авиационный комплекс

Классы МПК:B64D5/00 Летательные аппараты, транспортируемые другими летательными аппаратами, например отцепляемые в полете
B64D37/14 заправка или опорожнение баков
B64D39/00 Заправка топливом в полете
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РАДУГА" ИМЕНИ А.Я. БЕРЕЗНЯКА" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-25
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике. Авиационный комплекс включает самолет - носитель (1), в грузовом отсеке (4) которого на вращающемся барабане (2) многопозиционной пусковой установки (3) размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты (5), в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель (8) с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса (7). Топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак (14), размещенный в полости (6) корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака. Авиационный комплекс также включает источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители (27) с перекрывными клапанами (28). Источник топлива выполнен в виде топливного бака (24), размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи (29). Изобретение уменьшает длину магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшает их вес и гидравлическое сопротивление, упрощает их конструкции. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. авиационный комплекс, патент № 2317227

авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227 авиационный комплекс, патент № 2317227

Формула изобретения

1. Авиационный комплекс, включающий самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, отличающийся тем, что источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки и снабженного блоком топливоподачи.

2. Авиационный комплекс по п.1, отличающийся тем, что топливный бак установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а конкретно к системам заправки топливом в полете летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими летательными аппаратами, и может быть использовано в топливных системах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), отделяемых от самолета-носителя.

Известен принятый за прототип авиационный комплекс - патент РФ №2242404, состоящий из самолета-носителя (С-Н), в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки (МПУ) размещены отделяемые БПЛА, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса. Источник топлива С-Н и топливные системы каждого БПЛА соединены между собой линиями сообщения, содержащими разъемные соединители, до и после которых установлены перекрывные клапаны, имеющими общий участок между МПУ и топливной системой С-Н, снабженный узлом вращения. Топливная система каждого БПЛА на входе линии сообщения содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя.

Общими признаками с предложенным техническим решением являются следующие - авиационный комплекс включает самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами.

Недостатками данной конструкции являются:

- большая длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, как следствие, - их большой вес и гидравлическое сопротивление, и усложненность их конструкции,

- уменьшение запаса топлива в топливной системе С-Н при заправке БПЛА,

- необходимость задействования топливной системы С-Н,

- невозможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого (отличного от топлива С-Н) вида.

Предлагаемым изобретением решаются технические задачи уменьшения длины магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшения их веса и гидравлического сопротивления, упрощения их конструкции, сохранения запаса топлива в топливной системе С-Н и исключения ее задействования, возможности заправки бака БПЛА дегзированным топливом или топливом другого вида.

Для достижения указанного технического результата в авиационном комплексе, включающем самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; а также включающем источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи. Для обеспечения универсальности конструкции барабана топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата. Топливный бак может быть размещен в свободном объеме в центре барабана МПУ. А блок топливоподачи может быть реализован в виде любого известного устройства, например электронасоса или вытеснительной системы, содержащей газогенератор или баллон сжатого газа с пусковым клапаном, задействуемых системой управления С-Н.

Отличительными признаками предлагаемого решения от указанного выше являются следующие - источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане МПУ, и снабжен блоком топливоподачи. Топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигается следующий технический результат:

- уменьшается длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшается их вес и гидравлическое сопротивление, упрощается их конструкция;

- сохраняется запас топлива в топливной системе С-Н, исключается ее задействование;

- появляется возможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого вида;

- обеспечивается универсальность конструкции барабана МПУ.

Предложенное техническое решение может найти применение при создании топливных систем БПЛА.

Предлагаемый авиационный комплекс иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-7.

На фиг.1 изображен поперечный разрез фюзеляжа самолета-носителя авиационного комплекса.

На фиг.2 изображен вид сбоку авиационного комплекса в районе грузового отсека самолета-носителя при снятой обечайке фюзеляжа самолета-носителя (вид В, фиг.1).

На фиг.3 изображено продольное сечение корпуса беспилотного летательного аппарата в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение А-А, фиг.1).

На фиг.4 изображено сечение А-А фиг.1 при выдвинутом положении маршевого двигателя БПЛА и заправленном эластичном топливном баке.

На фиг.5 изображено поперечное сечение БПЛА в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение Д-Д, фиг.3).

На фиг.6 изображено поперечное сечение БПЛА при выдвинутом маршевом двигателе (сечение Е-Е, фиг.4).

На фиг.7 изображена принципиальная схема топливной системы авиационного комплекса.

Представленный на фиг.1-7 авиационный комплекс содержит: самолет - носитель 1; вращающийся барабан 2 многопозиционной пусковой установки 3, расположенный в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1; БПЛА 5, в полости 6 корпуса 7 которых размещен маршевый двигатель 8 с пилоном 9, а также рычажный параллелограмный механизм 10 с приводом 11 выдвижения двигателя 8 в рабочее положение и фиксаторами внутреннего 12 и внешнего 13 положений двигателя.

В полости 6 каждого БПЛА размещается эластичный топливный бак 14, состоящий из двух частей 15 и 16 (для размещения переднего рычага выдвижения двигателя), сообщенных между собой через фланцы 17 и 18 переливным каналом 19. топливо из эластичного бака 14 в основной бак 20 БПЛА поступает по линии 21 с насосом 22 и перекрывным клапаном 23.

Топливный бак 24 стыкуется на барабане 2 на тех же узлах, что и БПЛА 5, соединяется с БПЛА топливными линиями 25 и коллектором 26.

Линии 25 содержат разъемные соединители 27, установленные на барабане, до и после которых установлены перекрывные клапаны 28. Подвесной топливный бак снабжен блоком топливоподачи 29, сообщенным линиями 25 через перекрывные клапаны 28 и разъемные соединители 27 с эластичным топливным баком 14 каждого БПЛА. Основной топливный бак 20 БПЛА 5 сообщен с маршевым двигателем 8 магистралью 30 подачи топлива.

Устройство работает следующим образом.

Топливный бак 24 устанавливается в заправленном виде на барабан 2 одновременно с БПЛА 5. Производится стыковка разъемного соединителя 27 и системы задействования (не показана) блока топливоподачи 29 с системой управления С-Н (не показана).

Перед запуском БПЛА 5 задействуется вращение барабана 2 многопозиционной пусковой установки 3 в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1 таким образом, чтобы предназначенный для отделения БПЛА 5 располагался в нижней части напротив люка грузового отсека 4 самолета-носителя 1.

Перед отделением БПЛА 5 расфиксируется убранное положение двигателя 8 выдергиванием фиксатора 12 внутреннего положения и двигатель 8 выпускается задействованием привода 11 и механизма 10 и становится на фиксатор 13 внешнего положения, выдвигаясь за обводы корпуса 7.

Системой управления С-Н включается система задействования блока топливоподачи 29, открываются перекрывные клапаны 28 на линии 25 соединения топливного бака 24 и эластичного топливного бака 14 пускового БПЛА и топливо из топливного бака 24 по линии 25 и коллектору 26 под действием гидростатического перепада давления и под воздействием блока топливоподачи 29 бака 24 поступает в эластичный топливный бак 14, который расправляется и занимает после завершения заправки объем в полости корпуса 7 БПЛА, освободившийся после выдвижения двигателя 8.

После завершения заправки эластичного бака 14 закрываются перекрывные клапаны 28, отключается блок топливоподачи 29 и осуществляется отделение БПЛА 5 с разъемом соединителей 27, затем запускается двигатель 8.

В автономном полете БПЛА 5 задействуется система выработки из эластичного топливного бака 14 - системой управления БПЛА 5 открывается клапан 23 и включается насос 22 и топливо по магистрали 21 перетекает в основной топливный бак 20, из которого по магистрали 30 поступает в маршевый двигатель 8, обеспечивая увеличение максимальной дальности полета БПЛА 5.

Класс B64D5/00 Летательные аппараты, транспортируемые другими летательными аппаратами, например отцепляемые в полете

многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту -  патент 2526633 (27.08.2014)
система отделения отсека летательного аппарата (варианты) -  патент 2524755 (10.08.2014)
способ отделения отсека летательгого аппарата -  патент 2516906 (20.05.2014)
способ размещения высотной платформы и высотная платформа -  патент 2506204 (10.02.2014)
способ сопровождения боевых самолетов канцера -  патент 2495472 (10.10.2013)
богданова авиационная ракетная система -  патент 2481244 (10.05.2013)
способы взлета и посадки летательных аппаратов и взлетно-посадочная система для осуществления этих способов -  патент 2466913 (20.11.2012)
система запуска и установка запуска -  патент 2438940 (10.01.2012)
способ вывода в космос космических объектов с помощью многоразовой системы и система для многоразового вывода в космос космических объектов -  патент 2432303 (27.10.2011)
комплексная система для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, супертяжелый реактивный самолет-амфибия для нее (варианты) и способ осуществления запуска -  патент 2397922 (27.08.2010)

Класс B64D37/14 заправка или опорожнение баков

способ эксплуатации системы управления подачей топлива воздушного судна -  патент 2495798 (20.10.2013)
способ сопровождения боевых самолетов канцера -  патент 2495472 (10.10.2013)
система для удаления воды -  патент 2494930 (10.10.2013)
система для удаления воды -  патент 2475422 (20.02.2013)
топливный бак летательного аппарата -  патент 2390472 (27.05.2010)
топливозаправщик с вакуумированием -  патент 2380293 (27.01.2010)
топливозаправщик с охладителем -  патент 2380292 (27.01.2010)
бортовая топливомерно-расходомерная система маневренного самолета с компенсацией по диэлектрической проницаемости топлива -  патент 2327615 (27.06.2008)
бортовая топливомерно-расходомерная система самолета с компенсацией по диэлектрической проницаемости топлива -  патент 2327614 (27.06.2008)
бортовая топливомерно-расходомерная система самолета с компенсацией по температуре и диэлектрической проницаемости топлива -  патент 2327613 (27.06.2008)

Класс B64D39/00 Заправка топливом в полете

Наверх