турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности

Классы МПК:F02K1/09 осевым перемещением наружного элемента, например обечайки
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-05
публикация патента:

Турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности выполнен с расположенным в нижней по течению части внешней гондолы подвижным в осевом направлении кольцевым элементом и размещенным радиально внутри гондолы коническим центральным обтекателем. Обтекатель выполнен по его наружной поверхности на длине L с углом образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =15-25° на выходе из сопла наружного контура с плавным переходом к углу турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =0-15° на срезе обтекателя, причем L/l=0,5-2,5, где l - величина осевого перемещения кольцевого элемента внешней гондолы. Изобретение позволяет снизить осевые габариты, вес и повысить КПД турбореактивного двигателя. 2 ил. турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666

турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666

Формула изобретения

Турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с расположенным в нижней по течению части внешней гондолы подвижным в осевом направлении кольцевым элементом и размещенным радиально внутри гондолы коническим центральным обтекателем, отличающийся тем, что обтекатель выполнен по его наружной поверхности на длине L с углом образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =15-25° на выходе из сопла наружного контура с плавным переходом к углу турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =0-15° на срезе обтекателя, причем L/l=0,5-2,5, где l - величина осевого перемещения кольцевого элемента внешней гондолы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения.

Известен турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с нерегулируемым по площади соплом на выходе из двигателя (С.А.Вьюнов "Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей", стр.548, рис.13.3).

Недостатком известной конструкции является повышенная температура газа перед турбиной на взлетном режиме и увеличенный расход топлива из-за пониженного КПД вентилятора на крейсерском режиме в связи с большим расслоением линий рабочих режимов в земных и высотных условиях на характеристике вентилятора.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с регулируемым по площади соплом наружного контура, с расположенным в нижней по течению части внешней гондолы подвижным в осевом направлении кольцевым элементом и размещенным радиально внутри гондолы коническим центральным обтекателем (патент WO №9612881 А1, F02K 1/09).

Недостатками известной конструкции, принятой за прототип, являются увеличенные осевые габариты и вес регулируемого по площади сопла и турбореактивного двигателя в целом из-за увеличенной величины перемещения в осевом направлении кольцевого подвижного элемента при регулировании проходной площади сопла наружного контура.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в снижении осевых габаритов, веса и в повышении КПД турбореактивного двигателя сверхвысокой степени двухконтурности за счет профилирования наружной поверхности конического центрального обтекателя.

Сущность технического решения заключается в том, что в турбореактивном двигателе сверхвысокой степени двухконтурности с расположенным в нижней по течению части внешней гондолы подвижным в осевом направлении кольцевым элементом и размещенным радиально внутри гондолы коническим центральным обтекателем, согласно изобретению обтекатель выполнен по его наружной поверхности на длине L с углом образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =15°-25° на выходе из сопла наружного контура с плавным переходом к углу турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =0-15° на срезе обтекателя, причем L/l=0,5-2,5, где: l - величина осевого перемещения кольцевого элемента внешней гондолы.

Увеличение угла образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 обтекателя на выходе из сопла наружного контура способствует уменьшению осевого перемещения подвижного кольцевого элемента внешней гондолы, что способствует снижению осевых габаритов и веса турбореактивного двигателя, однако излишнее увеличение угла турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 может привести к отрыву потока и, как следствие, к повышению потерь тяги сопла наружного контура с соответствующим повышением удельного расхода топлива двухконтурного турбореактивного двигателя.

При турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 <15° - возрастает вес и осевые габариты двухконтурного турбореактивного двигателя сверхвысокой степени двухконтурности, а при турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 >25° - возрастают гидравлические потери тяги из сопла наружного контура.

Для снижения потерь тяги сопла наружного контура угол образующей конуса наружной поверхности центрального обтекателя изменяется вниз по течению потока от турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =15-25° до турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =0-15°.

При турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 <0° увеличивается осевая длина двигателя и потери тяги сопла внутреннего контура.

При турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 >15° возрастают гидравлические потери тяги сопла наружного контура.

На фиг.1 изображен продольный разрез турбореактивного двигателя сверхвысокой степени двухконтурности.

На фиг.2 - элемент l на фиг.1 в увеличенном виде.

Турбореактивный двигатель 1 сверхвысокой степени двухконтурности состоит из вентилятора 2, канала наружного контура 3 с установленным на выходе регулируемым по площади соплом 4 наружного контура и канала внутреннего контура 5 с размещенными в нем компрессором низкого давления 6, компрессором высокого давления 7, камерой сгорания 8, турбиной высокого давления 9, турбиной низкого давления 10 и соплом внутреннего контура 11. Канал наружного контура 3 ограничен с внешней стороны гондолой 12, в нижней по течению потока воздуха 13 части которой расположен подвижный в осевом направлении кольцевой элемент 14 сопла 4, который при своем осевом перемещении на величину l может занимать крайние положения 15 и 16 с минимальной проходной площадью сопла F1 и с максимальной проходной площадью сопла F2 соответственно. Радиально кольцевому элементу 14 на выходе из сопла 4 расположен конический центральный обтекатель 17, который по наружной поверхности 18 на выходе из сопла 4 наружного контура 3 выполнен на длине L с углом образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 с плавным переходом к углу турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 на срезе обтекателя внутреннего контура 17.

Работает устройство следующим образом. При работе турбореактивного двигателя сверхвысокой степени двухконтурности 1 на взлетном режиме сопло 4 наружного контура 3 максимально открыто и занимает положение 16 с максимальной площадью F2, что увеличивает КПД вентилятора и снижает температуру газа перед турбиной высокого давления 9. С увеличением скорости полета, при переходе на крейсерский режим, сопло 4 наружного контура 3 закрывается и подвижный кольцевой элемент 14 перемещается в расположение 15 с минимальной площадью F1, что способствует повышению КПД вентилятора 2 и снижению удельного расхода топлива двигателя 1. Из-за увеличенного угла турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 образующей конуса на участке L обтекателя 17 величина осевого перемещения l кольцевого элемента 14 минимальна, что способствует уменьшению веса и осевых габаритов двигателя 1. Благодаря плавному переходу от угла образующей конуса турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =15-25° на выходе из сопла наружного контура 4 к углу турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, патент № 2316666 =0-15° на срезе обтекателя 17 потери тяги сопла 4 минимальны, что способствует повышению КПД двигателя 1.

Класс F02K1/09 осевым перемещением наружного элемента, например обечайки

гондола для двигателя летательного аппарата, имеющая сопло с регулируемым сечением(72вошель ги бернар (fr) -  патент 2494273 (27.09.2013)
телескопический линейный исполнительный механизм двойного действия с приводом от одного двигателя -  патент 2472272 (10.01.2013)
труба для выпуска газов из турбореактивного двигателя двухконтурной конструкции с сечением отверстия для выпуска газов или горловины, изменяющимся за счет перемещения вторичного обтекателя, и турбореактивный двигатель -  патент 2435053 (27.11.2011)
сопло с раздвижным раструбом -  патент 2378528 (10.01.2010)
сопловой насадок ракетного двигателя -  патент 2353791 (27.04.2009)
раздвижное сопло ракетного двигателя -  патент 2345239 (27.01.2009)
устройство для измерения пути движения насадков раздвижного сопла ракетного двигателя -  патент 2324144 (10.05.2008)
раздвижное сопло ракетного двигателя -  патент 2309283 (27.10.2007)
сопло с телескопически сдвигаемым насадком -  патент 2302549 (10.07.2007)
раздвижное сопло ракетного двигателя -  патент 2296237 (27.03.2007)
Наверх