аккумуляторная батарея
Классы МПК: | H01M10/28 конструкции или изготовление |
Автор(ы): | Горбунов Владимир Евгеньевич (RU), Лепетан Владимир Васильевич (RU), Романов Николай Алексеевич (RU), Яковлев Юрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | ЗАО "Опытный завод научно-исследовательского института химических источников тока" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-06-16 публикация патента:
20.12.2007 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в авиационных стартерных аккумуляторных батареях с щелочным электролитом, применяемых в качестве бортового резервного источника тока летательных аппаратов. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в упрощении эксплуатации аккумуляторной батареи за счет возможности использования ее в летательных аппаратах без специального герметичного аккумуляторного отсека, возможности крепления батареи на борту различных типов летательных аппаратов традиционными в авиационной технике соединениями типа "морской болт" и "боковые штыри" и исключения обрызгивания батареи электролитом при проведении технического обслуживания (зарядки) и при заряде от бортовой сети летательного аппарата. Для достижения технического результата применен жесткий контейнер сварной конструкции с обеспечением герметичности его внутренней полости посредством лабиринтного уплотнения через резиновый жгут в крышке, герметичную розетку выводов и уплотняющий резиновый вкладыш для соединения внутренней полости контейнера батареи с дренажной системой летательного аппарата, через которую отводятся газы за борт летательного аппарата. Исключение обрызгивания батареи электролитом обеспечивается применением специального V-образного экрана в аккумуляторах, отсекающего электролит от вентиляционного отверстия при заряде как при нахождении батареи на летательном аппарате, так и при техническом обслуживании. 3 ил.
Формула изобретения
Аккумуляторная щелочная никель-кадмиевая батарея, содержащая металлический контейнер, в который помещены аккумуляторы в пластмассовых сосудах, соединенные между собой шинами, отличающаяся тем, что контейнер выполнен герметичным, имеет узел крепления батареи к различным типам летательных аппаратов, устройство для соединения с дренажной системой летательного аппарата, а аккумуляторы - специальный V-образный экран для предотвращения обрызгивания батареи электролитом при заряде.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в авиационных стартерных аккумуляторных батареях с щелочным электролитом применяемых в качестве бортового резервного источника тока летательных аппаратов.
Известны авиационные стартерные щелочные никель-кадмиевые аккумуляторные батареи (А.с. СССР №1166636, приоритет от 15 февраля 1984 г. и А.с. СССР №1340523 приоритет от 29 августа 1985 г.).
Указанные батареи имеют открытый металлический корпус контейнера со смотровыми окнами, пластмассовую крышку и боковые штыри для крепления на борту летательного аппарата. Батарея по А.с. СССР №1340523 оснащена термодатчиком, сигнализирующим о критическом повышении температуры аккумуляторной батареи.
Недостатком применения данных батарей является необходимость иметь в летательных аппаратах специальный герметичный аккумуляторный отсек, предотвращающий влияние щелочного электролита на конструкцию летательного аппарата, так как электролит может в виде паров или брызг выплескиваться из аккумуляторов при заряде от бортовой сети летательных аппаратов. Кроме того, на заряде указанных батарей при техническом обслуживании происходит разбрызгивание электролита из аккумуляторов. В связи с этим возникает необходимость промывки и сушки батарей после технического обслуживания для обеспечения заданного сопротивления изоляции. К недостаткам можно отнести невозможность крепления к борту летательного аппарата соединением "морской болт", широко применяемым в авиационной технике.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении эксплуатации аккумуляторной батареи за счет возможности использования их в летательных аппаратах без специального герметичного аккумуляторного отсека, возможности крепления батареи на борту различных типов летательных аппаратов традиционными в авиационной технике соединениями типа "морской болт" и "боковые штыри", исключении обрызгивания батареи электролитом при проведении технического обслуживания (зарядки) и при заряде от бортовой сети летательного аппарата.
Для достижения этого технического результата применен жесткий контейнер сварной конструкции с обеспечением герметичности его внутренней полости посредством лабиринтного уплотнения через резиновый жгут в крышке, герметичную розетку выводов и уплотняющий резиновый вкладыш для соединения внутренней полости контейнера батареи с дренажной системой летательного аппарата, через которую отводятся газы за борт летательного аппарата. Исключение обрызгивания батареи электролитом обеспечивается применением специального V-образного экрана в аккумуляторах, отсекающего электролит от вентиляционного отверстия при заряде как при нахождении батареи на летательном аппарате, так и при техническом обслуживании.
Отличительными признаками предлагаемой аккумуляторной батареи от существующих являются жесткий герметичный контейнер с узлом крепления, применяемым в летательных аппаратах различного типа, и специальный экран в аккумуляторах для отсечения электролита от вентиляционного отверстия при заряде.
Благодаря этим признакам батарея не требует устройства специальных аккумуляторных отсеков на летательных аппаратах, позволяет крепить ее в двух вариантах ("морской болт" и "боковые штыри") в зависимости от модификации летательного аппарата и исключить обрызгивание электролитом при заряде.
Предлагаемая аккумуляторная батарея иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.
На фиг.1 показан общий вид аккумуляторной батареи, на фиг.2 - общий вид аккумулятора с показом его внутренней полости, на фиг.3 - конструкция кронштейна для крепления батареи.
Аккумуляторная батарея (фиг.1) содержит аккумуляторы 1, соединенные между собой соединительными шинами 3 и помещенные в жесткий металлический корпус 2 контейнера, имеющего герметичную розетку 6, соединяющую аккумуляторы с колодкой гнезд 7, через которую батарея подключается к летательному аппарату. Крышка 4 контейнера стыкуется с корпусом 2 герметично с помощью уплотнителя 10 и замков 5. На аккумуляторной батарее предусмотрена установка термодатчика 9, сигнализирующего о критическом повышении температуры.
На передней стенке контейнера установлен резиновый вкладыш 8 для стыковки с дренажной системой летательного аппарата с целью удаления газов и возможных паров электролита.
Аккумулятор (фиг.2) содержит блок 11 электродов с сепарацией, расположенный в сосуде 13. Токосъем от блока электродов осуществляется с помощью мостика 12, токовывода 18, уплотненного в крышке 17 кольцом уплотнения 15 и гайкой 19. Между токовыводами 18 установлен экран 14, отсекающий электролит от вентиляционного отверстия во время заряда, и тем самым исключающий забрызгивание крышки аккумулятора электролитом. При техническом обслуживании батареи на зарядных станциях пробки 16 из аккумуляторов вывернуты, при эксплуатации на борту летательного аппарата - установлены.
Универсальный кронштейн 20 (фиг.3) позволяет крепить аккумуляторную батарею 21 по отверстию 22 для фиксации на "морской болт" 26, входящий в конструкцию летательного аппарата, или и на штыри 23 затвора.
Работа аккумуляторной батареи осуществляется следующим образом. Подготовленная к эксплуатации батарея (заряженная) устанавливается на борт летательного аппарата, стыкуясь с ним колодкой гнезд 7 (фиг.1) и, в зависимости от модификации летательного аппарата, на штыри 23 затвора или "морской болт" 26 (фиг.3). В таком положении батарея обеспечивает питание потребителей летательного аппарата электроэнергией, например генератора для запуска двигателей, освещения и т.д. При этом внутренняя полость батареи через вкладыш 8 (фиг.1) контейнера сообщается с дренажной системой летательного аппарата, исключая влияние на него газов и паров электролита. Крепление батареи с летательным аппаратом (фиг.3) на штыри 23 затвора осуществляется отжатием кронштейнов 24 к продольной оси контейнера и поворотом их до совпадения с отверстиями на борту летательного аппарата. При отпускании кронштейнов 24 пружина 25 досылает штыри 23 затвора в отверстия узла крепления летательного аппарата. Для стыковки на "морской болт" кронштейны 24 фиксируются стержнями затворов в отверстиях корпуса контейнера, давая возможность установки "морского болта" по ответным отверстиям контейнера и летательного аппарата.
В процессе заряда аккумуляторной батареи экран 14 (фиг.2) отсекает выделяющиеся пузырьки газов в электролите от вентиляционного отверстия, исключая тем самым выплескивание частиц электролита на внутреннюю поверхность батареи (аккумуляторы, шины, крепежные детали и т.д.). По окончанию заряда промывки и сушки батареи не требуется.
Класс H01M10/28 конструкции или изготовление