способ лечения рака носоглотки

Классы МПК:A61B18/02 путем охлаждения, например криогенная техника
A61N5/00 Лучевая терапия
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ФГУ Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Росздрава (RU),
Светицкий Павел Викторович (RU),
Волошко Михаил Владимирович (RU),
Светицкий Андрей Павлович (RU),
Козлова Маргарита Борисовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано для лечения больных раком носоглотки в тех случаях, когда оперативное лечение по различным причинам не может быть проведено радикально, а возможности лучевого лечения уже исчерпаны. Для этого после курса лучевой терапии на оставшуюся часть опухоли носоглотки осуществляют криовоздействие троекратно по 5-10 секунд с перерывом 10 минут. Способ позволяет ликвидировать опухоль, восстановить слух и носовое дыхание с обеих сторон, нормализовать содержание свободного трийодтиронина в крови и в связи с этим улучшить качество жизни больных.

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"г, №4. с.61-66. СЫНЕБОГОВ С.В. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования носа и околоносовых пазух, автореф, 1998. SIEMSSEN S.O. et al. "[Prolonged deep hypothermia with induced circulatory arrest for the extirpation of an angiofibroma in the rhinopharynx]" Ugeskr Laeger. 1967 May 4; 129(18):586-600. SCHWEITZER V.G. "Photodynamic therapy for treatment of head and neck cancer". Otolaryngol Head Neck Surg. 1990 Mar; 102(3):225-32.

Формула изобретения

Способ лечения рака носоглотки, включающий лучевую терапию, отличающийся тем, что после курса лучевой терапии на оставшуюся часть опухоли носоглотки осуществляют криовоздействие троекратно по 5-10 сек с перерывом 10 мин.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано при лечении больных раком носоглотки в тех случаях, когда оперативное лечение по различным причинам не может быть проведено радикально, а возможности химио-лучевого лечения уже исчерпаны.

Развитие злокачественной опухоли влияет на состояние различных систем организма, в том числе и на состояние эндокринных желез, в той или иной степени изменяя их функциональную активность и гормональный гомеостаз. Радикальное (полное) удаление опухоли, как трансформирующего гомеостаз фактора, является непременным условием восстановления нормальной продукции гормонов у пациентов с онкологическими заболеваниями.

У больных раком носоглотки до начала лечения обнаружено повышенное содержание в крови свободного трийодтиронина. После курса лучевой терапии концентрация гормона у них также остается повышенной. Одна из проблем при лечении больных раком носоглотки связана с невозможностью достичь полного удаления первичного опухолевого очага с помощью дистанционного и контактного облучения. В связи с анатомо-топографическими особенностями области локализации рак носоглотки не может быть подвергнут хирургическому вмешательству. В то же время сохранение даже относительно небольшого фрагмента опухоли значительно снижает как непосредственный, так и отдаленный результат лечения, способствуя развитию рецидива заболевания и появлению метастазов. Кроме того, существование остаточного опухолевого очага может поддерживать в организме метаболические сдвиги, вызванные влиянием злокачественного процесса. Это является дополнительным эндогенным фактором, препятствующим эффективности противоопухолевого лечения, что делает необходимым возможно более полное удаление опухоли при лечении больных с данной локализацией процесса.

Известно использование лекарственных препаратов, ингибирующих синтез тиреоидных гормонов за счет подавления продукции гормонов щитовидной железы, таких как мерказолил или пропицил («Лекарственные средства» Машковский М.Д., М., 2004 г.).

Недостатком медикаментозного подавления функциональной активности железы является тот факт, что применение указанных препаратов приходилось осуществлять на фоне наличия остаточной опухоли носоглотки, оказывающей повышающий эффект на концентрацию гормона в крови. Подобная ситуация требует постоянного приема препаратов и постоянного мониторинга функции щитовидной железы для коррекции их дозы в процессе диспансерного контроля. Кроме того, содержание свободного трийодтиронина в кровяном русле определяется не только объемом его синтеза в железе, но и интенсивностью образования вне железы из другого тиреоидного гормона - тироксина, а также связывающей способностью транспортных (гормонпереносящих) белков крови. Рак носоглотки может изменять любой или все процессы, поддерживающие физиологический уровень свободного трийодтиронина в крови, в связи с чем оптимальным подходом к его нормализации является способ воздействия, обеспечивающий полное удаление опухоли.

Известен способ воздействия на опухоль носоглотки путем применения ионизирующего излучения в суммарной очаговой дозе 60 Гр на первичный очаг («Злокачественные опухоли носоглотки и их лучевое лечение», А.С.Павлов, Л.Д.Стиоп, М., 1985 г.).

Лучевое воздействие, наряду с разрушением опухолевых клеток, пагубно действует на близлежащие окружающие ткани, на систему кровотворения, вызывает явления остеопороза, лучевой катаракты, нарушения подвижности височно-нижнечелюстного сустава.

Целью изобретения является ликвидация остаточной опухоли и нормализация состояния больного.

Поставленную цель достигают тем, что после курса лучевой терапии, визуального осмотра, компьютерно-томографического или магнитно-резонансного исследования на оставшуюся часть опухоли носоглотки осуществляют криовоздействие, троекратно, по 5-10 секунд, с перерывом 10 минут.

Проведенный анализ известных способов лечения рака носоглотки и заявляемого позволяет константировать, что последний обладает новизной и отличен от известных способов.

Новизна предлагаемого способа заключается в использовании в качестве средства, разрушающего оставшуюся часть злокачественной опухоли, воздействия на нее струей охлажденного азота на носоглотку при помощи криоканюли, возможность нормализовать уровень свободного трийодтиронина в крови.

В доступных открытых источниках информации России, стран СНГ и зарубежья указаний на аналогичный способ лечения рака носоглотки обнаружить не удалось.

Способ является промышленно применимым. Он может быть воспроизведен и многократно повторен как в специализированных онкологических учреждениях, так и в ЛОР-клиниках учреждений здравоохранения.

Способ осуществляется следующим способом. После проведения курса лучевой терапии, последующего визуального осмотра, компьютерно-томографического или магнитно-резонансного исследования оставшуюся часть злокачественной опухоли носоглотки подвергают воздействию жидкого азота в течение 5-10 секунд, троекратно с перерывом 10 минут. В процедурном кабинете больной в положении лежа на спине или сидя под местной анестезией путем смазывания и распыления 10%-ного раствора лидокаина слизистых полости носа и носоглотки под визуальным контролем осуществляют криовоздействие на оставшуюся часть опухоли носоглотки. При расположении опухоли на задней поверхности носоглотки криоканюля подводится через носовые ходы, при наличии опухоли на передней и боковых поверхностях - через рот. В целях предотвращения попадания конденсата жидкого азота в рото- и гортаноглотку используется электроотсос с наконечником, который удаляет пары азота.

Примером конкретного применения способа может служить выписка из истории болезни.

Больная К., 1949 года рождения, история болезни №9879/ф, поступила в отделение опухолей головы и шеи РНИОИ 27.05.2005 года с диагнозом - рак носоглотки (T3N0M0), ст.III. Жалобы при поступлении: отсутствие носового дыхания слева полностью, справа частично. Снижение слуха на левое ухо. При задней риноскопии выявлено: вся носоглотка занята опухолью с экзофитным компонентом, покрытая некротическим налетом. Гист. ан. №803737 - плоскоклеточный рак.

07.06.2005 г. проведено исследование содержания свободного трийодтиронина в крови. Концентрация гормона превышала нормальный показатель и составила 7,3 пмоль/л.

С 08.06.2005 по 03.08.2005 г. больная получала курс дистанционной гамматерапии, суммарная очаговая доза составила 60 Гр на первичный очаг. Носовое дыхание и слух улучшились. Однако имелась остаточная опухоль диаметром 1-1,5 см в проекции устья Евстахиевой трубы и свода носоглотки справа.

05.09.2005 г. проведено повторное исследование содержания трийодтиронина в крови. Его содержание было повышенным и составило 6,8 пмоль/л.

06.09.2005 г. больной в процедурном кабинете в положении лежа на спине под местной анестезией распылением и смазыванием 10%-ным раствором лидокаина слизистой полости носа и носоглотки под визуальном контролем к оставшейся части опухоли была подведена криоканюля и осуществлено воздействие азотом в течение 7 секунд, троекратно с перерывами в 10 минут. После процедуры носовое дыхание восстановилось полностью и справа и слева. Больная отмечает улучшение слуха.

13.09.2005 г. исследовано содержание свободного трийодтиронина в крови. Концентрация его нормализовалась и составила 5,2 пмоль/л.

16.09.2005 г. состояние больной вполне удовлетворительное, выписана на диспансерное наблюдение.

20.10.2005 г. при явке на контрольное обследование больная жалоб не предъявляет. Общий анализ крови и исследование на содержание трийодтиронина в пределах нормы. Данных за рецидив опухоли нет.

Разработанным способом было осуществлено лечение 20 больных раком носоглотки в III-IV стадиях процесса. Всем больным на этапах лечения осуществлялся контроль содержания трийодтиронина. Во всех случаях после проведения криодеструкции остаточной опухоли концентрация гормона нормализовалась.

Технико-экономическая эффективность способа заключается в возможности полностью ликвидировать опухоль, восстановить слух и носовое дыхание с обеих сторон, нормализовать содержание в крови свободного трийодтиронина, улучшить качество жизни больных.

Класс A61B18/02 путем охлаждения, например криогенная техника

способ восстановления функций кишечной трубки при синдроме короткой кишки -  патент 2525530 (20.08.2014)
способ лечения опухолей носоглотки -  патент 2520253 (20.06.2014)
способ восстановления фертильности у пациенток с онкологическими заболеваниями -  патент 2519637 (20.06.2014)
способ лечения комбинированных и кавернозных гемангиом -  патент 2517573 (27.05.2014)
криохирургический эпикардиальный аппликатор -  патент 2514726 (10.05.2014)
устройство для передающего текучую среду соединения по меньшей мере одного аппликационного зонда с системой подающих трубок и ручка для хирургического инструмента -  патент 2500364 (10.12.2013)
способ лечения карбункулов почки -  патент 2499573 (27.11.2013)
ручка для хирургического инструмента, в частности криохирургического инструмента -  патент 2497477 (10.11.2013)
криомедицинский аппарат -  патент 2488364 (27.07.2013)
криохирургический аппарат -  патент 2483691 (10.06.2013)

Класс A61N5/00 Лучевая терапия

способ оценки эффекта электромагнитных волн миллиметрового диапазона (квч) в эксперименте -  патент 2529694 (27.09.2014)
способ и устройство для контроля над процессом лечения повреждения -  патент 2529395 (27.09.2014)
способ лечения местнораспространенного неоперабельного рака поджелудочной железы -  патент 2528881 (20.09.2014)
лазерное терапевтическое устройство -  патент 2528659 (20.09.2014)
волоконно-оптический инструмент с изогнутой дистальной рабочей частью -  патент 2528655 (20.09.2014)
устройство для экстракорпоральной обработки крови и эритроцитов -  патент 2528647 (20.09.2014)
способ лечения туберкулезного спастического микроцистиса -  патент 2527905 (10.09.2014)
способ получения керамики из оксида иттербия -  патент 2527362 (27.08.2014)
устройство для воздействия инфракрасным излучением на коллагеновый слой кожи человека с визуализацией процесса -  патент 2527318 (27.08.2014)
способ лечения инфицированных ран и свищей у онкологических больных -  патент 2527175 (27.08.2014)
Наверх