всеракурсное реактивное сопло турбореактивного двигателя
Классы МПК: | F02K1/78 прочие конструкции реактивных сопел F02K9/97 ракетные сопла |
Автор(ы): | Волков Альберт Иванович (RU), Пырков Сергей Николаевич (RU), Сладков Михаил Куприянович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-07 публикация патента:
10.12.2007 |
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Сопло содержит неподвижный корпус, снабженный карданным шарниром, и подвижный корпус, соединенный стойками с подвижной частью карданного шарнира, причем подвижный и неподвижный корпусы сопла контактируют через сферическую обечайку. Для двухконтурного турбореактивного двигателя стойки и подвижный корпус сопла выполнены полыми. Полость последнего сообщена с окружающей средой, неподвижная и подвижная части карданного шарнира выполнены в виде полых цилиндров, сообщенных друг с другом каналом, при этом неподвижный цилиндр сообщен с воздушной полостью наружного контура двигателя, а подвижный - через полые стойки с полостью подвижного корпуса сопла. Изобретение обеспечивает эффективное охлаждение карданного шарнира, нагретого до высоких температур, полых стоек и подвижного корпуса сопла, что способствует уменьшению массы сопла и повышению надежности его работы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Всеракурсное реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус, снабженный карданным шарниром, и подвижный корпус, соединенный стойками с подвижной частью карданного шарнира, причем подвижный и неподвижный корпусы сопла контактируют через сферическую обечайку, отличающееся тем, что для двухконтурного турбореактивного двигателя стойки и подвижный корпус сопла выполнены полыми, причем полость последнего сообщена с окружающей средой, неподвижная и подвижная части карданного шарнира выполнены в виде полых цилиндров, сообщенных друг с другом каналом, при этом неподвижный цилиндр сообщен с воздушной полостью наружного контура двигателя, а подвижный - через полые стойки с полостью подвижного корпуса сопла.
2. Всеракурсное реактивное сопло по п.1, отличающееся тем, что сферическая обечайка установлена на неподвижном корпусе сопла, а подвижный корпус сопла снабжен кольцом, контактирующим со сферической обечайкой через уплотнение.
3. Всеракурсное сопло по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено обтекателем, прикрепленным к подвижному цилиндру карданного шарнира.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к реактивным соплам турбореактивных двигателей (ТРД).
Известно всеракурсное реактивное сопло ТРД, содержащее неподвижный корпус, снабженный карданным шарниром, и подвижный корпус, соединенный стойками с подвижной частью карданного шарнира. Подвижный и неподвижный корпуса сопла контактируют между собой через сферическую обечайку (см. патент США №3438581 класса 239-265.35, опубл. 15.04.1969 г.).
Недостаток прототипа состоит в том, что карданный шарнир, омываемый газами, выходящими из турбины, нагревается до высоких температур.
При этом резко увеличивается коэффициент трения трущихся поверхностей в шарнире, что приводит к его заклиниванию.
Задачей изобретения является организация охлаждения карданного шарнира в конструкции всеракурсного реактивного сопла двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД).
Указанная задача достигается тем, что в известном всеракурсном реактивном сопле ТРД, содержащем неподвижный корпус, снабженный карданным шарниром, и подвижный корпус, соединенный стойками с подвижной частью карданного шарнира, причем подвижный и неподвижный корпуса сопла контактируют через сферическую обечайку, при использовании его в ДТРД согласно изобретению стойки и подвижный корпус сопла выполнены полыми, причем полость последнего сообщена с окружающей средой, неподвижная и подвижная части карданного шарнира выполнены в виде полых цилиндров, сообщенных друг с другом каналом, при этом неподвижный цилиндр сообщен с воздушной полостью наружного контура двигателя, а подвижный - через полые стойки с полостью подвижного корпуса сопла.
Такое выполнение устройства позволяет подвести часть холодного воздуха наружного контура ДТРД к карданному шарниру и транспортировать его через полые стойки к подвижному корпусу сопла, охлаждая таким образом все элементы сопла. Это приводит к снижению их температуры во время работы двигателя, что позволяет уменьшить их массу и повысить работоспособность карданного шарнира благодаря уменьшению трения в его подвижных соединениях.
На чертеже показан продольный разрез сопла ДТРД.
Сопло содержит неподвижный корпус 1, снабженный карданным шарниром 2, и подвижный корпус 3, соединенный стойками 4 с подвижной частью 5 карданного шарнира 2. Неподвижный корпус 1 снабжен сферической обечайкой 6. Подвижный корпус 3 снабжен кольцом 7, контактирующим со сферической обечайкой 6 через уплотнительные элементы 8.
Подвижная часть 5 карданного шарнира 2 и его неподвижная часть 9 выполнены в виде полых цилиндров, сообщенных друг с другом каналом 10. Неподвижный цилиндр 9 сообщен с воздушной полостью 11 наружного контура двигателя через полые стойки 12 и канал 13. Подвижный цилиндр 5 сообщен через полые стойки 4 с полостью подвижного корпуса 3 сопла. Сопло снабжено обтекателем 14, прикрепленным к подвижному цилиндру 5 карданного шарнира 2.
Во время работы двигателя воздух из наружного контура 11 поступает через полые стойки 12 и канал 13 в полость цилиндра 9, откуда через канал 10 проходит в полость цилиндра 5 и через полые стойки 4 - в полость подвижного корпуса 3 сопла, из которой он выходит через щель.
Таким образом, производится эффективное охлаждение карданного шарнира 2, нагретого до высоких температур, полых стоек 4 и подвижного корпуса 3 сопла.
Кроме того, предложенное устройство благодаря расположению сферической поверхности на неподвижном корпусе позволяет, в отличие от прототипа, исключить возникновение переменных поперечных сил, действующих на карданный шарнир при повороте сопла.
Крепление обтекателя к подвижной части карданного шарнира позволяет уменьшить потери тяги двигателя и снизить температуру карданного шарнира.
Изобретение способствует уменьшению массы сопла и повышению надежности работы сопла и двигателя в целом.
Класс F02K1/78 прочие конструкции реактивных сопел