывного обтекания, близкую половине этого пролета от передней кромки. Экспериментально установлено, что при наличии перед деформированной шпацией (бухтиной) нормальной, значительно продлевает зону отрыва до 70...90% шпации.
Способ осуществляется следующим образом.
Предварительно производится анализ гидромеханических характеристик судов, преимущественно путем оценки влияния ряда факторов, например повреждений, обрастания, и принимается решение о порядке дальнейшей эксплуатации. При необходимости экономической, технологической и иной целесообразности, производят следующие работы: профилактические работ, в том числе очистные, шпаклевочные, окрасочные; ремонтные, в том числе правку накладными листовыми конструкциями.
Предусматривается восстановление геометрии обшивки судов, возможно, частичное, в частности параметров шероховатости (микрогеометрии). При этом снижение параметров шероховатости, возможно, только на части шпации, в частности половине каждой шпации от кормы судна. Восстановление макрогеометрии (устранение бухтин, гофрировки) обшивки предполагается производить, в частности, правкой, заменой, накладными листовыми элементами, преимущественно через одну шпацию по длине корпуса судна. После чего на восстановленных участках, преимущественно в пределах выправленных шпаций снижают параметры шероховатости использованием очистных, шпаклевочных, шлифовальных, окрасочных работ и их комбинаций. После восстановления макрогеометрии отдельных шпаций снижение микрогеометрии у следующих шпаций возможно только на протяжении до 30% шпаций, считая от кормы.
Далее определяют порядок использования судов по назначению, в том числе при формировании составов судов. При этом учитывают состояние среды существования судов, в частности экономическую целесообразность, технологичность, безопасность. Гидромеханические характеристики предусматривается оценивать в том числе и экспериментально, в частности, в натурных и модельных условиях. Далее, чтобы снизить их отрицательное влияние, суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Иначе в случае расположения толкача-буксировщика не в месте равнодействующей сопротивления воды в составе (например, не по продольной оси симметрии в симметричном составе) и/или с учетом особенностей фарватера суда с худшими гидромеханическими характеристиками располагают со стороны буксира-толкача или в сторону потребного крутящего момента в плоскости состава, причем преимущественно наружу и вперед относительно судов с лучшими гидромеханическими характеристиками.
Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам